К Белому морю

  • Название работы
    Плотина инженера Зубрика
  • Серия
  • Автор
  • Раздел
  • Дата добавления
    15 окт. 2004 г., 19:41:39
  • Оригинальное изображениe
    802x367 , EXIF
  • Рекомендовано, раз
  • Просмотры всего/ЧКФР
    1021 / 0
  • Добавлено в избранное, раз
  • Оценка ЧКФР/ХС
Комментарий автора:
Снято с большого расстояния, поэтому за качество прошу не корить но, завершая фотосерию по Беломорканалу, нельзя не рассказать этот объект: Шаваньская плотина - самая высокая из 5 основных плотин Беломорканала. Одно из чудес мировой гидротехники, держит напор (разницу уровней) 18 метров, а построена из местных материалов: дерева и земли. Вот что удалось почерпнуть из пресловутой "книги 36 писателей" "Канал имени Сталина" под редакцией М.Горького (не дословно): Чтобы выдерживать напор, были использованы наклонные ряжи (бревенчатые срубы), внутри тела плотины постоянно находилась вода, предохраянющая дерево от гниения. В отсутствии подходящего грунта строили из слоев (экранов) песок-торф-песок. Такая конструкция держала воду. Скальное основание оказалось ненадежным, во избежании фильтрации его пришлось взрывать и бетонировать. Котлован плотины закончили к маю 1932 г. "Ряжи стояли на бетонном фундаменте; загружали ряжи сначала камнем, затем щебнем, гравием, песком, торфом, снова гравием и песком... Последняя стадия-обшивка деревом всего тела плотины". Строило плотину, по-видимому, Надвоицкое отделение (?) БЕЛБАЛТЛАГа Спроектировал ее Климент Михайлович Зубрик. Родился в 1890 г., в рабочей семье, в 1913 сумел стать инженером-гидротехником. В конце 20-х арестован за "вредительство при строительстве оросительных каналов в Средней Азии" вместе со всей группой инженеров школы известного ученого Ризенкамфа(?). За что? На этот вопрос книга прямого ответа не дает. Один из этой группы, Сергей (?) Будасси написал так: "Будучи в прошлом связан с...крупным частным капиталлистом, разделял его интересы. В условиях советского строя я стремился к созданию БЛИЗКИХ К ДОРЕВОЛЮЦИОННЫМ (т.е. человеческих? (С.)) условий труда, что могло быть осуществлено путем привлечения иностраных капиталлистов. Потому я примкнул к вредительской группе средней Азии". Почти все "ташкентцы" попали в ОКБ ОГПУ, проектировать Беломорканал, потом в Медвежьегорск,строить его. По завершени строительства Зубрик, как и строитель соседней, Маткожненской плотины (16 м.) Орест Валерьянович Вяземский освобождены, награждены орденами Трудового Красного Знамени. Всего из примерно 110 тыс. з/к Беломорканала снята судимость и восстановлены в гражданских правах 500 чел, освобождены без снятия судимости 12848 чел. Почти все условно-досрочно освобожденные инженеры Беломорстроя были направлены на следующую стройку ГУЛАГа-канал Москва-Волга. Как сложилась их дальнейшая судьба? Остались ли они на свободе? Это вопрос, ожидающий исторического исследования. Деревянная плотина простояла 70 лет. И только несколько лет назад, когда для какого-то ремонта слили воду из Воицкого озера, древесина ненадолго оказалась на воздухе и ее состояние резко ухудшилось. А вот это по-моему очень точно про сегодняшний канал: К.К Случевский "В Заонежье" "Верст сотни на три одинокий Готовясь в дебрях потонуть, Бежит на север неширокий, Почти всегда пустынный путь. Порою по часам по целым Никто не едет, не идет. Трава над семенем созрелым Между колей его растет. Унылый край в молчаньи тонет. И в звуках медленных, без слов. Одна лишь проволока стонет С пронумерованных столбов Во имя чьих, каких желаний Ты здесь, металл, заговорил? Как непрерывный ряд стенаний, Твой звук задумчив и уныл." (Написано между Повенцом и Сумской пристанью, по трассе нынешнего ББК, за 50 лет до его постройки, 80-е г. ХIХ в. Процитировано из той же книги.)
Пожаловаться модератору
Пожаловаться на фото

Комментарии

Комментариев нет
Exif-данные фотографии
Exif-данные отсутствуют
Список рекомендовавших пользователей
Список пуст
Список оценивших пользователей
Список пуст
Список просмотревших
Список пуст
Оценки ЧКФР
Список пуст
Оценки ХС
Список пуст
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта