БУХТА

Комментарий автора:
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОЛОВЕЦКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. АРХАНГЕЛЬСКАЯ область.БОЛЬШОЙ СОЛОВЕЦКИЙ ОСТРОВ в БЕЛОМ МОРЕ. Снимок сделан объективом: (NIKON AF-S 18-200mm f/3.5-5.6 G DX IF-ED VR Nikkor) Из книги ИСТОРИЯ ПЕРВОКЛАССНАГО СТАВРОПИГИАЛЬНАГО СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ составленная архимандритом ИОАННИКИЕМ.(1899г.) ГЛАВА XII Постройки обители и скиты. Соборы и церкви. Преображенский собор. Соловецкая обитель справедливо считает Преображенский собор замечательным памятником благочестия предков. Малая деревянная церковь в честь Преображения Господня, построенная преподобным Зосимою, сгорела от молнии в 1538 г. Хотя после этого пожара возобновление обители и составляло главную заботу игумена Алексея Юренева; но он не мог благоустроить обитель во всех отношениях; следы пожара уничтожены и монастырь приведен в цветущее состояние при преемнике его - св. игумен Филипп. Св. Филипп, надеясь на помощь Божию, приступил к сооружению, вместо сгоревших деревянных, - каменных храмов, более обширных и с большим благолепием. Щедрыя приношения царя Иоанна Грознаго, лично знавшаго и уважавшаго преподобнаго игумена, облегчили ему трудное дело. Льготныя грамматы, вотчины с людьми и землею, священныя облачения, драгоценные кресты, колокола и, наконец, деньги, - все это жертвовалось от государя св. Филиппу. Окончив строение соборной каменной церкви, в честь Успения Божией Матери с братскою трапезою, св. Филипп в 1558 г. приступил к построению Преображенскаго собора. Недостаток необходимых для каменнаго строения материалов, которые доставлялись с устья Двины, крушение на Белом море ехавших из Архангельска с известью 15 судов, с гибелью всего народа и товаров и другия препятствия продлили строение собора на 8 лет. Св. Филипп, при всем желании видеть завершение своего предприятия, вызванный на кафедру всероссийской митрополии в Москву должен был предоставить своему преемнику игумену Паисию, окончание дела. Освящение собора совершено 6 августа 1566 г.; в праздник Преображения Господня. Через два дня после освящения, 8 августа, перенесены в один из приделов, ныне Троицко-Зосимо-Савватиевский собор, нетленныя мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. В соборе кроме главнаго, в честь Преображения Господня, находились приделы: на южной стороне - во имя св. архистратига Михаила; на северной - во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, где почивали их св. мощи. - Этот придел ныне вошел в состав Троицкаго собора. Приделы на своде Преображенскаго собора, под наугольными главами; на юго-восточной стороне - во имя дванадесяти апостолов, на северо-восточной - во имя собора седмидесяти апостолов; на юго-западной - во имя св. великомученика Феодора Стратилата; и е) на северо-западной - во имя преподобнаго Иоанна-списателя Лествицы. Во время 300 летняго существования Преображенский собор был безмолвным свидетелем всего совершавшагося в обители. Во время смут по поводу исправления богослужебных книг он видел вокруг себя крамолу и измену. После того, как следы этой смуты заглажены, и обитель опять просияла в благочестии, в нем при двукратных посещениях обители не раз молился Великий преобразователь России Петр I. В первое из этих посещений в 1694 г. царь повелел сделать в собор на счет своей казны новый великолепный иконостас. 11 мая 1697 г. Соловецкая обитель уже увидела в соборе своем богатый царский дар пятиярусный резной вызолоченный иконостас. В недавнее время, в 1854 г., собор вынес без особенных повреждений страшное бомбардирование англичанами. Много тяжких ударов пришлось на долю 800 летняго здания, но оно стояло непоколебимо; до 15 знаков, полученных им от неприятельских бомб и ядер, остаются на воспоминание незаделанными. В настоящее время Преображенский собор привлекает благоговейное внимание своим благолепием. Если взглянуть на него снаружи от западных Святых врат, то он представляется (на 170 квадр. саж.), громадным зданием с пятью главами с зелеными крышами. Он выше всех зданий в обители. На западной стене под крышею четыре древния изображения: Преображения Господня,Благовещения Пресвятой Богородицы, 3) святителя Филиппа и преподобнаго Германа и 4) преподобных Зосимы и Савватия. В нижней части здания - разныя кладовыя и погреба. В соборе два входа: северный и западный; окон на южной и западной сторон по три, а на северной только два и то чрезвычайно узкия. С правой и левой стороны представляются взорам две четырехгранныя колоны, поддерживающие своды храма. Эти колоны с трех сторон украшены