Способ нерезкого маскирования применяется для понижения глобального контраста при сохранении локального. Если негатив проявить до высокой гаммы, то он будет резче только потому, что значение MTF для всех пространственных частот будет выше. И для самых маленьких тоже. Но с такого негатива невозможно напечатать нормальный отпечаток - слишком велик диапазон плотностей. Однако, совместив его с нерезкой позитивной маской, можно этот диапазон ужать до приемлемого для печати на нормальной бумаге. При сохранении высоких значений MTF на высших частотах. То есть, с резкостью негатива вообще ничего при этом не происходит. Она не понижается и не повышается ни на йоту.
А вот в фотошопе делается всё с точностью до наоборот. Повышается значение MTF на нижних частотах, при этом напрочь убивается значение MTF на высших.
Нерезкое маскирование, как оно и было когда-то задумано, "натуральное", так сказать, до сих пор применяет Кристофер Беркетт. Только "поканально" при адиттивной печати со своих слайдов. Но принцип тот же. Резкость, как видите, здесь вообще не при чём.
То, что ч/б отпечатки, отпечатанные с нерезкой маской, выглядят куда резче и самое главное - богаче мелкими деталями, нежели отпечатки с вяло проявленных негативов, прямая заслуга ядрёной проявки негативов, а вовсе не технологии печати.
Между "нерезкой маской" и "шарпом" нет ничего общего. Они вообще антиподы.
Уточнение. Маска, то есть позитивное изображение - резкая. Но при совмещении её с негативом между негативом и позитивом в контактном станке (или в негативной рамке увеличителя) делается зазор. Например, кладётся лист целлулоида или лавсана. Освещается это всё диффузным светом. Таким образом на мелкие детали маска никакого влияния не оказывает.
То, что написано в книге "Way beyond monochrome", вводит читателей в заблуждение. Хотя в начале главы авторы и указывают на то, что они не собираются рассматривать применение нерезкой маски для случая печати с сильноконтрастного негатива. Перепроявленного, как они намекают. Однако это единственно верное применение такого маскирования в тёмной комнате.
С тех пор, как появилась фотография, многие желали бы увеличить резкость своих отпечатков. Но делать так, как предлагают авторы этой книжки, это, извините, какой-то дурдом. Куда проще получить тот же "шарп" в виде краевых эффектов на самом негативе при соответствующей проявке. Или использовать резкую оптику как при съёмке, так и при печати (если печать проекционная).
Из за того, что сегодня никто практически (кроме Беркетта) не применяет эту методу, но многие любят умничать в интернетах, а как известно, всякая глупость куда легче застревает в памяти, то вспоминают именно то, что описано в "Way beyond monochrome". А это всего лишь дань цифровым технологиям. Хотя стопудово когда-то применяли и этот метод, например, когда надо было напечатать большой транспарант с фигового негатива фиговой оптикой. Но применение этого метода в художественной фотографии вызывает большие сомнения.