ТРУДНИКИ

Комментарий автора:
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОЛОВЕЦКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. АРХАНГЕЛЬСКАЯ область.БОЛЬШОЙ СОЛОВЕЦКИЙ ОСТРОВ в БЕЛОМ МОРЕ. Снимок сделан объективом: (NIKON AF-S 18-200mm f/3.5-5.6 G DX IF-ED VR Nikkor) Из книги ИСТОРИЯ ПЕРВОКЛАССНАГО СТАВРОПИГИАЛЬНАГО СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ составленная архимандритом ИОАННИКИЕМ.(1899г.) Г Л А В А VIII Исторический очерк поземельных владений Соловецкой обители. Учреждение ставропигии. (1765 г.) Земельныя владения Соловецкой обители умножались и расширялись в течении нескольких веков, от самаго основания ея. Первыя и главныя земельныя приобретения сделаны были монастырем на Поморском берегу по реке Суме - по вкладу Марфы Посадницы. Затем монастырь получил во владение множество участков по рекам Поморскаго и Корельскаго берегов и по прибрежным островам. Из этих участков в жалованных грамматах XV века до 42 только таких, местность которых сколько нибудь ясно обозначена, именно: по реке Суме 1, по Вирме 2, по Выге и Сороке до 16, по Шуе 9, по Кеми 9, по Поньге (на Корельском берегу) 1, по Жеравне 1, на Князь острове 1, на Кузострове 1, на Киль-острове 1; об остальных же участках говорится, что они находятся на море, или на Лопи, в Кореле. Кроме вкладов, монастырь приобретал земли и куплею; так в XV веке были куплены им у порога "Золотица" на Выге 2, на Шуе 2, на Кеми 2, на Киль-острове 3 участка, и весь Лотошкин остров. Скоро стали распространяться владения монастыря и на далеком Терском берегу. Еще в 1466 г. один землевладелец дал монастырю участки по рекам Умбе и Варзуге и по морскому берегу. В 1470 г. Марфа Посадница подарила преподобному Зосиме свою вотчину между теми же реками у Кашкаремскаго ручья и на Кашкаремском наволоке. Позднее монастырь приобрел несколько новых участков на Терском берегу, по рекам Умбе и Варзуге и на Песьем наволоке. Из поселенцев на монастырской земле по реке Варзуге в 1491 г. был уже образован церковный приход и поставлена монастырем церковь. Приобретая вотчины, монастырь ставил в них дворы, куда наряжал своих старцев-прикащиков для управления промыслами и угодьями ("старец-витаман", как его называли). При увеличении населения ставилась церковь, куда от монастыря посылался инок-иерей, соединявший с обязанностию надзора за монастырским двором должность монастырскаго священника. В 1539 году пожаловано было монастырю 13 луков по рекам Шижне и Выге и на Сухом наволок (у Сороцкой губы) с деревнями, в которых жило 4 или 5 поселенцев, со всеми угодьями, с рыбными ловлями и солеваренными (цренными) оброками. С приобретением Шижни у монастыря явилась третья пристань на Поморском берегу, сверх приобретенных прежде на Суме и Вирме. Монастырь получал право суда над поселенцами в его владениях, кроме уголовных дел. В 1555 г. царь пожаловал монастырю 24 деревни по Суме и две деревни Марфы Посадницы по реке Выге, к ним присоединил 33 варницы в Сумской волости по рекам Суме и Колежме, по приморским наволокам и прибрежным островам. Эти деревни приносили казне только 19 руб. в год. Это пожертвование царя было вознаграждением монастырю за лишение права безпошлинно продавать 10000 пудов соли. В 1551 г. царь отдал монастырю пустевшую более 40 лета церковь при впадении реки Сороки в реку Выг, где был погребен преподобный Савватий, а также тоню на реке Сороке и деревню Сороку. Так постепенно округлялись вотчины монастыря, оне тянулись на огромном пространстве по прибрежным рекам от Сумы до Кеми и по Терскому берегу; но до второй половины XVI века нет известия о том, чтобы они шли далее реки Сумы к востоку; реки: Колежма, Нюхча, Унежма и др. до Онеги, кажется, не имели еще на своих прибережьях ни одного монастырскаго участка. С второй половины XVI века монастырь и здесь начинает делать приобретения. В 1550 г. пожалованы были обители на строение каменной церкви Сумский островок с тремя дворами и две деревни по р. Колежме с 9 обжами земли и 8 соляными варницами. В 1555 г. получено еще несколько варниц на Колежме и на ближних приморских