позолоченными иконостасами. С западной стороны этих колон под балдахинами и под осенением трикириев и дикириев, держимых резными позолоченными фигурами ангелов, стоят чудотворныя иконы Божией Матери: Сосновская - явившаяся некогда на сосне и копия с Запечной, явившейся св. Филиппу вовремя трудов его в хлебопекарном послушании. С других сторон помещены следующия иконы большого размера: а) Сошествие Иисуса Христа во ад, б) Сошествие Св. Духа, в) Успение Пресвятой Богородицы и г) изображения угодников Божиих. На восточной стороне этих колон устроены клиросы. Иконостас замечателен своею искусною резьбою. Местныя иконы покрыты сребропозлащенными ризами и венцами, в которых много драгоценных камней. От царских врат с правой стороны иконы: 1) Спаситель, седящий на престоле, с преклоненными перед Ним преподобными Зосимою и Савватием, 2) Преображение Господне, 3) Спаситель, седящий на престоле, с предстоящими ему Пресвятою Богородицею и Предтечею Господним, 4) Святая Троица, далее - две иконы святителей Николая и Филиппа, и у южной стены в арке под балдахином рака, в которой почивали мощи св. Филиппа и доселе хранится несколько частей его; с левой стороны: - 1) Пресвятой Богородицы Тихвинской, 2) Успение Пресвятой Богородицы, 3) Пресвятая Богородица, сидящая на престоле, с предвечным младенцем, 4) Пресвятая Богородица "Неопалимая Купина" и 5) преподобные Зосима и Савватий с изображением чудес их; а у северной стены в арке под балдахином св. плащаница. Второй ярус представляет изображения истории искупления рода человеческаго, т. е. земную жизнь, страдание, смерть, воскресение и вознесение на небо Спасителя. В третьем ярусе помещены, иконы святых апостолов, в обыкновенный человеческий рост, у каждаго из них в руках полуоткрытый свиток, а у апостола Петра ключи, у Павла же меч, у Андрея крест, на котором он был распят. В четвертом - св. пророки, первосвященник Аарон, цари Давид и Соломон. В пятом под сводом - праотцы, начиная с Адама. В средине иконостаса над царскими вратами: во втором ярус - Спаситель, седящий на престоле, а по сторонам его Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча; в третьем -Знамение Пресвятой Богородицы, по сторонам архангелы: Михаил и Гавриил; в четвертом Триипостасное Божество, а на самом верху большой крест с резным распятием. В 1861 г. при архимандрите Порфирие иконостас искусно подновлен и вновь позолочен. Вместе с тем, стены храма оштукатурены и расписаны живописными изображениями. Вот перечень этих картин замечательных по величине и художественному исполнению. На южной стороне - избиение Вифлеемских младенцев; на западной - справа страшный суд и нагорная проповедь Спасителя; слева - укрощение бури и грешная жена; на северной - омовение ног на Тайной Вечери и Спаситель на Голгофе. Эти семь изображений составляют нижний ряд на трех стенах, но выше к своду есть еще четыре ряда изображений. Во втором ряду на всех трех стенах изображены: а) Рождество Христово, б) Богоявление Господне, в) Воскресение Господне, г) Преображение Господне, д) Уверение св. апостола Фомы, е) Иисус Христос в багряной ризе и терновом венце, изведенный Пилатом к народу. В третьем ряду - а) Бегство во Египет, б) Иоанн Предтеча, в) Блудный сын в объятиях отца, г) Мария Магдалина, припадающая к ногам воскресшаго Христа, д) двенадцатилетний Иисус в Иерусалимском храме посреди учителей. В четвертом ряду на свод - а) Благовещение Пресвятой Богородицы, б) Рождество Иоанна Предтечи, в) Посещение Пресвятою Девой праведной Елизаветы, г) Искушение Спасителя от диавола в пустыне. В куполе изображены св. ангелы с орудиями страданий Спасителя и вверху Бог Саваоф. На восточной стене алтаря изображен Господь Иисус Христос окруженный множеством сил небесных. В разных местах изображены: св. Василий Великий, святитель Филипп, преподобный Зосима Соловецкий чудотворец, преподобный Сергий Радонежский чудотворец, апостол Иаков - брат Господень, первый епископ Иерусалимский, св. Леонтий епископ Ростовский и ветхозаветные первосвященники Аарон и Захария. 