Небо в часовни св Николая Чудотворца деревня Усть-Поча
Комментарий автора:
эта фотография идет как добавление к предыдущей, обе часовни носят имя св Николая Чудотворца но находятся в разных деревнях, первая в Вершинино, вторая в Усть-Поча. Комментарий поможет лучше понять строчки
На обеднях зайду помолиться в часовню
Сотни лет с неба смотрят тут образа,
И оставив завет, попрошу тихо бога,
Чтоб когда нибудь снова вернуться сюда.
Небо (небеса) — конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже — плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы архангелов или святых. Небо — облегчённый тип потолчного перекрытия позволяющий обходиться без промежуточных опор (столпов) даже при относительно большой площади храмового пространства. От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла, упирающиеся в наружное кольцо аналогичных балок, примыкающих к стенам. Таким образом, создаётся каркас, удерживающий перекрытие благодаря распору балок. Каждая грань имеет форму трапеции. Центральное кольцо — круглое, очень редко — имеет прямоугольную форму. Количество граней потолка может быть разным: 8, 12, 14, 15, 16, 24, их количество обычно возрастает с увеличением площади свода. Единственный образец 24-гранного неба находился в Успенской церкви села Нелазское. Нередко имеются также угловые грани-паруса. "Небо" в Усть-Поче: Сюжет росписи: "Архангелы" и "Житие Николая Чудотворца". На гранях "Неба" помещены фигуры архангелов и евангелистов, однако вместо "Распятия" на восточной грани - "Николай Чудотворец" - патрон часовни. В нижней части каждой грани расположены клейма со сценами из жития святого. Небо в Усть-Почае подписное, что является большой редкостью. Смотритель часовни историк М.Гусева обнаружила на досках интересные записи: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым (Фёдор Захароыич Иок) В "небе" - 12 граней
Скажу я Вам, чисто топорная работа, без единого гвоздя. Стоит заметить, раньше на Руси топором работали куда лучше чем нынче пером. По боковым стенам развешенны заветы (платки, полотенца, скатерти и тп); справа за здравие, слева за упокой. Заветы приносили в часовню если кто то например захворал, приносили скатерть или полотенце, у кого болели ноги, приносили чулки, и обращаясь к святому чье имя носит часовня просили просили о здравии. Если снился умерший родственник и жаловался что ему холодно, то несли теплые вещи или опять же полотенце, скатерть и вешали на ту половину что за упокой. Во время возложения завета, просящий обещал выполнить что то и к празднику святого чье имя носит часовня в которой был положен завет, это обещание исполнялось, а так же просящий обязательно окунался в Иордань.
За время Советской власти в России многое разрушено, сломано, утрачены и забыты традиции. Тем кому интересен вопрос как жили на Руси до революции, рекомендую обратится к трудам ГН Мелиховой по этнологии, религиоведению и истории Русского Севера, традиционном укладе Русской деревни. Некоторые ее работы можно посмотреть здесь: http://www.lekshmozero.narod.ru/library.html
Комментарии
Комментариев нет