EFFIGIE: Апоретическая Наглядность Искусства
Комментарий автора:
Натуралистическое искусство вытесняет природу, замещая её посредством effigie (воображения). Документализм художественного фотоизображения лишь обманчиво близок природе, поскольку он сводит её до уровня сырья. То, что автор наблюдает в природе столь же далёко от эмпирической реальности, сколь «вещь в себе» (Кант) далека от вещи в мире феноменов. Слова «как красиво» и «мне нравится» оскорбляют беззвучный язык природы и умаляют её красоту. Живая природа желает молчания, побуждая в ответ творить того, кто способен воспринять её опыт. И такие мгновенные озарения позволяют на миг пробить скорлупу монадологического плена. Такое адекватное познание эстетического являет собой спонтанный ход объективных процессов, происходящих в произведении в силу существующих в нём напряжённостей и противоречий. Лишь педантический зануда отваживается проводить в природе различие между прекрасным и безобразным, но без такого разграничения понятие природно-прекрасного стало бы совершенно бессодержательным. В этом аспекте искусство является не подражанием природе, а подражанием природно-прекрасному, прерванной истории, остановившемуся становлению.
Теодор Визенгрунд Адорно. Эстетическая теория.
http://yanko.lib.ru/books/cultur/adorno-asthetische-theorie.htm
Комментарии
Комментариев нет