2) Троицко-Зосимо-Савватиевский собор, каменный, трехпрестольный примыкающий с северной стороны к Преображенскому собору. Выстроен вчерне в 1859 г. в течение двух летних месяцев. В построении этого храма принимали личное участие не только большинство братии, не исключая старейшей, но и сам настоятель. В 1861 г. внутренность храма украшена богатым резным позлащенным иконостасом, сделанным в Москве лучшими мастерами, иконы же написаны художниками Троицко-Сергиевской лавры. В храме престолы: а) главный - во славу Св. Троицы, б) на правой стороне - во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, где почивают св. мощи их в раках и в) на левой - во имя св. благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Внизу под этим собором церковь во имя преп. Германа Соловецкаго чудотворца, где почивают под спудом его св. мощи в посеребреной раке. Тут же на правой стороне часовня преподобнаго Иринарха, в которой почивают его мощи под спудом. Далее рядом с часовнею усыпальница св. Филиппа, в которой святыя мощи его находились до перенесения в Преображенский собор. Под алтарем Преображенскаго собора усыпальница преподобнаго Зосимы. В этой усыпальнице мощи преподобнаго находились до перенесения их в церковь. Внимательный поклонник обители, кроме известных преподобных, может усмотреть из надгробных надписей и других почивающих старцев, трудившихся для Бога в земной жизни, каковы например: Маркелл архиепископ вологодский, инок Иона Шамин, старец и восприемный отец святителя Филиппа, и другие. 3) Собор в честь и память Успения Пресвятой Богородицы, каменный, при нем огромная братская трапеза и келарская. Собор начат строением в 1552 г., окончен и освящен в 1557 г. игуменом Филиппом. Трапеза украшена живописью, представляющею события евангельския и видения апокалипсическия, а также изображениями из истории церкви. Над сводами Успенской церкви два придела: первый во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, а второй - во имя св. великомученика Димитрия Солунскаго. С западной стороны соединяется с собором малая часовая колокольня, на которой находятся башенные часы с боем. Под братскою трапезою церковь Рождества Пресвятой Богородицы; вход в эту церковь с северной стороны. Она построена и освящена в 1859 году на том месте, где явилась св. Филиппу икона Божией Матери, называемая "Запечною", которая ныне стоит в этой церкви. Рядом с церковью монастырская хлебопекарня, в ней находится пятипудовый камень, который св. Филипп, в бытность свою на послушании в хлебопекарне, любил иметь возглавием при отдыхе. Он и теперь служит возглавием для временнаго отдохновения трудящихся в хлебопекарне. 4) Церковь во имя святителя Николая, каменная, - стоит между соборами Преображенским и Успенским. Первоначально была построена деревянная в 1577 г., а в 1834 г. построена каменная. 5) В смежности с Никольскою церковью монастырская колокольня, каменная двухъярусная, построена в 1777 году, вышиною в 27? саж. На колокольне 35 колоколов разной величины, из которых самый большой, именуемый "Преображенским" и "Борисовским", в 1147 пуд. перелит в 1888 г. из пожертвованнаго обители царем Борисом Годуновым. В числе прочих колоколов два более замечательны тем, что они пожертвованы: первый, в 173 пуда, - князем Александром Ивановичем Воротынским в 1557 г., а другой - дворецким боярином Григорьем Васильевичем Годуновым в 1597 году. Все эти здания расположены среди монастыря и соединены между собою каменным длинным на арках корридором. Этот корридор украшен разными картинами, имеющими большое назидательное значение. 6) Церковь во имя святителя Филиппа митрополита Московскаго, каменная, стоить особо от прочих церковных зданий на южной стороне в связи с больницею. Построена в 1798 г. вместо прежней ветхой деревянной. Постоянные посетители богослужешя въ ней-престарйлые схим-ники и монахи, не исключая впрочем и богомольцев в летнее время, которые здесь исповедываются и большею частию причащаются Св. Таин. Все престарелые из братии имеют постоянное жительство около этой церкви в особо устроенном для них корпусе. Вверху на своде Филипповской церкви - церковь Знамения Пресвятой Богородицы, устроенная в 1859 г. в память избавления обители в 1854 г. от нападения англичан. 7) Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, каменная, над Святыми воротами, рядом с настоятельскими келлиями, устроена и освящена в 1601 году; вход в нее с крепостной стены. На пути от Святых ворот к Преображенскому собору на левой стороне, каменная одноярусная колокольня "Царская", построенная в 1862-1863 г.