ПО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ РУССКОЙ
Комментарий автора:
ЯРОСЛАВСКАЯ область,БОРИСОГЛЕБСКИЙ район,посёлок БОРИСОГЛЕБСКИЙ.
На заднем плане виден виден БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Храмы и постройки монастыря:
• Борисоглебский собор (1522-1523)
• Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524-1526)
• Сергиевская надвратная церковь (1679)
• Сретенская надвратная церковь (XVI-XVII вв.)
• Звонница (1690)
• Старые настоятельские покои (XVI-XVII вв.)
• Настоятельские покои (XVI-XVII вв.)
• Братский корпус (XVIв.)
• Просфорный корпус (XVI-XVII вв.)
• Архимандричьи кельи (XVIIIв.)
• Келья преподобного Иринарха
• Стены и башни (XVIIв.)
Точных данных об основании Борисоглебского монастыря не сохранилось. Известно лишь, что он появился близ Ростова после 1340 года, наиболее вероятно, что это произошло в конце XIV века. Основателями обители стали братья-монахи Федор и Павел. Первым к реке Устье пришел пустынник Федор и поселился там, среди леса, на берегу реки, в простой рубленой келье. Спустя три года к нему пришел его брат Павел.
В 1363 году в Ростов прибыл Сергий Радонежский, как сказано в монастырских документах, «для водворения мира между ростовскими князьями». В те годы шло укрепление Руси, готовился наиболее серьезный отпор Золотой Орде, и для тех же целей по окраинам усиливающегося Московского княжества ставились новые монастыри-крепости. Узнав о приезде Сергия, пустынники Федор и Павел пришли к нему и попросили поддержать их стремление основать монастырь. Сергий убедил ростовского князя Константина Васильевича дать согласие на устройство монастыря.
В новую обитель, посвященную первым русским святым Борису и Глебу, стали постепенно стекаться люди – монахи и мирские мастера. Вскоре был построен храм, кельи и мощная оборонительная стена, прослужившая монастырю несколько столетий. Она была действительно необходима: монастырь стоял на северо-восточной границе Московского княжества, заступая дорогу сначала татарам, затем – польско-литовским войскам.
Борисоглебский монастырь быстро стал знаменитым местом, куда стекались паломники. Посещал его и Сергий Радонежский, ростовский уроженец, никогда не забывавший об этом, и Василий Темный, скрывавшийся здесь от Юрия Звенигородского и крестивший в монастыре в 1440 году своего сына, будущего царя Ивана III, и Иван IV Грозный. По преданию, монах Пересвет постригся именно в Борисоглебском монастыре. Приезжали сюда и возглавившие русские войска в Смутное время князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Обители оказывали особое почтение все русские великие князья и цари – как из династии Рюриковичей, так и первые Романовы. В результате высочайшего покровительства монастырь быстро стал одним из крупнейших землевладельцев (22 тысячи десятин земли, 360 сел и деревнь), обладателем огромных богатств. О богатстве монастыря свидетельствует его великолепные каменные постройки, дошедшие от XVI века до наших дней.
Первый каменный храм на месте обветшавшей деревянной Борисоглебской церкви был заложен по повелению и на средства Василия III в 1522 году. Строителем этого храма считается мастер Григорий Борисов, строивший примерно в те же годы (1524-1526) трапезную Благовещенскую церковь в монастыре.
Собор Бориса и Глеба был сильно искажен позднейшими перестройками, к нему пристроен западный придел Илии Пророка (1810г.), стесаны древние лопатки на стенах храма, разобрана старая паперть. В 1780г. исчезло также позакомарное покрытие, замененное на более практичную четырехскатную кровлю. При реставрации собора в 1925 году П.Д.Барановский обнаружил, что в какой-то момент храм был сделан пятиглавым – под четырехскатной кровлей сохранились основания поздних угловых барабанов. У северной стены собора находится гробница основателей обители Федора и Павла.