наволоках, из числа 33, пожалованных в этом году монастырю на поморском берегу. Монастырь приобретая новыя земли, покупкою или жалованныя, немедленно населял их крестьянами и давал им правильное устройство. Нет указания, чтобы монастырския владения до этого времени шли севернее реки Поньги; известно только, что ему принадлежало несколько участков по Терскому берегу, по рекам Умбе и Варзуге. Но у него были владения и на промежуточном пространстве от Поньги до Умбы. Граммата 1584 г. показывает, что здесь, кроме 10 луков на Умбе, у монастыря были в Керети и Порье-губе приморския угодья с 14 луками земли и 1 лук в Кандалакше; монастырь имел полтора лука земли даже на далеком Мурманском берегу - в Кольской волости. Монастырь приобретал большею частию пустыя земли; населенных земель, по граммате 1584 года у монастыря считалось только 40 обж (обжа - половина лука), "а вотчины у Соловецкаго монастыря во всех монастырских деревнях живущаго 40 обж, и с них правят всякие государевы сборы, и на ям правят деньги, а у них в Сумском остроге устроен ям свой монастырем и монастырскими крестьяны 40 обжами, и от охотников стоят с подводами безпрестанно, и годныя гоняют многия в Поморье с Москвы на Мурманское море, да из Сумскаго острога посылают в посылки и на сторожи на Немецкий рубеж монастырских людей". Кроме Варзуги, на Терском берегу образовалось во второй половине XVI века другое владение - Умба. Здесь Соловецкому монастырю в 1584 году принадлежало 10 луков земли, которые с прибавкою полулука в 1585 году составляли четверть волости. С этих 10 ? луков монастырь платил оброку 25 руб., тогда как с 77 ? луков в Сумской волости платил всего 10 рублей 22 алтына. Это зависело, конечно, от доходности владения, а не от населенности; в 1607 году в этой четверти жило только 4 крестьянина. Между тем и на Кеми среди поселков Валдеинскаго Корельскаго рода образовалась волость в начале XVI века. Соловецкий монастырь начал здесь утверждаться еще в XV веке, получая участки вкладом от русских владельцев. В 1589 г. монастырь ставил ратных людей с своего жеребья в Кеми. Монастырю принадлежала половина Кемской волости, а другая состояла из угодий и деревень царских оброчных крестьян. Соловецкому монастырю пришлось здесь защищать границы от Кеми - немецкой, населявшей верхнее течение Кеми и часто делавшей вторжения в русские пределы. В 1591 году вся Кемская волость отдана была монастырю, вследствие прошения игумена Соловецкаго. Соловецкий игумен с братиею бил челом царю, что "у них царское жалованье в Поморье, - половина Кемской волости, а другая половина той волости за царем, и та Кемская волость к Соловецкому монастырю ближе всех волостей - за 60 верст и на той Кеми реке от прихода немецких воинских людей и зимой и летом из монастыря у них заставы и сторожи живут безпрестанно, и им Кемские крестьяне застав и сторож и никаких крепостей ставить по реке Кеми не дадут, а в том между ними смута великая, и немецкие люди приходят войною безвестно, и опричь Кеми до Конды реки Кемским немцам инаго судоваго пути нет, и та Кемская волость от немецких людей дважды воевана в 87 да 98 г. (1579 и 1590 г.г.)". Царь по этой просьбе отдал монастырю всю Кемскую волость и Подужемье, (в 18 верстах от нынешняго города Кеми вверх по реке) и Пебо озеро и Масло озеро в вотчину с крестьянами, дворовыми местами, соляными варницами, с рыбными и звериными ловлями и со всеми угодьями на следующих условиях: в той Кемской волости поделать монастырю разныя крепости и острог сделать, и в нем ратных людей из монастыря устроить, и заставы учинить крепкия, чтобы в приход немецких людей сидеть было не страшно, и царских гонцов возить из Кеми до Керети, и в казну со всей Кемской волости платить оброку и разных пошлин по 134 руб. 24 алтына с деньгою ежегодно. Кроме всего этого взят был у монастыря за это пожалование приобретенный им в Новгороде двор с каменную палатою и садом, приносившим по 70 руб. доходу. А казна с своей половины получала только 64 руб. 17 алтын с деньгою в год оброку. Очевидно, что все эти пожалования не только не причиняли убытка