г. В ней только один 72-х пудовый колокол "Благовестник", пожалованный в обитель благочестивейшим государем императором Александром Николаевичем в 1860 г. в память бомбардирования 1854 г. Этот колокол вылит из украшний, которыя были при погребении в Бозе почившаго императора Николая I. Внутри колокольни сложены чугунныя бомбы, ядра и гранаты, собранныя в обители и кругом нея в 1854 г. после бомбардирования, и по сторонам две небольшия 3-х фунтовыя пушки, бывшия тогда в действии. На правой стороне той же дороги к Преображенскому собору деревянная часовня, в которой находится список с иконы "Знамения Божией Матери", пробитой ядром во время бомбардирования в 1854 году; пред этою иконою постоянно горит лампада. Кроме церквей и часовен внутреннее строение обители состоит из многих каменных корпусов с настоятельскими и братскими келлиями и разными мастерскими и школами. Один из корпусов служил острогом для арестантов за преступления против веры. В этом же корпусе помещалась и Соловецкая воинская команда, упраздненная в 1885 г. Кругом весь монастырь обнесен крепостною стеною, которая воздвигнута из дикаго необыкновенной величины камней с малою частию кирпича, в окружности 509 сажен. По верху крепостной ея крытый ход; по углам 8 башен с бойницами для орудий, и на западной стороне арсенал с древнейшими воинскими снарядами. Строилась эта стена в течение десяти лет, с 1584 по 1594 год, монастырскими людьми и на монастырскую сумму, по указу царя Феодора Иоанновича. Главным строителем стены был инок Соловецкий обители Трифон. Святыни обители. Главною святынею обители почитаются чудотворныя мощи преподобных Соловецких Зосимы, Савватия и Германа, а кроме них находятся в обители: 1. Несколько частиц св. мощей святителя Филиппа, оне хранятся в небольшом сребролозлащенном ковчеге в Преображенском соборе на правой стороне, в той самой раке, в которой почивал святитель до перенесения его в Москву. 2. В том же Преображенском соборе у амвона, близ царских врат, на аналое поставлен образ под сереброзолоченою ризою, в середине котораго Распятие литое серебряное с Богоматерию и евангелистом Иоанном Богословом; вокруг Распятия тридцать одна частица мощей разных святых, означенных надписями. Сверх аналоя лежит ящик четырехугольный краснаго дерева, в котором хранятся кресты и ковчеги со святыми мощами некоторых пророков, апостолов, мучеников и прочих святых. Все святыя мощи каждогодно в великий пяток переносятся в Троицко-Зосимо-Савватиевскай собор, где бывает торжественное омовение их настоятелем обители. Чудотворныя и древния святыя иконы: 1. Нерукотворенный образ Спасителя, находящийся вне монастырской ограды в Святых воротах. Написан в 1624 году преподобным Елеазаром Анзерским, по особому откровению Божию, и с того времени хотя и стоит на открытом воздухе но сохраняется невредимым. 2. Над западным входом в Преображенский собор стоит чудотворная икона Знамения Божией Матери, которая, при нападении англичан на обитель в 1854 году, получила два удара от неприятельских бомб: первую - над главою Пресвятой Богородицы причинила 96-ти фунтовая бомба, пробившая после того еще каменную стену на вылет в паперть к собору; вторую - пониже левой руки Божией Матери, нанесла 36 фунтовая бомба, которая была найдена через год не разорвавшеюся за иконою. Сребропозлащенная риза на иконе устроена на монастырскую сумму в 1858 году. В Преображенском соборе: 3. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, называемая "Сосновская", явившаяся в древния времена на сосне в 14 верстах от монастыря, при морской губе; стоит у южной колоны собора. Эту чудотворную икону во время крестнаго хода, совершавшагося по монастырской стене в самый час бомбардирования, настоятель архимандрит Александр нес на своей голове и по временам осенял ею на все стороны. 4. Икона Спасителя в створах, пожертвована царем Михаилом Феодоровичем в 1614 году, стоит в первом ярусе иконостаса, над царскими вратами. 5. Икона Пресвятой Богородицы, называемая "Славянская" пред которою святитель Филипп особенно любил молиться в своей жизни, - стоит над ракою святителя. 6. На паперти Преображенскаго собора у западных дверей на стене две иконы: 1, - Распятие Господне и 2, - Коронование Божией Матери; на них по несколько незаделанных, по воле Государя Императора Александра Николаевича. повреждений, причиненных в 1854 году английскими ядрами. В Троицком соборе и других храмах: 7. Деисус, написанный на трех досках, пожертвованный св. Филиппом, стоит над раками преподобных Зосимы и Савватия. Тут же образ преподобнаго Зосимы, написанный учеником его игуменом Досифеем через пять лет после преставления преподобнаго. 8. Две иконы нааналойныя, пожертвованныя св. Филиппом: а) преподобнаго Варлаама Хутынскаго и б) сорока мучеников, - в алтаре Троицкаго собора. 9. Икона Успения Божией Матери с драгоценною ризою, пожертвованная в 1115 году строителю Голгофо-Распятскаго скита Иову царевною Мариею Алексеевною, - стоит в Успенском соборе над царскими вратами. 