Трапезная церковь Благовещения составляет единый комплекс с настоятельскими покоями. Это большая редкость, так как в XVI веке обычно жилые постройки монастырей были деревянными. Прежде на его месте находился деревянный храм. Комплекс церкви Благовещения также был существенно перестроен в конце XVII века.
Григорий Борисов строил также и братский корпус – длинное здание с севера от настоятельского корпуса. Оно также многократно перестраивалось.
Первые кирпичные стены монастыря относились ко времени Ивана Грозного. По-видимому, именно они и выдерживали осаду польско-литовских войск, подходивших в Смутное время к монастырю. Точных сведений о том, был ли монастырь взят или не сдался, нет – одни источники утверждают, что поляки отошли ни с чем, другие – что монастырь был разграблен. Есть также легенда, что поляков с гетманом Сапегой во главе усовестил преподобный Иринарх, убедивший их не грабить и не разорять обитель. Так или иначе, в первой половине XVII века оборонительные укрепления монастыря были перестроены. Мощные высокие стены с пятнадцатью башнями и двумя великолепными надвратными храмами – Сергиевским и Сретенским – делают монастырский ансамбль не только уникальным, но и очень красивым. На стены можно подняться и посмотреть на монастырь сверху.
Позади Борисоглебского собора, встроенная в стену, находится келья преподобного затворника Иринарха, жившего в XVI веке и проведшего в монастыре 38 лет. Преподобный Иринарх прославился и своими многочисленными подвигами, и предсказанием нашествия литовцев на Москву. После его смерти мощи преподобного стали чудотворными: на его гробнице происходили чудесные исцеления. В монастыре до революции сохранялись шапочка, плеть и вериги Иринарха.
В конце XVII века строительство монастырского ансамбля с высокой трехглавой звонницей, каменными храмами и служебными постройками было завершено. XVIII век принес уникальным памятникам только перестройки, искажавшие их первоначальный облик.
В конце XVIII века указом Екатерины II о секуляризации монастырских земель у обители в пользу графа Орлова были изъяты Борисоглебские слободы; благосостояние обители было существенно подорвано. Множество драгоценных царских вкладов и утвари было растащено и распродано, к XIX веку, по свидетельству историков того времени, остались только наименее ценные вещи.
В 1924 году монастырь был упразднен. С 1923 года в части зданий уже разместилось отделение Ростовского Госмузея. Местные власти района уничтожили множество ценных памятников иконописи, колокола и даже намеревались разобрать звонницу, что не позволило сделать только вмешательство Наркомпроса. С 1930 года здания монастыря занимают самые различные учреждения районного масштаба – милиция, сберкасса, кондитерский цех… В ведении музея оказалась только Благовещенская трапезная церковь с настоятельскими покоями. Сколько было утрачено за эти годы – остается только гадать. Часть ценностей в 1930-х годах была вывезена в Москву, в Третьяковскую галерею, и в Ярославль; это их и спасло. То, что осталось в монастыре, почти полностью утрачено.
В 1954 году музей был закрыт, но в 1961 году открыт снова, и на этот раз занял территорию всего монастыря. Начались реставрационные работы, отчасти возвратившие первоначальный вид памятникам, искаженным в XVIII-XIX веках. С 1994 года территорию монастыря снова делят музей и священнослужители. Сотрудники музея неоднократно жаловались на то, что переданные монастырской общине древние памятники снова перестраиваются без всякого надзора. Каково будущее монастыря и его памятников – пока неизвестно.
ИСТОЧНИК: http://rostovru.ru/Arhitect/borisoglebskij_mon.htm
http://www.vidania.ru/bookborisoglebsky.html
http://ote4estvo.ru/monastyri-rossii/675-borisoglebskij-monastyr.html
Снимок сделан объективом: (NIKON AF-S 18-200mm f/3.5-5.6 G DX IF-ED VR Nikkor)
Комментарии
Комментариев нет