казне, напротив были весьма выгодны. Монастырь заботился о приобретении новых владений для успехов в солеварении. В 1590 году он жаловался, что главный источник его доходов - соляныя поморския варницы начинали пустеть, так как около них леса высечены и соль варить уже нечем, посему просил во владение пустую волость Нюхчу да Унежму, лежавшия близ моря, прибавляя, в той волости церковь стоит без пения четвертый год и жильцов в той волости нет, а в царскую казну не идет ничего, а соляныя варницы стоят пусты, а волостка эта с их монастырскою отчиною смежна, а иных волосток и деревень между теми волостями нет. Казна уступила ничего не дававшую ей волость на том условии, чтобы монастырь в Нюхче и Унежме устроил церковь, поставил варницы и двор и после двухлетней льготы от податей платил бы каждый год в казну по 50 рублей. Так монастырския владения подвигались к Онеге и своим Турчасовским землям в Каргопольском уезде. В то время, как все почти приморския волости, расположенныя при устьях рек Поморскаго и Корельскаго берегов, вошли уже в состав вотчин Соловецкаго монастыря, Шуя, окруженная Соловецкими владениями, оставалась вне их. Но когда (может быть, в одно время с Кемью), Шуя была разорена шведами, игумен Соловецкий выпросил ее для монастыря. "Ныне, после разорения, писал он царю, в той волостке Шуе жильцы немногие и те кормятся морскими промыслами, а иные кормятся у них, около Соловецкаго монастыря, а пашенной земли у них нет, и ныне с той волостки оброку в Великом Новгороде не дают потому, что стала за их монастырскою вотчиною, за Сумским острогом, а к ним и в монастырь и в Сумский острог ничем не тянут же, а караулов не караулят, а стоит та волость за их обереганием". Царь отдал эту волость монастырю в вотчину с крестьянами, дворовыми местами, амбарами и лугами с мельницею, соляными варницами, рыбными, звериными и птичьими ловлями и двумя луками на приморском берегу между Кемью и Керетью, принадлежавшими к той же волости, - на условии, какое предложил сам монастырь, платить с той волости оброк, какой платили они до разоренья, т. е. 20 руб. 29 алтын. Впоследствии округлилась и Керетская вотчина монастыря. До 1635 года в Керети монастырю принадлежала только четверть волости; в этом году отданы были царем и другия три четверти с крестьянами и со всеми угодьями. Так все главнейшия русския поселения на устьях поморских рек: Варзуги, Керети, Кеми, Шуи, Выга, Сумы, Колежмы, Нюхчи и Унежмы в первой половине XVII века сосредоточились под управлением монастыря, энергическому содействию котораго они главным образом обязаны своим развитием, а многия и своим возникновением. В конце XVI века монастырь имел уже владения за пределами Выгозерскаго стана и Новгородскаго уезда; у него были промыслы и деревни в уездах Двинском и Каргопольском. Из грамматы 1604 года видно, что монастырская вотчина простиралась по реке Онеге в Турчасовском стану, в Пияльском Усолье, и состояла из двух обж тяглой земли и полтора црена соляного промысла против дворов монастырских, на берегу реки, с лодейною пристанью. С начала XVII века встречаются чаще в грамматах известия о новозанятых землях в уездах Каргопольском и Двинском. К старым Турчасовским волостям монастыря принадлежали в начале XVII века деревни и рыбныя ловли его по реке Онеге; в волостях Городецкой и Владыченской, всего считалось в полном и неполном его владении 17 деревень. В 1617 году монастырь предложил казне отписать на царя эти деревни с пашнями и сенокосами в волостях Городецкой и Владыченской; вместо них приписать к монастырю купленныя им для соляных промыслов две деревни в Пурнеме и Лямце (на Онежском берегу); монастырь отказывался от своих старых деревень, удаленных от моря, в которых почти исключительно разработывались пашни и сенокосы, хотя и на худой земле, и вместо того покупал новыя деревни на земле, еще менее благоприятной для земледелия, но за то, по своей близости к морю, более удобной для соляного промысла, главнаго источника средств монастыря. По той же причине монастырь, отказываясь от земель внутри Турчасовскаго стана, старался приобретать