Готика in Kiev
Комментарий автора:
Национальный дом органной и камерной музыки.
Костелу на Большой Васильковской, несмотря на непростую судьбу, в общем-то, везло. Первым везением можно считать, что в его судьбе принял участие Владислав Городецкий. Сооружение грандиозного здания по проекту архитектора Валовского на ненадежных грунтах долины Лыбеди представляло более чем серьезную проблему. Великий новатор не только с блеском справился с инженерной задачей, но и вдохнул жизнь в несколько тяжеловесный замысел. Верный своей традиции сочетать несочетаемое Городецкий создал стройное ажурное здание – подлинный шедевр в стиле псевдоготики – из … железобетона. Костел освятили в 1909 году, не дожидаясь завершения строительных работ. Советская власть закрыла костел, но не разрушила его как десятки других киевских храмов. В здании был размещен склад, затем архив. Во Вторую мировую костел сильно пострадал и в этом состоянии просуществовал до конца семидесятых в качестве плацдарма в информационной войне с империалистами – в здании были размещены так называемые «глушилки», призванные забить в эфире вражеские «голоса» и «волны».
Неожиданный поворот в судьбе костела случился в самый пик застоя – в конце семидесятых. По воспоминаниям В. Врублевского, тогдашнего помощника В. Щербицкого, на «первого» произвел большое впечатление специально для него устроенный концерт органной музыки во время посещения Чехословакии. Было принято решение открыть в Украине несколько органных залов. Самый крупный – киевский – решили разместить в костеле Св. Николая. Подлинным вдохновителем и организатором работ стал талантливый органист и педагог, профессор консерватории Арсений Николаевич Котляревский. Здание реставрировали с нетипичным для того времени вдохновением и любовью. В мельчайших деталях был проработан внешний вид и интерьер. Витражи изготовили в Литве, специальную стилизованную мебель во Львове, паркет в Киверцах Ивано-Франковской области. Чешская фирма Ригер-Клосс специально для зала построила большой концертный 55-регистровый орган. Благодаря удачному подбору регистрового склада, прозрачный во всем диапазоне звучания инструмент прекрасно подходил для исполнения музыки различных эпох и направлений. Открытый в 1981 году Дом органной и камерной музыки оказался на тот момент едва ли не самым стильным залом в городе. Долгое время достать билеты на концерт считалось большой удачей. Под крышей органного зала собрались многие талантливые исполнители и коллективы. Вскоре и зал и орган стали известны далеко за пределами Союза – поток органистов, желающих выступить в зале, дал импульс организации регулярных международных фестивалей органной музыки (в 2002 году прошел девятый по счету). После закрытия Колонного зала филармонии на длительную реставрацию зал оказался единственным в своем роде в Киеве, и в его стенах зазвучала уже не только камерная, но и симфоническая музыка. В 1998 году Дом органной и камерной музыки получил статус Национального. Концерты в зале проходят шесть дней в неделю с сентября по июль включительно, иногда в две смены. Репетиционное время расписано с утра до ночи – репетиции проходят и после вечерних концертов. И хотя полные залы на концерте нынче редкость, но пустых залов здесь тоже не помнят давно – ежемесячно концерты посещают несколько тысяч человек. Это не так и мало, если учесть, что классические концерты по-прежнему элитны, но, увы, уже менее престижны, чем фуршеты и презентации.
Вадим Колесниченко
http://www.interesniy.kiev.ua/old/architecture/buildings/organ29
Разворачивайте, господа!
Комментарии
Комментариев нет