10. Икона Пресвятой Богородицы, называемая "Запечная" она, как повествует предание, явилась св. Филиппу, во время молитвы, за печью в хлебопекарне Соловецкаго монастыря; находится теперь в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Ризница. Ризница находится под церковью св. Николая, вход в нее с корридора соединяющаго главные соборы. В ней, между прочими, находятся следующия вещи: 1. Евангелие напрестольное в десть, обложенное серебром позлащенным, пожертвованное святейшим патриархом Московским Иоасафом в 1638 году. 2. Евангелие напрестольное в десть, с серебряною верхнею доскою, пожертвованное Исидором, митрополитом новгородским в 1609 году. 3. Евангелие, писанное на пергаменте, ХIV века. 4. Евангелие, рукописное, пожертвованное св. Филиппом, митрополитом Московским. 5. Евангелие, рукописное, пожертвованное князем Димитрием Михайловичем Пожарским. 6. Евангелие, употреблявшееся, по преданию, в церковном служении во время преподобнаго Зосимы игумена Соловецкаго. 7. Евангелие большого формата, пожертвованное кошевым атаманом Петром Кольнишевским. 8. Евангелие рукописное бывшаго келаря Троицко-Сергиевской лавры, старца Александра Булатникова. 9. Евангелие напрестольное Преображенскаго соборнаго храма, в полный александриский лист, с кипарисными досками, обложенное серебром золоченым, сделанное на монастырскую сумму, на что употреблено 2435 руб., весу в нем 2 пуда 20 фунтов. Кресты напрестольные. 1. Крест напрестольный, весь золотой, весом в 2 фунта 62 зол. с мощами святых, пожертвованный царем Иоанном Васильевичем Грозным "по своих благодарных чадех царевичех Иване и Феодоре" в 1562 г. 2. Крест напрестольный, весь золотой, весом 76 золотн., с мощами, св. апостолов: Иакова - брата Господня, евангелистов Матфея и Марка. Андрея Первозваннаго, Варнавы и архидиакона Стефана, пожертвован царем Иоанном Васильевичем Грозным в 1558 г. 3. Крест напрестольный древо масличный среброзолоченный, с мощами святых, пожертвован в 1715 г. царевною Мариею Алексеевною. 4. Крест напрестольный, древомасличный, резной, с изображением распятия Господня и дванадесяти Господских праздников, пожертвован патриархом московским Филаретом Никитичем в 1627 году. 5. Запрестольный крест в Успенской соборной церкви с мощами многих святых, сделанный из моржевых зубов. На нем изображено резьбою Распятие Господне и на обеих сторонах лики многих святых. Он самый древний; упоминался в описи монастыря еще в 1514 г. 6. Четвероконечный каменный крест, келейный преподобнаго Савватия. 7. Крест напрестольный кипарисный, по краям обложенный серебром; в нем находится крест, устроенный из части Животворящаго древа Креста Господня - под крестообразною решеткою, длиною 2 ? вершка, пожертвован в 1852 году игуменом Корнилиева Комельскаго монастыря Арсением. Священные сосуды и другия церковныя вещи. 1. Потир деревянный, употреблялся при богослужении преподобным Зосимою Соловецким. 2. Потир, ковш и два кадила среброзолоченых и два блюда серебряных, положенные вкладом от святителя Филиппа. 3. Потир золотой с чернью и каменьями, весом 5 фунтов, сделанный по повелению Иоасафа патриарха московскаго и всея России в 1638 г. 4. Потир серебряный и ковш среброзолоченый, пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем в 1638 г. 5. Потир среброзолоченый, пожертвован царевною Мариею Алексеевною. 6. Дискос среброзолоченый, пожертвован царевною Феодосиею Алексеевною. 7. Потир, дискос, две тарелочки, лжица, коше и ковш среброзолоченые, пожертвованы Его Величеством Благочестивейшим Государем Императором Александром Николаевичем и Супругою его Благочестивейшею Государынею Императрицею Мариею Александровною в 1856 г. и золотая лампадка, весом в 2 фунт. 15 зол. пожертвована обители Благочестивейшею Государынею Императрицею Мариею Александровною в 1858 г. 8. Дарохранительница среброзолоченая, пожертвована великим князем Константином Николаевичем в 1845 г. 9. Кадило среброзолоченое сделано при игумене Соловецком Иринархе в 1616 г. 10. Ладоница среброзолоченая, пожертвована патриархом Филаретом Никитичем. 11. Лампадка среброзолоченая, пожертвована Великою Княгинею Мариею Николаевною в 1856 г. 12. Один кубок складной среброзолоченый, пожалован 1583 г. царем Иоанном Васильевичем Грозным. 13. Водосвятная серебряная большая чаша, пожертвована в 1586 году князем Василием Феодоровичем Скопиным-Шуйским. 14. Серебряный ковш царя Алексея Михаиловича. 15. Два серебряных ковша царя Петра Алексеевича. 16. Блюдо серебряное, пожертвовано царем Феодором Иоанновичем. 17. Чаша серебряная, пожертвована боярином Димитрием Ивановичем Годуновым в 1592 году. СВЯЩЕННЫЯ ОБЛАЧЕНИЯ. 1. Риза преподобнаго Зосимы из белаго полотна с оплечьем из шелковой материи; дана преподобному архиепископом новгородским Ионою при посвящении его в сан иеромонаха и игумена. 2. Риза св. Филиппа митрополита московскаго, камчатной двуличной материи. 