Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери и Часовня-усыпальница Прохоровых в Новодевичьем монастыре

Комментарий автора:
Из Архивов:) Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери и Часовня-усыпальница Прохоровых в Новодевичьем монастыре. Новодевичий монастырь основан великим князем Василием III в 1524 году в память о возвращении Смоленска в состав Русского государства в 1514 году (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы Божией Матери) на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали в Смоленск чудотворную икону Божией Матери “Одигитрия” – величайшую святыню, написанную, как повествует одно из преданий, святым апостолом и евангелистом Лукой и привезенную на Русь греческой царевной Анной в 1046 году. Монастырь получил название “Пречистыя Одигитрии Нового девичьего” или Новодевичьего в отличие от старого девичьего – Вознесенского монастыря в Кремле. Древнейшая постройка монастыря – собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенный в 1524-1525 годах.. Роспись стен и столпов храма относится к первой половине XVI века, роспись сводов можно отнести ко времени царя Бориса Годунова. В XVII-XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно подновлялись. Пятиярусный иконостас собора, украшенный 84 колоннами сквозной резьбы, выполнен в 1683-1685 годах по повелению царевны Софии Алексеевны мастерами Оружейной палаты во главе с Осипом Андреевым и Климентом Михайловым. Иконы в большинстве своем относятся к концу XVI века. В местном ряду помещены иконы XVI-XVII веков. Среди них -Смоленская икона Божией Матери – чтимый список с чудотворного образа, икона Господа Вседержителя работы Симона Ушакова. Напрестольная сень в виде резного шатра в алтаре собора выполнена в 1653 году мастером К. Кондратьевым. В настоящее время в интерьере Смоленского собора находится чудотворная Иверская икона Божией Матери, доставленная в Москву со Святой Горы Афон в 1648 году. Образ написан Иамвлихом Романовым. Святая икона была принесена в дар Новодевичьему монастырю царем Алексеем Михайловичем. Сохранилась большая водосвятная чаша конца XVII века с чеканным узором из тюльпанов и роз. В Смоленском соборе одновременно с храмом были устроены приделы: святых апостолов Прохора и Никанора (северный на галерее), а также придел во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (южный на галерее). На северной стороне цоколя алтарной апсиды Смоленского собора укреплена доска из камня, указывающая на место погребения первой игумении монастыря Елены (Девочкиной), скончавшейся 18 ноября 1548 года (10 августа 1999 года она была прославлена в лике святых). На территории обители похоронена и последняя игумения монастыря (до его закрытия) Леонида (Озерова, + 1920) - родная - тетка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). В XVI веке монастырь пережил два набега крымских татар. В 1571 году он был сожжен ханом Девлет-Гиреем; во время набега Казы-Гирея (1591) врага к обители не подпустили. В 1598 году в монастыре поселилась вдова царя Феодора Иоанновича царица Ирина Годунова, пожелавшая принять монашество. Тогда же в обители временно поселился ее брат, шурин покойного государя боярин Борис Годунов, претендовавший наряду с Шуйскими и Воротынскими на московский престол. 21 января 1598 года собравшийся у монастыря московский люд во главе со святителем Иовом, Патриархом Московским и всея Руси, и высшими сановниками государства обращались к Борису Феодоровичу Годунову с просьбой взять на себя бразды правления Русским государством. Во время Смутного времени монастырь сильно пострадал. В октябре 1605 года Лжедмитрий I “взял в долг” из монастырской казны огромную по тем временам сумму – три тысячи рублей. В 1611 году монастырь был ограблен и сожжен. Временем расцвета Новодевичьего монастыря по праву считается вторая половина XVII века. В тот период были перестроены стены и башни обители, несколько храмов, жилые и хозяйственные постройки. Общая протяженность монастырских стен (XVI-XVII века) – девятьсот метров, высота – от семи до одиннадцати метров, толщина – до пяти метров. В 1698 году была пострижена сосланная в Суздальский Покровский монастырь царевна Евдокия Феодоровна Лопухина. В 1727 году по ее просьбе император Петр II разрешил ей поселиться в Новодевичьем монастыре, в палатах, которые и получили впоследствии название Лопухинского корпуса. С Новодевичьим монастырем связано начало деятельности возрожденных в годы Великой Отечественной войны Московских Духовных школ. 14 июня 1944 года в нем начали свою работу Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы. В 1946 году он были переведены в Троице-Сергиеву Лавру и стали называться Московскими Духовными академией и семинарией. В 1944 году для богослужений в монастыре был открыт надвратный Преображенский храм, затем богослужения в нем были прекращены. В 1980 году по просьбе Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия храм был передан в ведение Московского Епархиального управления, размещающегося в Лопухинских палатах. В начале XX века в обители было шестьдесят четыре монахини и сорок девять послушниц. При монастыре действовал приют для девочек-сирот, открытый в 1871 году. Монастырь был закрыт в 1922 году. В его зданиях разместились различные организации, часть помещений была занята под жилье. С 1934 года в монастыре находится филиал Государственного Исторического музея. В 1920-х годах была уничтожена значительная часть некрополя, располагавшегося на территории монастыря. Еще в 1925 году на монастырском кладбище находилось две тысячи восемьсот одиннадцать памятников. В настоящее время сохранилось около ста. На территории монастырского некрополя сохранилась часовня-усыпальница фабрикантов Прохоровых, владевших Трехгорной мануфактурой. Часовня построена в 1911-1915 гг. в неорусском стиле. Возведение часовни на территории некрополя Новодевичьего монастыря - неслучайно: по древней традиции монастырский некрополь символизировал связь поколоней и близость погребенных к Богу. Строительство Прохоровской часовни началось в 1911 году и продолжалось в течении пяти лет. Согласно сведениям из семейного архива Прохоровых, в августе 1911 года, после разрешения инспекторского отдела московского градоначальника, в строящуюся часовню были перенесены захоронения пяти членов семьи Прохоровых, находящиеся раньше неподалеку от Смоленского собора: Ивана Яковлевича Прохорова и его супруги - Анны Алексеевны Прохоровой, урожденной Алексеевой, (родителей Н.И. и С.И.Прохоровых), их дочери Л.И.Соколовой-Бородкиной, внучки Анны Алехиной и брата Ивана Яковлевича - Алексея. Жизнь Ивана Яковлевича была тесно связана с Новодевичьим монастырем, так как в нем в течении долгих лет находилась его вдовствующая сестра. Иван Яковлевич в течении двадцати пяти лет возглавлял Товарищество Трехгорной мануфактуры, отдавая своему делу все силы. Отличительными чертами его характера были необыкновенная энергичность и предприимчивость. Именно благодаря этим качествам мануфактура процветала, несмотря на все трудности: фабрика пережила пожар, уничтоживший многие корпуса, но,благодаря Ивану Яковлевичу, была полностью восстановлена. В октябре 1882 года, в возрасте сорока пяти лет, владелец мануфактуры скончался, оставив после себя хорошо отлаженное производство. Его сыновья Николай и Сергей, по желанию которых и была построена часовня, стали следующими владельцами Трехгорки. Благодаря своему отцу они получили блестящее образование: сначала в Ревельской гимназии, в которой преподавание велось на немецком языке, а затем в Московском Университете. На средства братьев Прохоровых были построены школа, больница, бесплатная библиотека и даже небольшой фабричный театр. Автором проекта Прохоровской часовни, по желанию Н.И.Прохорова, стал петербургский архитектор В.А.Покровский. Выбор Н.И.Прохорова не случаен. Ему был особенно близок тот дух древнерусского храмового строительства, который присутствовал практически во всех произведениях мастера. Им построен Федоровский собор в Царском селе, храм-памятник на поле битвы под Лейпцигом и др. Покровский знаменит и как автор проекта здания Государственного банка на улице Покровской, в Нижнем Новгороде. В основу архитектурной композиции Прохоровской часовни положен тип одноглавой бесстолпной церкви, квадратной в плане и не имеющей апсиды. Двойной ряд килевидных закомар в виде кокошников и небольшая шлемовидная главка, уподобляют форму часовни свече и напоминают о том "молитвенном горении к небесам", о котором писал Е.Н.Трубецкой. Тема вечной жизни раскрыта В.А.Покровским не только в символике архитектурных форм, но и в символических образах рельефов часовни. Барельеф, в закомарах западного фасада, изображающий двух ангелов у образа Спаса Нерукотворного, в строгом и проницательном взгляде которого прочитывается напоминание о судном дне, - особенно выразителен. Фигуры ангелов, со сложенными за спиной крыльями стилизованы, в них зодчий нивелирует пластический объем , выявляя линейно-графическое начало и это придает фигурам легкость и бестелесность, а их тонко проработанным ликам - особую одухотворенность. В рельефах портала и ажурной каменной ограды, зодчий воплотил образы христианской символики. Изображения орлов в медальонах портала, напоминают "орлиные капители" и "орлиные кафедры" средневековых романских соборов. С глубокой древности орлы почитались как символы солнечной силы, огня и бессмертия, а в библейской символике орел считался воплощением божественной любви, силы и мощи. В средние века орел считался символом крещения и воскрешения. В резной каменной ограде, на цоколе из красного гранита, перед входом в часовню, изображения птиц, цветов и виноградной лозы, символизируют растительность Райского Сада: в них мотивы средневековой белокаменной резьбы соединяются со стилистикой эпохи модерна. Мозаики для Прохоровской часовни были выполнены мастерской Фролова, специализировавшейся на изготовлении мозаик для оформления архитектурных сооружений. Эта мастерская была хорошо известна в России на рубеже веков и выполняла как государственные, так и частные заказы. Она была основана в 1890 году и находилась в Петербурге. В 1994 году Священный Синод своим Определением благословил возобновление монашеской жизни в монастыре. Первой настоятельницей возрожденного монастыря стала игумения Серафима (Черная) (+ 1999 г.). После ее кончины настоятельницей Новодевичьего монастыря стала игумения Серафима (Исаева), которая до этого была настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря. Древний Смоленский собор совместно используется Государственным Историческим музеем и Московским Епархиальным управлением. После долгого перерыва первую Божественную литургию в Смоленском соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II в сослужении Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и собора духовенства в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери 10 августа 1995 года. В 1995 году монастырю в качестве подворья был передан в с. Шубине под Москвой храм XVIII века в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Пожаловаться модератору
Пожаловаться на фото

Комментарии

Комментариев нет
Exif-данные фотографии
Exif-данные отсутствуют
Список рекомендовавших пользователей
Список пуст
Список оценивших пользователей
Список пуст
Список просмотревших
Список пуст
Оценки ЧКФР
Список пуст
Оценки ХС
Список пуст
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта