О пользе государевой опалы...
Комментарий автора:
...для современных путешественников.
...В середине семнадцатого века Россия, как и Европа пять столетий ранее, становится полем битвы между властью духовной и властью светской. В Европе одиннадцатого-двенадцатого веков отношения выясняли римские папы и германские императоры, в России семнадцатого - царь и патриарх.
Первый Романов, Михаил, впрочем, слушал патриарха Филарета как отца родного, поскольку тот и был его родным отцом. Его сын Алексей Михайлович поначалу также во всем советовался с патриархом-реформатором Никоном, велел называть его Великим Государем и даже преклонял перед ним колени. Повзрослев, однако, осознал, что государь в государстве может быть только один...
Амбициозный Никон складывает с себя патриаршие полномочия и покидает Москву, надеясь, что царь лично явится за прощением и все пойдет по-прежнему. Царь не является...
Местоблюстителем патриаршего престола, ВРИО патриарха, в это смутное для церкви время становится митрополит Ростовский и Ярославский Иона, к которому Никон всегда благоволил. Так продолжается два года, пока Никон, не дождавшись царских гонцов, сам не заявляется в Кремль. Испуганный Иона признает его в качестве законного патриарха...
Разгневанный царь отправляет в опалу и Никона, и Иону. Последний, правда, отделывается весьма легко - его просто возвращают в Ростов, где он и остается митрополитом на протяжении практически сорока лет, до самой своей смерти.
Если в первый свой митрополичьий срок Иона особо не занимался облагораживанием собственной резиденции, справедливо ожидая новых высоких назначений, то, оказавшись в опале, не предвидя никаких перемен в судьбе, он сосредоточил на этом всю свою нерастраченную энергию, став воистину митрополитом-строителем. Так государевой опале мы обязаны красивейшим ростовским Кремлем, практически в целости и сохранности дошедшим до наших дней.
Комментарии
Комментариев нет