К Белому морю
Комментарий автора:
Снято с большого расстояния, поэтому за качество прошу не корить но, завершая фотосерию по Беломорканалу, нельзя не рассказать этот объект:
Шаваньская плотина - самая высокая из 5 основных плотин Беломорканала. Одно из чудес мировой гидротехники, держит напор (разницу уровней) 18 метров, а построена из местных материалов: дерева и земли.
Вот что удалось почерпнуть из пресловутой "книги 36 писателей" "Канал имени Сталина" под редакцией М.Горького (не дословно):
Чтобы выдерживать напор, были использованы наклонные ряжи (бревенчатые срубы), внутри тела плотины постоянно находилась вода, предохраянющая дерево от гниения. В отсутствии подходящего грунта строили из слоев (экранов) песок-торф-песок. Такая конструкция держала воду. Скальное основание оказалось ненадежным, во избежании фильтрации его пришлось взрывать и бетонировать. Котлован плотины закончили к маю 1932 г. "Ряжи стояли на бетонном фундаменте; загружали ряжи сначала камнем, затем щебнем, гравием, песком, торфом, снова гравием и песком... Последняя стадия-обшивка деревом всего тела плотины". Строило плотину, по-видимому, Надвоицкое отделение (?) БЕЛБАЛТЛАГа
Спроектировал ее Климент Михайлович Зубрик. Родился в 1890 г., в рабочей семье, в 1913 сумел стать инженером-гидротехником. В конце 20-х арестован за "вредительство при строительстве оросительных каналов в Средней Азии" вместе со всей группой инженеров школы известного ученого Ризенкамфа(?). За что? На этот вопрос книга прямого ответа не дает. Один из этой группы, Сергей (?) Будасси написал так: "Будучи в прошлом связан с...крупным частным капиталлистом, разделял его интересы. В условиях советского строя я стремился к созданию БЛИЗКИХ К ДОРЕВОЛЮЦИОННЫМ (т.е. человеческих? (С.)) условий труда, что могло быть осуществлено путем привлечения иностраных капиталлистов. Потому я примкнул к вредительской группе средней Азии".
Почти все "ташкентцы" попали в ОКБ ОГПУ, проектировать Беломорканал, потом в Медвежьегорск,строить его.
По завершени строительства Зубрик, как и строитель соседней, Маткожненской плотины (16 м.) Орест Валерьянович Вяземский освобождены, награждены орденами Трудового Красного Знамени. Всего из примерно 110 тыс. з/к Беломорканала снята судимость и восстановлены в гражданских правах 500 чел, освобождены без снятия судимости 12848 чел. Почти все условно-досрочно освобожденные инженеры Беломорстроя были направлены на следующую стройку ГУЛАГа-канал Москва-Волга. Как сложилась их дальнейшая судьба? Остались ли они на свободе? Это вопрос, ожидающий исторического исследования.
Деревянная плотина простояла 70 лет. И только несколько лет назад, когда для какого-то ремонта слили воду из Воицкого озера, древесина ненадолго оказалась на воздухе и ее состояние резко ухудшилось.
А вот это по-моему очень точно про сегодняшний канал:
К.К Случевский
"В Заонежье"
"Верст сотни на три одинокий
Готовясь в дебрях потонуть,
Бежит на север неширокий,
Почти всегда пустынный путь.
Порою по часам по целым
Никто не едет, не идет.
Трава над семенем созрелым
Между колей его растет.
Унылый край в молчаньи тонет.
И в звуках медленных, без слов.
Одна лишь проволока стонет
С пронумерованных столбов
Во имя чьих, каких желаний
Ты здесь, металл, заговорил?
Как непрерывный ряд стенаний,
Твой звук задумчив и уныл."
(Написано между Повенцом и Сумской пристанью, по трассе нынешнего ББК, за 50 лет до его постройки, 80-е г. ХIХ в. Процитировано из той же книги.)
Комментарии
Комментариев нет