ДРУИДНОЕ: Природа Искусства
Комментарий автора:
Аристотель вовсе не отождествляет искусство с природой, но понимает первое как то, что возникает «из другого» (то есть из другого материала), а природу – как то, что возникает из самого себя. Однако термин «случай» звучит гораздо более положительно в тех местах, где Аристотель имеет в виду просто нахождение тех или иных предметов или героев для произведений искусства, когда требуется проведение какой-нибудь идеи, а материалы для этого могут быть самые разнообразные (Poet. 14, 1453 b 32 – 1452 a 2). «Случайность» «tyche» и «само собой» (automaton) Аристотель, вообще говоря, противопоставляет как искусству, так и природе, очевидно, понимая в данном случае под природой абсолютную необходимость (XII 3, 1070 a 6 – 9). <…> Все животные [кроме человека] живут образами воображения и памяти, а опытом пользуются мало; человеческий же род прибегает также к искусству (techne) и рассуждениям. Ибо опыт создал искусство, как говорит Пол [софист, ученик Гория], – и правильно говорит, а неопытность – случай (I 1, 980 a 27 – 981 a 5).
(А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика)
Комментарии
Комментариев нет