окрайныя приморския земли, продолжая таким образом свое движение по юго-западному берегу Белаго моря по направлению к устью Онеги. Монастырския владения долго останавливались на волости Унежме. В 1631 г. монастырь выпросил себе и следующую, по направлению к Онеге, волость Кушерецкую в видах поддержания солянаго промысла. В 1635 г. предоставлены были во владение монастыря четыре пустоши во Владыченской волости с сенными покосами, по реке Онеге, и деревня Исаковская со всеми угодьями; в 1650 г. это пожалование подтверждено новою грамматою. Между тем как монастырския владения подвигались к Онеге, они давно перешли и за эту реку по направлению к Двине, держась берегов Онежскаго и Летняго. Уже с конца XVI века грамматы начинают упоминать о вотчинах монастыря в Двинском уезде. Двина имела огромное значение в истории Соловецкаго монастыря. Она существенно определила развитие и направление его хозяйственной деятельности. Ея течение служило для него тем путем, которым монастырь связывал свою Беломорскую украйную промышленность с промышленностию внутренних областей государства. По Двине ежегодно ходили монастырские насады, возившие в Вологду и другие города десятки тысяч пудов соли из монастырских варниц и возвращавшиеся с огромными хлебными и разными другими запасами, необходимыми для многочисленной монастырской братии и многочисленных слуг, работавших на его землях. В 1585 г., по случаю строения каменной крепости, монастырь выпросил между деревнями Паниловым и Ступиным в 30 верстах от Холмогор, вверх по Двине у Орлеца, четыре версты пустаго места, "где камень белый известный ломати и лес на дрова сещи и известь жещи". Монастырь принес в Двинской край стремление, столько раз обнаруженное им в Поморском крае, на запад от Онеги, стремление обработывать пустоши, от которых отказались местные поселенцы, и которые, вследствие того, стали безполезны для казны. В конце XVI века там на речке Куе у моря монастырь имел солеварни, и от той речки, по морскому низкому берегу подошла к его солеварням пустая земля верст на пять в длину. Прежде на этом берегу приезжие люди кашивали сено и ловили рыбу; но около 1595 года это место опустело, и монастырь выпросил его себе. Для поддержания того же солянаго промысла куплены были в 1616 г. на Онежском берегу две деревни в волостях Лямце и Пурнеме у четырех частных владельцев, которые и остались в этих деревнях в качестве половников; в граммате 1618 г. перечисляются следующие монастырские промыслы и земли по летнему берегу в Ненокоцком Усолье: обжа без получети, мельница и полуварница, на реке Куе земли и две варницы, две тони у Голой кошки, четыре тони на Куйском берегу, обжа в Лудском усолье, две варницы и мельница на реке Луде, земли и мельница на реке Кехте и другая мельница в Кехотской волости против Красной горы, варница в Солокурке, Солозеро и Слободское озеро и наволок Слободской реки; со всего этого монастырь платил в казну 18 руб. 26 алтын и 4 ? деньги. В 1630 г., вынуждаемый недостатком дров на своих солеварнях Лудских, монастырь выпросил у царя на оброк из наддачи речку с лесом в Унской губе; около того же времени он купил против своего Холмогорскаго двора в Курейской волости две черныя деревни, в которых в 1634 году успел поставить двор для старца-прикащика, около двора 10 амбаров, сарай и двор коровий. Наконец в 1636 г. пожалован был монастырю Яренгский погост (на Летнем берегу) с церковью, со всем строением и с живущими в погосте оброчными, бобыльскими и казачьими людьми с их дворами и со всеми угодьями. Так распространялись вотчины Соловецкаго монастыря по Беломорскому краю. На скудную почву этих вотчин для разработки средств, какия они представляли, монастырь привлекал поселенцев. Большая часть земель доставались ему пустыми, не разработанными и не населенными. Медленно и трудно, среди суровой обстановки развивалась в них жизнь, вносимая монастырем. Между тем, с одной стороны значение монастыря привлекало в него многочисленную братию, содержание которой требовало обширных средств, с другой стороны - на монастыре лежала обязанность заботиться о нуждах своих слуг и крестьян, которые не всегда могли найти себе удовлетворение на скудной почве; наконец, стоя на украйне, он должен был защищать себя и свои вотчины от враждебных нападений с запада, с Каянскаго рубежа. Всем этим требованиям он удовлетворял широким развитием хозяйства в своих вотчинах. В его грамматах есть много указаний на обширные размеры его промышленной деятельности. В конце XVI века (в 1584-1594 гг.) в монастыре было 270 братий. В 1649 г. было уже 850 человек, да слуг и работных людей в монастыре около 600 человек, не считая рабочих на соляных варницах; в 1621 г. таких рабочих было 700 человек; все они, по словам грамматы, пили, ели и носили монастырское. В 1621 г. в Соловецкой крепости на содержании монастыря было 1040 человек ратных людей, кроме бывших в Сумском остроге стрельцов. Соляной промысел был главным средством покрытия всех этих расходов. В грамматах монастыря часто повторяется, что монастырь место не вотчинное, пашенных земель нет, разве что соль продадут, тем и запас всякий на монастырь купят, и тем питаются. В начале второй половины XVI в. монастырь продавал в Вологде и других местах 6000 пудов соли из своих варниц; в первой половине XVII века он продавал ея уже 130000 пудов, платя за это пошлины 658 руб. Кроме того, за крестьян с своих вотчин, рыбных ловель и других угодий, он платил в казну до 4000 руб. оброку и других царских сборов. В конце XVI века он покупал ежегодно до 20 пуд. воску да 8000 четвертей ржи на монастырский обиход братий, слуг и крестьян, кормившихся от монастыря. При этом он скоплял средства, которыми помогал государству в трудныя времена; в царствование Алексея Михайловича он выслал в Москву на жалованье ратным людям 41414 руб. и 200 золотых, что составляло в то время огромную сумму. Соловецкий монастырь, владевший с давняго времени такими большими поместьями в северных областях, с учреждением в 1764 г. Штатов лишился этих владений. Вследствие этого средства монастыря сделались значительно скуднее, но он приобрел ту нравственную выгоду, важную в жизни иноческой, что избавился от управления чисто мирскими делами подведомных селений, освободился от разных споров и тяжб, неизбежных при владении такою недвижимостию. Жизнь монастыря получила вид более сообразный с целью монашества. Историческия обстоятельства так расположились, что Соловецкий монастырь в прежнее время был вместе и крепостию, защищавшею северный край от иноземцев, содержал своих стрельцов, имел запас боевых снарядов. Для устройства стен и башен, поддержания строений в порядке, содержания ратных людей, цари давали средства обители, жалуя ей вотчины. Но миновали прежния обстоятельства, государство окрепло, распространилось и, взяв в свое управление монастырския вотчины, вместе с тем приняло на себя обязанность защищать и обитель и весь северный край от неприятелей. Монастырю осталось настоящее значение его - обители иноков, посвятивших себя молитве и богомыслию. Во владении монастыря оставлен в Сумском остроге загородный двор с принадлежащею к нему землею, также Анзерский скит. Капитану Владыкину выданы для доставления в коллегию экономии деньги, оставшияся в монастыре от прежних годов, 35030 руб. и 60 коп. В 1765 году в Соловецкой обители с Высочайшаго утверждения, по граммате Святейшаго Синода, учреждена ставропигия, а вместе с тем подтверждены все преимущества в священнослужении настоятелей ея, по силе грамматы императора Петра I. Таким образом монастырь изъят из епархиальнаго управления и состоит до настоящаго времени в ведении Святейшаго Синода. Монастырския подворья: Архангельское, Вологодское, Устюжское, Кемское и Сороцкое отданы монастырю на его содержание. Источник: http://www.solovki-science.ru/hist-predisl.htm#02
Пожаловаться модератору
Пожаловаться на фото

Комментарии

Комментариев нет
Exif-данные фотографии
Exif-данные отсутствуют
Список рекомендовавших пользователей
Список пуст
Список оценивших пользователей
Список пуст
Список просмотревших
Список пуст
Оценки ЧКФР
Список пуст
Оценки ХС
Список пуст
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта