В эфире (ко Дню Радио)
Комментарий автора:
Гульельмо Маркони провел свой первый сеанс радиосвязи 2 сентября 1896 г. В статье об этом событии, опубликованной в английском журнале "The Electrician" он прямо указал: "Для приема колебаний был использован прибор Попова".
МКРР (Международный Комитет по радиосвязи и радиовещанию при ООН; ныне - ITU-R) за выдающиеся достижения в области радиотехники присуждает Золотую Медаль им. А. С. Попова. 7 мая 1995 г. ЮНЕСКО провело торжественное заседание, посвященное 110-летию изобретения радио.
Заслуги Маркони также получили должное признание: за исследования радиоволн он в 1909 г. был удостоен Нобелевской премии по физике.
Попов и Маркони были знакомы, состояли в переписке, делились идеями. Никаких разногласий по поводу приоритета между ними никогда не возникало. Просто потому, что создание радио - плод коллективного труда многих ученых из разных стран - Максвелл, Герц, Тесла, Лодж и др. Точнее всего выразились авторы надписи, отлитой на мемориальной доске "Milestone" ("Камень тысячелетия"): "7 мая 1895 года А. С. Попов продемонстрировал возможность передачи и приема СИГНАЛОВ на расстояние <...> посредством электромагнитных волн <...> что стало определяющим вкладом в развитие беспроволочной связи".
P.S. Интересующимся подробностями: 25 апреля (7 мая) 1895 г. светила столь мощной и солидной организации, как Русское Физико-химическое общество, собрались не для того лишь, чтобы послушать, как телеграфный аппарат выстукивает "Heinrich Hertz". Основными тезисами доклада А. С. Попова были, во-первых, сообщение о введении в систему обратной связи (по окончании цикла приема приемник автоматически, без вмешательства извне, возвращался в состояние готовности и ожидания); во-вторых, обоснование того, что для увеличения дальности и повышения надежности приема необходимо в первую очередь не наращивать до немыслимых значений мощность передатчика (как полагал один из пионеров радиотехники, склонный к аффектации Никола Тесла), но всемерно повышать чувствительность приемника.
При таком подходе вся система радиосвязи в целом приобретала ЗАПАС УСТОЙЧИВОСТИ по отношению к собственным шумам и посторонним помехам, достаточный для ее регулярной эксплуатации техническим персоналом средней квалификации. Следовательно, создание радиоаппаратуры из области чисто научных экспериментов переходило в разряд инженерных задач и становилось возможным построение практически пригодных и коммерчески эффективных радиолиний. Именно на это и потратил львиную долю своих выдающихся научно-технических и деловых способностей Маркони.
Комментарии
Комментариев нет