В последнее время наступило оживление в этой ветке http://club.foto.ru/forum/20/424097 . Но у нее тематика довольно узкая. Приятно, что есть еще люди, снимающие этим форматом.
127 формат – это пленка шириной 46 мм, на которую вмещается 12 квадратных кадров 4х4 см. Бывают камеры, дающие кадры 3х4 и 6х4. Устройство пленки ничем не отличается от 120 – пленка без перфорации, но с ракордом. У катушки есть прорезь на выступающей оси с одной стороны. Катушки бывают старые металлические и современные пластмассовые с латунной осью с одной стороны. Металлические дюже надежнее и рекомендуются в качестве приемных на Роллейфлексах. Из пластика иногда латунная вставка выворачивается.
Формат очень старый – скоро 100 лет. Впервые был запущен Kodak для их Kodak Vest Pocket в 1912 году. До войны было выпущено много камер в этом формате. Расцвет пришелся на 50-60-е годы, когда были выпущены лучшие камеры этого формата. Именно тогда формат получил название «суперслайд» из-за того, что кадр можно было вставить в стандартную рамку 5х5 см и демонстрировать на обычном проекторе при лучшем качестве. Площадь кадра-то в два раза больше, чем у 35мм пленки, при том, что сами камеры подчас компактнее. Именно этим меня и подкупил этот формат – этакий «СФ в кармане». А если учесть, что я большой поклонник двуглазых Rollei, то совсем хорошо.
Потом мир изменился и все заполонила 35 мм пленка. О суперслайдах незаслуженно забыли. В 90-е годы Kodak и другие крупные производители прекратили выпуск 127 пленки и единственным вариантом была Efke R100, выпускаемая в Хорватии. В последнее время интерес к этому формату начинает расти. Косвенные свидетельства этому – увеличение стоимости камер 4х4 на Ebay и возобновление выпуска пленки. В этом году Rollei Films начал производство ч/б пленки, а к концу года обещает слайд.
На одном из сайтов нашел забавный список «за» и «против» Ролляя 4х4. Пока привожу без перевода и комментариев.
PROS
1. The lens is a sharp Schneider 60mm f/3.5. Negatives are easy to print.
2. It’s great in the studio as it will sync flash at 1/500 second with it’s Compur leaf shutter.
3. It’s a square format camera. No need to ever turn the camera to get a vertical shot.
4. Super Slides. 4x4 mounted slides will fit in a standard 35mm slide projector and they look great when projected (Well since 127 E6 film is no longer made, this may not apply anymore!)
5. No viewfinder black out. You see exactly what was taken.
6. Lightweight. It’s a lot smaller than a 6x6 TLR. Easy to carry backpacking.
7. Doesn’t need batteries. Will never run out of power!
CONTRAS
1. 127 film is very hard to find
2. No internal light meter
3. No auto focus or auto exposure (you have to think about what you are doing!).
4. Square negatives have to be cropped if you want a rectangular print.
5. 127 film is hard to find
6. 4x4 accessories are hard to find.
7. Viewfinder is dim.
8. No digital back. Scanning 127 negatives (46mm) is hard to do.
9. 127 film is hard to find. Not many varieties available. Did I mention this before?
Камеры
Камер 127 формата выпущено довольно много. Самый полный список можно найти на сайте английского клуба 127-водов http://www.onetwoseven.org.uk/ . Там же есть несколько статей, небольшая галерея и форум.
Хороший исторический обзор с упоминанием самых известных камер, множеством фотографий и размышлениями о судьбе формата http://www.photographyhistory.com/cc6.html . В этой статье 127 формат назвали «принцем среднего формата».
Я здесь очень кратко скажу о самых известных и достойных камерах в этом формате. Потом, при наличии большего времени, сделаю более полные обзоры с примерами фото.
И естественно, начну с прародителя.
Kodak Vest Pocket
Выпускалась с 1912 года с мениском, кодаковским анастигматом и специальные модели с цейсовским объективом.

Прекрасный обзор на русском с описанием, фото камеры и примерами вот здесь http://amirko.livejournal.com/316972.html
Обратите внимание на резкость и контрастность мениска на «мыльнице» столетней давности.
Вот более современная модель. Правда на ней пропали выдержки 1/25 и 1/50 и осталась только 1 секунда и ручная. Непонятно. http://amirko.livejournal.com/76324.html
Существует также большое количество любительских ретро-камер, вроде Brownie. Я не буду о них говорить. Упомяну лишь «цвет» 127 формата, с помощью которого можно получить достойные снимки, сравнимые с СФ. Практически все – TLR.
Rolleiflex 4x4
Наверное, технически самая совершенная и надежная камера из всего 127 формата (я имею в виду послевоенную модель). По сути – уменьшенный Rolleicord. Выпускались с 1931 по 1968 год трех основных видов. Довоенные с Тессаром 3,5 и 2,8, послевоенные с Ксенаром 3,5. Самые распространенные как раз послевоенные. Выпускались в основном серого цвета. Их было выпущено 62000 штук. Самые последние – черные. Их сделали всего 5000, поэтому цена на них значительно выше (доходит до 800$).

Объективы: Schneider Xenar 3,5/60мм Bay1
Heidosmat 2,8/60mm, Bay1
Затвор: Synchro Compur MXV, 1 - 1/500 sec., B, X-sync., автоспуск.
Размеры: 12.3x8.9x8.1см.
Вес: 700 г
Матовое стекло без наворотов, но очень тонкого матирования, наводится легко, особенно с лупой. Полностью автоматический счетчик кадров.
К камере подходят все фильтры на внутренний байонет BayI, но на наружный можно нацепить только специальную бленду для этого фотоаппарата. Она имеет вырез в верхней части.
Primo Jr или Sawyer's Mark IV (1958-60)
Мне кажется, когда японцы делали эту камеру, они поставили перед собой цель скопировать не Rolleicord, а Rolleiflex. Отсюда – «мясорубочная» ручка перемотки кадра и объектив f/2,8. Модель сравнима по качеству сборки и отделки с Ролляем, а в чем-то превосходит его. Главное – это резкий и светосильный объектив Topcor 60 f/2,8 (тессароподобный) и более яркий видоискатель. Выпускалась в Японии под собственной маркой Primo и для Америки как Sawyers Mark IV. Затвор Seikosha-MXL или Seikosha-SLV (B, 1–500), диафрагма 2.8-22. Первый кадр задается по красному окошку.

Существует редкая модель со встроенным экспонометром

Yashika 44
Также существует две модели. Попроще с триплетом Yashikor 60mm f/3.5.

Вот ее обзор с примерами фото http://amirko.livejournal.com/316658.html.
И более продвинутая Yashika 44LM – с тессарообразным 60mm f/3.5 Yashinon и экспонометром.

На обеих стоит затвор Copal SV 1-1/500. У меня есть LM. После Ролляя выглядит сильно попроще – винил вместо кожи, тонкие алюминиевые наклейки с печатью вместо гравированных шкал.
Minolta Miniflex

Известна, в основном, своей редкостью и ценой, зашкаливающей за 1000$.
Ricohmatic

Единственная автоматическая камера 127 формата. Довольно страшная, на мой взгляд. :D
Из SLR известны только мифическая Exacta VP и более распространенная Kowa Komaflex-S с несменным объективом 65 f/2,8.

Пленка – где купить и как проявить
Пленка – основной камень преткновения в 127 формате. Во-первых, выбор готовых невелик. Мне известны:
Черно-белая
Efke R100 http://www.fotokemika.hr/details/35/0/black-white-films/120-127
Инфракрасная Efke IR820 http://www.fotokemika.hr/details/46/0/black-white-films/120-127
Rollei retro 80s http://macodirect.de/rollei-retro-p-1632.html
C-41
Bluefire Murano 160 http://www.frugalphotographer.com/cat127.htm
MACO UCN 200 http://macodirect.de/maco-ucn-200-127-c-416_427_119_307.html
Rollei Crossbird 127 http://macodirect.de/rollei-crossbird-p-1784.html?language=en (шибко креативная пленка с нереальными цветами)
E-6
Ждем Rollei DIGIBASE® CR 200
Некоторые интернет-магазины режут и мотают различные виды 120 пленки. Поэтому даже сейчас можно купить что-то. Например, http://www.bhphotovideo.com/c/product/581113-USA/Fujifilm__RVP_127_Fujichrome_Velvia.html
Во-вторых, где ее взять.
Можно получить тремя путями.
1. Неожиданный для всех, в том числе и для меня. В Москве – самый простой способ - заказать в Фотофрейме, которые являются дилерами Efke в России. Заказать можно , написав или позвонив Киселевой Ирине Борисовне. Все реквизиты на их сайте (который фотосейл) в разделе "Доставка" . Заказ от 10 штук, цена 4,24 евро.
2. Сложно и надежно. Интернет-магазины за рубежом.
Я заказывал здесь http://www.fotoimpex.de/shop/filme/mittelformatfilme-127/ по 3,41 евро за штуку. Отправили по почте, все пришло. Также можно использовать:
http://www.macodirect.de
http://www.bhphotovideo.com
http://www.digitaltruth.com
http://www.freestylephoto.biz
3. Самый дешевый и геморройный метод - порезать и намотать самому.
Есть описания различных устройств на основе старых камер, например http://vincechanblog.ca/slitters/slitters.html или http://album.foto.ru:8080/photos/or/271091/780675.jpg . Также это обсуждалось здесь http://club.foto.ru/forum/view_topic.php?topic_id=424097&topic_id=424097&mode=l&page=2#listStart . В этом топике, кстати, Олег_Л рассказывает о том, как он вставляет 135 пленку в 127 камеры.
Проявка
Многие бачки Paterson и Jobo имеют положения для проявки 127 пленки.
Таблица проявки Efke R100 http://twisted.org.uk/~moondog/127/articles/devtimes/
В Москве вроде бы берутся это сделать http://classiclab.ru/ и http://www.orwo.zagruz.info/film-dev.html . Также служба техподдержки Фотопроекта подтвердила, что они могут без проблем проявлять 127 формат.
Пока для меня остался нерешенным вопрос сканирования и печати в лабах.
Рамки для суперслайдов
http://www.gepe.com/website/index.asp?pageID=239&showProdID=77 и http://www.frugalphotographer.com/cat127.htm .
Пожалуйста, пишите все, кому интересно, отмечайтесь те, у кого есть такие камеры и опыт работы с ними. Дополняйте любой информацией. Давайте не дадим загнуться этому замечательному формату.