3. Риза старца Александра Булатникова, келаря Троицко-Сергиевской лавры. 4. Риза и стихарь пожалованные царем Михаилом Феодоровичем. 5. Две ризы, пожертвованныя святейшим патриархом Иоасафом. 6. Одна архимандричья и четыре иеромонашеских ризы, два стихаря диаконских, два причетнеческих, с прочею принадлежностью к полному облачению, одежда на св. престол жертвенник и на аналой, и воздухи с покровцами из драгоценной золотой парчи, пожалованы Государем Императором Александром Николаевичем и Супругою Его Государынею Императрицею Мариею Александровною в 1859 г. 7. Покров на раку преподобнаго Савватия пожертвован Императрицею Мариею Александровною и передан лично Государем Императором Александром Николаевичем в 1858 г. 8. Воздух и два покрова пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем. 9. Покров на раку св. Филиппа пожертвован царицею Парасковьею Феодоровною. 10. Архимандричья митра, украшенная драгоценными каменьями и жемчугом пожалованная царицею Парасковьею Феодоровною. В РИЗНИЦЕ ХРАНИТСЯ МНОГО ДРЕВНИХ ГРАММАТ, КНИГ И ПИСЕМ 1. Граммата, данная Соловецкому монастырю новгородскимъ архиепископом Ионою и боярами на вечное владение Соловецкими островами, писана на пергаменте с 8 свинцовыми печатями. 2. Граммата по тому же предмету, данная в 1479 г. великим князем Иоанном Васильевичем, дедом царя Иоанна Грознаго, с сребропозлащенною чеканною печатью. 3. Две вкладныя записи от новгородской посадницы Марфы Борецкой на владение монастырю несколькими участками земли с деревнями и людьми; первая запись на имя перваго игумена Соловецкаго Ионы, а вторая на имя преподобнаго Зосимы Соловецкаго. 4. Граммата Никона митрополита новгородскаго пожалована в 1651 году о служении Соловецким архимандритом полною архимандритскою службою. 5. Собственноручное благодарное письмо св. Димитрия митрополита ростовскаго Соловецкому архимандриту Фирсу с братиею за присылку рыбы. 6. Четыре письма своеручныя св. Филиппа митрополита московскаго, писанныя им из Москвы к Соловецкой братии. Сверх сего более 200 подлинных граммат и указов российских государей и до 300 граммат от святейших патриархов, митрополитов и других духовных особ. Из достопримечательных книг можно назвать: 1. Лавсаик или патерическия наставления, ветхий, в десть, собственный преподобнаго Зосимы Соловецкаго. 2. Апостол письменный, пожертвованный св. Филиппом. 3. Правила св. Апостолов, - пожалована в монастырь царем Иоанном Васильевичем в 1545 году и подписана его собственною рукою. 4. Книга рукописная Иосифа Флавия историка Иудейскаго, пожертвована царем Иоанном Васильевичем Грозным. Много примечательных книг находится в ризнице и монастырской библиотеке; всех около 4000 экземпляров 1). Между примечательными вещами достойны внимания следующия: 1. Покрышка с шубы святителя Филиппа, шерстяной материи темнаго цвета. 2. Палаш с сребропозолоченою оправою князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйскаго. 8. Сабля в сребропозлащенной оправе с каменьями, дана вкладом от князя Димитрия Михайловича Пожарскаго. 4. Серебряная кружка Соловецкаго старца Стефана, бывшаго Казанскаго царя Симеона Бекбулатовича (Эдигера). 5. Кружка резная из слоноваго зуба, на коей отличною резьбою изображено шесть императорских портретов. 6. Небольшой зазвонный каменный колокол, сделанный при игумене Зосиме Соловецком. 7. Клепало железное, значащееся в описи 1514 года, в которое ударяли к церковной службе во время игуменства преподобнаго Зосимы. 8. Осколок белаго мрамора, взятый Соловецким архимандритом Иларием в 1842 году от пещеры Иерусалимской, где гроб Господень. 9. Бомба чугунная 36-ти фунтовая, найденная в 1855 году начиненною порохом за иконою Знамения Пресвятой Богородицы, что над входом в Преображенский собор; семь штук винтовых трубок медных, собранных из бомб и гранат после бомбардирования 1854 г., и одна пистолетная пуля, присланная Соловецкому архимандриту одним из главных офицеров с английских пароходов, подходивших к монастырю в 1855 году. 10. Очки в черепаховой оправе, пожалованныя архимандриту Александру Великою Княгинею Еленою Павловною в 1855 году. Вне монастыря находятся: а) Церкви и скиты: 1. Церковь во имя преподобнаго Онуфрия Великаго, каменная перестроенная в 1824 г., при кладбище близ монастыря, вместо существовавшей с 1666 года. В ней совершается преимущественно божественная литургия заупокойная с панихидою, два раза в неделю - во вторник и субботу. У праваго клироса в стене хранится чугунная бомба, пробившая стену этого храма в 1854 году. 2. Церковь деревянная во имя Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, - в двух верстах от монастыря на восток, построена в 1856 году на месте бывшей часовни. В церкви находится резное деревянное изображение Господа Иисуса Христа, сидящаго в темнице в оковах, с ранами; сделано св. Филиппом вследствие бывшаго ему видения. На самой средине церкви источник хорошей воды, появившийся, по преданию, пред св. Филиппом в самый час видения. Недалеко от церкви деревянная часовня на месте пустынной келлии святителя, где лежит и камень, служивший ему возглавием при отдыхе после пустынных подвигов. Вблизи церкви каменный корпус с несколькими келлиями для посещающих это место настоятеля и братии, из которых некоторые живут здесь. 3. Церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Смоленской, в 13 верстах от монастыря на север на самом месте первоначальной жизни преподобных Савватия и Германа, построена в 1856 году и освящена в 1860 году архимандритом Порфирием. Близ церкви каменный двухъэтажный корпус с келлиями, в которой постоянно живет до 15 человек монастырской братии для исправления ежедневнаго богослужения. Эта малая киновия имеет общее название "Савватиевской пустыни". В церкви стоит икона Божией Матери Одигитрии, принесенная на Соловецкий остров преподобным Савватием, пред которою читается акафист Пресвятой Богородице каждодневно. 4. Церковь каменная на Секирной горе, в двух верстах от Савватиевой пустыни и в 18 от монастыря, построена при архимандрите Порфирие в 1860 - 61 гг., двухъэтажная: в верхнем этаже - во имя Вознесения Господня, а в нижнем - Чуда Архистратига Михаила в Хонех 2). Внизу при подошве Секирной горы с восточной стороны каменная часовня. Как церковь, так и часовня построены в память бывшаго на этом месте при жизни преподобных Савватия и Германа чуда над женою рыбака, вразумленною двумя ангелами, что Место это предназначено для обитания иноков. Летом живет здесь иеромонах и несколько человек братии для совершения богослужения. 5. Церковь деревянная во имя св. апостола Андрея Первозваннаго на Заяцком острове в шести верстах от монастыря. Построена в 1702 году по личному повелению императора Петра Великаго и в присутствии Его Величества, когда он, посетивши обитель Соловецкую, стоял у этого острова со своим флотом. 6. Церковь каменная во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца на Муксольмском острове в 10 верстах от монастыря, построена в 1873-76 гг. на сумму, пожертвованную купцом Шапошниковым. На сем острове находится монастырский скотный двор и корпус для трудящихся братии и годовых богомольцев. б) Часовни: 1. Александровская каменная у монастырской пристани, близ святых ворот, построена в память прибытия на эту пристань 20 июня 1858 года Государя Императора Александра Николаевича. Верх часовни украшен золоченою царскою короною. 2. Константиновская, каменная, от монастыря к северу у Петербургской деревянной гостинницы, построена в намять посещения обители в 1845 году великим князем Константином Николаевичем. НА ПУТИ ОТ СВЯТЫХ ВОРОТ К АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГОСТИННИЦЕ 3. Каменная часовня, построенная в память бывшаго чуда над просфорою, данною от преподобнаго Зосимы одному богомольцу, а им утерянною, которую пес покушался схватить, но не был допущен огнем исходящим из просфоры. 4. Петровская каменная, в память посещения Соловецкой обители императором Петром Великим в 1694 и 1702 гг., в ней находится большой деревянный крест, водруженный в присутствии Его Величества. ПО ИСАКОВСКОЙ ДОРОГЕ 5. Филипповская каменная на первой версте, с тремя большими крестами при ней, построена в память перенесения мощей св. Филиппа из Соловецкой обители в Москву, - на том месте, на котором св. мощи приняты были на приготовленное для них судно. 6. Две каменныя часовни на третьей версте в левой стороне от дороги, неподалеку одна от другой, сооружены в память пустыннаго пребывания на сем месте преподобных Зосимы и Германа, до основания Соловецкой обители. 7. Александро-Невская деревянная часовня на пятой версте в правой стороне от дороги, в Макарьевской пустыне, на довольно высокой горе; здесь белится воск для свечнаго завода. 8. Печерская деревянная часовня во имя всех Печерских чудотворцев, на седьмой версте. 9. Исаковская деревянная во имя преподобнаго Исаакия Далматскаго, на десятой версте влево, здесь временно живет монастырская братия для ловли рыбы в озерах. 10. Сосновская часовня, во имя Пресвятой Богородицы Корсунской, в 18-ти верстах от монастыря, при морской губе, на том месте, где явилась на сосне икона Божией Матери, называемая "Сосновскою", что в Преображенском соборе. 