Редкая птица
Комментарий автора:
Опять же воздушный праздник в Кубинке 5 мая. В числе выставленной техники был редкий ныне (а в нашей стране - единственный) американский административно-деловой самолёт Рокуэлл "Сэйбрлайнер 60" (Rockwell Sabreliner 60).
Справка: Самолёт вообще-то разрабатывался компанией "Норт Америкэн" (той самой, что создала истребитель F-86 "Сэйбр" - чувствуете связь названий? :) ) как учебно-тренировочный для ВВС США по программе UTX (Utility Trainer Experimental - экспериментальный УТС/вспомогательный самолёт общего назначения). Разработка началась в августе 1956 г. Прототип в гражданском исполнении (заводское обозначение NA264) с турбореактивными двигателями "Дженерал Электрик" YJ85 совершил первый полёт 16 сентября 1958 г. Вскоре последовал заказ на серию от ВВС и ВМС США; серийные машины с ТРД "Прэтт энд Уитни" JT12 назывались T-39A (для подготовки пилотов тяжёлых самолётов и перевозки командного состава) и T-39B/T-39D (для подготовки операторов радаров).
Первый гражданский вариант, просто "Сэйбрлайнер" (NA265-40), соответствовал T-39A и был сертифицирован в апреле 1963 г. В июне 1966 г. пошёл в серию "Сэйбрлайнер 40" с увеличенной крейсерской скоростью и перекомпонованным салоном. На "Сэйбрлайнере 60" фюзеляж удлинили на 97 см, увеличив число окон салона с трёх до пяти с каждого борта. "Сэйбрлайнер 60A" имел аэродинамические усовершенствования. "Сэйбрлайнер 75" отличался переработанным фюзеляжем, за счёт чего стал просторнее салон (увеличилась высота потолка).
В 1973 г. (к тому времени компания "Норт Америкэн" вошла в состав концерна "Рокуэлл Интернэшнл") появился "Сэйбрлайнер 75А", оснащённый двухконтурными ТРД "Дженерал Электрик" CF700. С декабря 1979 г. строился и "Сэйбрлайнер 65A", аналогичный сериям 60A и 75, но оснащённый ТРДД "Гэрретт ЭйРисёрч" TFE731-31D.
В 1981 г. семейство "Сэйбрлайнер" сняли с производства. Было выпущено свыше 600 гражданских машин и 200 военных T-39.
На снимке - "Сэйбрлайнер 60", носивший до продажи в Россию американскую регистрацию N306CF (заводской № 306-13) и имя "Flipper II". Первым российским владельцем был аэроклуб "КВС", расположенный на подмосковном аэродроме Мячково; там самолёт имел номер RA-3077K по реестру Федерации любителей авиации (ФЛА РФ). Позже самолёт был продан кУбинскому аэроклубу Российского оборонного спортивно-технического общества (РОСТО), получив нынешний номер RF-14423.
Комментарии
Комментариев нет