Беломорканал - 2
Комментарий автора:
Вот он, великий и ужасный.
Длина 220 км, 19 шлюзов, большая часть из которых - двухкамерные, итого 36 шлюзований. Сначала подъем на 70 м от уровня Онежского оз. на водораздельный Масельгский хребет, потом спуск на 103 м. к Белому морю. Большая часть пути проходит по водохранилищам, озерам, подпертым плотинами и затопленным речным долинам На этом снимке - участок собственно канала - Водораздельный канал. Видны ряжи (срубы из бревен, набитые камнями) для укрепления берегов. Точно таким канал предстал в августе 33 года Сталину, Ягоде и Кирову, прошедшим по только что открытому каналу на колесном пароходе "Анохин". Построен канал практически вручную без механизации, прорыт в плывунах и вырублен в скале ломом и аммоналом, плотины и прочие сооружения - из местных материалов - земля, камень, дерево. Все создано из ничего, как у Робинзона Крузо. На строительстве трудились 100-130 тыс. заключенных. Почти все производственные руководители, инженеры (кроме С.Жука) и даже значительная часть охраны - тоже заключенные. По последним данным, строительство стоило жизни 12374 заключенным, т.е. каждому шестому из строителей.
Сейчас построенный канал практически бездействует - за сутки а то и за несколько суток - одно - два судна. Даже в лучшие годы движение судов было крайне небольшим. Мелководный канал не мог принимать морские суда а мелкие грузы оказалось выгоднее возить железной дорогой. Приняв в начале 20 века решение строить Мурманскую железную дорогу (кстати, частично строили пленные), царь Николай в ствое время приостановил проектные работы по Каналу.
Зачем строили? На этот счет есть много разных мнений. Мое личное мнение - что цели стояли не экономические а политические - ГПУ демнострировало государству возможности задарма решать хозйственные задачи, и получало экономические смысл, на 2 десятилетия определивший последующую жизнь страны.
Отсюда и экономия на механизмах и мелководные габариты и рекордные темпы и необычайный размах рекламы подневольного труда.
Фотолюбителям возможно будет интересно, что в числе з/к Белбалтлага был один из сыновей легендарного петербургскго фотографа Карла Буллы. Вероятно, многие фотоснимки из архивов Беломорстроя сделаны его руками.
Выгозеро и водораздел к востоку от него - одни из самых глухих мест на Северо - Западе.
Последние 2 года на ББК вновь запретили фотографировать шлюзы. Видимо, свобода возвращается на круги своя...
Комментарии
Комментариев нет