11. Новососновская, деревянная, во имя всех Соловецких чудотворцев, недалеко от Сосновской. Здесь деревянный корпус с келлиями для братии, проживающей для ловли рыбы в море. ПО ДОРОГЕ В АНЗЕРСКИЙ СКИТ 12. Предтеченская каменная на второй версте от монастыря на могиле воинов, избиенных в 1666-1674 гг. во время осады Соловецкаго монастыря. 13. Деревянная во имя св. великомученицы Варвары, на четвертой версте. 14. Деревянная часовня во имя св. апостола Филимона, на восьмой версте. 15. Деревянная часовня во имя святителя Николая чудотворца, на пятнадцатой версте, в Реболде у пристани. НА МУКСОЛЬМСКИХ ОСТРОВАХ. 16. В честь Рождества Христова, деревянная на Малом острове. 17. Фаворская деревянная в честь Преображения Господня, на высокой горе, на Большом острове. в) Скиты: НА АНЗЕРСКОМ ОСТРОВЕ 1. Анзерский Троицкий скит основан в 1620 году преподобным Елеазаром Анзерским, первоначально в уединении подвизавшимся на сем месте. Церковь в ските каменная с двумя престолами: 1, в честь Пресвятой Троицы и 2, во имя преподобнаго Михаила Малеина. В Троицкой церкви под спудом почивают св. мощи преподобнаго Елеазара. В одной связи с церковию каменный корпус с келлиями, в ските живет до 15 человек братии, под управлением иеромонаха-строителя. 2. Голгофо-Распятский скит в четырех верстах от Анзерскаго, на высокой горе, называемой "Голгофа". Основан при следующих обстоятельствах: в 1712 году 18-го июня строитель Анзерскаго Троицкаго скита иеромонах Иов, придя к пустыннику иеродиакону Паисию, жившему в уединенной келлии у нынешней горы Голгофы, остался у него переночевать. Ночью, когда Иов еще совершал молитвенное правило, Пресвятая Богородица явилась ему в небесной славе и сказала: "сия гора отселе будет называться Голгофою и на ней устроится церковь и Распятский скит." Вследствие этого видения иеромонах Иов в 1714 году перешел из Анзерскаго скита на гору Голгофу и основал здесь Голгофо-Распятский скит до ныне существующий. В настоящее время церковь в ските каменная в ней: холодный храм Распятия Господня и теплый - Успения Пресвятой Богородицы, в котором на левой стороне почивают под спудом честныя останки основателя скита блаженнаго Иова, (в схиме Иисуса); монашествующих проживает в ските до 15 человек из Соловецкой братии, из них одни живут по распоряжении монастырскаго начальства, а другие по заявленному желанию. Внизу, у подошвы горы, деревянная церковь Воскресения Христова, перенесенная в 1833 г. с горы на место явления Пресвятой Богородицы Иову. Голгофо-Распятский скит отличается: 1) тою особенностию, что в нем, кроме точнаго исполнения по церковному уставу божественных служб, читается братиею в церкви попеременно день и ночь псалтирь с поминовением всех православных христиан живых и умерших, особенно же благодетелей и вкладчиков; 2) живущая в нем братия постоянно употребляет постную пищу, даже и рыбу употребляет только в великие праздники. Часовни и строения вне оных скитов: 1. Часовня во имя Пресвятой Богородицы всех скорбящих радости, - каменная, на западной стороне от Анзерскаго скита, в двух с половиною верстах, на месте называемом "Красная пристань" на Кенге, при перевозе с Анзерскаго на Соловецкий остров. 2. Часовня во имя Знамения Пресвятой Богородицы, деревянная, построена на юговосточной стороне в 30 саж. от скита над истоком прорытым из озера в морскую губу. Сюда бывают крестные ходы из Анзерскаго скита для освящения воды. 3. Часовня во имя преподобнаго Елеазара, на восточной стороне скита, в двух верстах от него, деревянная, построена на горе в память пребывания на сем месте преподобнаго Елеазара. 4. Часовня во имя Св. Троицы, деревянная, на северной стороне от скита в четырех верстах, построена для братий занимающихся рыбной ловлей. С 1875 года при этой часовне открыта спасательная станция для подания помощи при несчастных случаях на море. Старшина и гребцы на оной избираются из сведущих по этой части братии монастыря, в зависимости от Общества спасания на водах. 5. Часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена при Копальской губе на юговосточной стороне; от Голгофы в трех верстах, каменная. 6. Часовня во имя преподобнаго Кирилла Новоезерекаго, деревянная на юговосточной стороне, в двух верстах от Голгофы, на месте называемом "Кирилловская тоня", для занимающихся здесь рыбною ловлею братий. Источник: http://www.solovki-science.ru/hist-predisl.htm#02
Пожаловаться модератору
Пожаловаться на фото

Комментарии

Комментариев нет
Exif-данные фотографии
Exif-данные отсутствуют
Список рекомендовавших пользователей
Список пуст
Список оценивших пользователей
Список пуст
Список просмотревших
Список пуст
Оценки ЧКФР
Список пуст
Оценки ХС
Список пуст
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта