ВОЙТИ В ХРАМ

Комментарий автора:
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОЛОВЕЦКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. АРХАНГЕЛЬСКАЯ область.БОЛЬШОЙ СОЛОВЕЦКИЙ ОСТРОВ в БЕЛОМ МОРЕ. Снимок сделан объективом: (NIKON AF-S 18-200mm f/3.5-5.6 G DX IF-ED VR Nikkor) Из книги ИСТОРИЯ ПЕРВОКЛАССНАГО СТАВРОПИГИАЛЬНАГО СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ составленная архимандритом ИОАННИКИЕМ.(1899г.) ГЛАВА VII Соловецкая обитель после усмирения мятежа до учреждения ставропигии (1676-1765 г.). В 1676 году, для приведения Соловецкой обители в прежнее состояние, по указу царя Феодора Алексеевича и благословению Иоакима патриарха московскаго, присланы из Тихвинскаго монастыря архимандрит Макарий, из Спасскаго монастыря келарь Илларион и казначей Феодосий, а прочие монашествующие из разных монастырей. Соловецкий мятеж имел свои следствием упадок и разстройство монастырскаго хозяйства. Соляные промыслы, доставлявшие обители большую часть доходов, запустели, крепостные строения, церковные и другия здания требовали починки, рабочий скот был истреблён, запасы, находившиеся в поморских житницах и заготовленные на случай неурожая, были совершенно истощены. Кроме осьмлетняго продовольствия осаждавших войск монастырским хлебом и выдачи им денежнаго жалованья, на наем работников для перевозки через море на судах осадных орудий и самых войск, также для прогонов гонцам в Москву, употреблено много денег. Остальная сумма, накопившаяся из доходов с земель в течение восьми лет, в количестве 8414 руб. 89 коп., была взята в государтвенную казну. Впрочем, по взятии монастыря, там найдено было разного хлеба 9661 четверть и денег, скрытых мятежниками, 29268 руб. 21 алтын и две деньги. Этих средств на первый раз было достаточно, чтобы приступить к необходимым исправлениям в обители. Тогда же снята царская опала с монастыря и он вступил во владение своими вотчинами. Немедленно после назначения Макария объявлен двинским воеводою князем Хованским в городе Архангельске государев указ, которым повелено пропускать без всякаго задержания богомолъцев всякаго сословия, проходящих на Соловки; а для смены войск, находившихся в монастыре с воеводою Иваном Мещериновым, и для точнаго описания наличнаго монастырскаго имущества и денег присланы из Москвы стольник и воевода князь Владимир Андреевич Волконский и дьяк Олмаз-Чистаго, которые с стрелецкою командою, состоявшею из 350 человек, простояли в монастыре целый год из опасения могущаго произойти мятежа. Воевода Мещеринов с сыном своим, по повелению царскому, был здесь на несколько времени задержан, по обвинению в захвате монастырских вещей. Деньги и вещи, взятыя им из монастыря и будто бы поднесенныя ему мятежниками, как победителю - в почесть, были опять возвращены в обитель. Макарий озаботился снабдить обитель исправленными печатными книгами: евангелиями, апостолами, псалтирями, служебниками, требниками и проч. С целью ввести согласное церковное пение он велел списать в Москве книгу Ирмологий знаменный и из Октоиха воскресных служб стихиры и догматики, степенные и блаженны, и повседневные богородичны, обиход и дванадесятыя службы господских великих праздников. Церковным уставщиком с 1677 г. при Макарии был Игнатий Корсаков, из царских стольников, впоследствии митрополит Тобольский. Макарий заботился и об исправлении разрушенных строений, принадлежавших монастырю. Так в 1680 году он испросил дозволения на построение новаго острога Сумскаго. По прошению его в том же году царь Феодор Алексеевич утвердил во владении Соловецкаго монастыря Красноборскую приходскую Спасскую церковь, находившуюся в Устюжском уезде и при ней приобретенныя покупкою пашенныя и непашенныя земли со всеми угодьями. Там находилась чудотворная икона Нерукотвореннаго образа, прославившаяся в царствования Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. От каждогоднаго стечения народа началась там ярмарка, существующая и до сего времени под именем Спасской. Соловецкая обитель, благоустрояемая попечениями архимандрита Макария, опять стала привлекать к себе монашествующих. Так, по граммате царя Феодора Алексеевича, в 1680 г. принял пострижение в Соловецкой обители престарелый вельможа Никифор Матвеевич Толочанов, бывший в 1649 г. главою посольства на приведете в подданство России Имеретинскаго царства. При пострижении он наименован Нектарием и, в уважение долговременной службы отчеству и за богатые вклады в обитель, избран в соборные старцы. В том же 1680 г. Макарий был переведен опять в Тихвинский монастырь, а преемником ему назначен келарь Иларион. При этом настоятеле в 1682 г. открыта епархия холмогорская и важеская. С этого времени Соловецкая обитель поступила в ведение Холмогорскаго епископа, вместо новгородскаго митрополита. Новая епархия обнимала весь берег Белаго моря и целью учреждения ея было противодействовать расколу, который особенно усилился в северном крае. В июне 1683т. Афанасий, первый архиепископ холмогорский, посетил Соловецкую обитель; пробыв в обители с 23-го по 29-ое июня, он подписал уставную граммату на имя архимандрита Илариона, келаря Лаврентия, казначея Арсения с братиею; в ней архиепископ сначала благодарит Бога за то, что иноки не уклонились к раскольникам и противникам святой церкви, но остались твердыми в догматах православия; потом говорит, что некоторые из иноков имеют ревность не поразуму, не разумея Божией правды, стараются поставить свою правду, нарушая уставы общежития; таких святитель повелевает смирять соборне "жезлием и узами", пока покажут плоды покаяния. Для управления монастырем он предписывает учредить совет из 12-ти опытных иноков с архимандритом; из числа их советует посылать на важныя послушания на берег, а для других послушаний наряжать из простых братий; с инока, неисправнаго в исполнении службы и причиняющаго убыток обители, приказывает строго взыскивать; далее запрещает увольнять из обители иноков, и если кто убежит, того ловить и подвергать наказанию; способствующий побегу иноков также должен быть подвергнут наказанию; не разрешает держать в обители опьяняющих напитков и у приезжающих опечатывать их; присылаемых на заключение указывает держать под крепким присмотром и, в случае безчинства с их стороны, подвергать телесному наказанию и определять на тяжкия монастырския послушания; чернил и бумаги им не давать, изветов и доносов их не принимать. При Иларионе монастырския владения расширились; так в 1686 г. цари Иоанн и Петр Алексеевичи пожаловали обители Орлецкия угодья с известковым камнем, лесами и сенными покосами. 25 мая 1683 г. была подтверждена граммата царя Алексея Михайловича о том, чтобы брать пошлины с монастырской соли по 658 руб. 33 алтына и 1/2 деньги, и с этого времени, по уничтожении тарханных граммат, царь Алексей Михайлович повелел эту сумму вносить только за соляныя пошлины; оброк же с крестьян и за рыбные промыслы пожаловал в пользу обители. Такой порядок уплаты продолжался до 1677 г.; но после издания повеления о совершенном уничтожении тарханных и торговых граммат, Соловецкий монастырь, вместе с патриаршими, архиерейскими и прочих монастырей вотчинами, за продаваемую соль, в количестве 130000 пудов вносил пошлину по общему таможенному уставу с тою только выгодою, что на вырученныя за соль деньги монастырь имел право безпошлинно закупать нужныя для себя запасы. Тогда же установленная рублевая пошлина была платима монастырем вполне исправно. Но с 1680 г., по указу царя Феодора Алексеевича, сбор с поморских городов и уездов посошных податей был уничтожен; а вместо того постановлено на жалованье Московским стрельцам, по переписным книгам 1678 и 1679 г.г., брать с каждаго крестьянскаго двора в Двинской области по 3 алтына, в Каргополе и Устюге Великом по 1 руб., а в Кольском остроге по 26 алтын и 4 деньги. На основании этого, до 1693 г. с Соловецких вотчин (в Двинском и посадах 79 дворов, в Каргопольском 181, в Кольском 78, а в Устюгском и на Красном-Бору 49, всего же 387 дворов) каждогодно платимо было 363 рубля 16 алтын и 4 деньги. Но так как монастырския суммы, взятыя царем Алексеем Михайловичем на государственныя нужды, а именно: в 1654 году 13000 руб., в 1664 г. 20000 руб. и 200 золотых, еще не были зачтены никакими пошлинами, то упомянутою грамматою повелено, вместе со взятою в 1670 и 1671 г.г. суммою 8414 руб. 89 коп., зачитаемых пошлиною по 100 руб. в год, такой зачет всех вообще сумм продолжить и на будущее время, во внимание к тому, что монастырь во время осады потерял много убытков и разорения; а сверх того, вместо взноса денег на содержание стрельцов, определено с каждаго двора крестьян Соловецких деревень брать ржи и овса по З четверти. В 1686 г. Иларион был перемещен в Спасо-Ярославский монастырь, а потом хиротонисан в митрополита Псковскаго. После двухлетняго управления архимандрита Иннокентия, патриархом Иоакимом назначен настоятелем и посвящен в сан архимандрита Соловецкий постриженик иеромонах Фирс Шарапов. Во время управления архимандрита Фирса Соловецкая обитель осчастливлена двукратным посещением Петра 1-го. В 1694 году 30 мая он отплыл из города Архангельска в сопровождении холмогорскаго архиепископа Афанасия. Едва царская яхта прошла Унскую бухту, в 120 верстах от Архангельска, как поднялся страшная буря, гибель судна казалась неизбежною. Но монастырский стрелец Антип Тимофеев, опытный и искусный кормчий, провел судно между подводными камнями в Унскую губу. Это было 2-го июня. Царь одарил богатыми вкладами монастырь, основанный над могилами Соловецких иноков Вассиана и Ионы, поставил крест в память своего избавления от потопления. 7-го июня Петр прибыл в Соловецкий монастырь. Там, где царь вышел на пристань у Святых ворот, архимандрит Фирс поставил большой деревянный крест, возобновленный при архимандрите Геннадии. Этот крест находится на том же месте и теперь в часовне. Трое суток царь провел в Соловецкой обители в молитве, поклонялся мощам св. угодников и, одарив иноков щедрою милостынею, 10-го июня отплыл обратно в Архангельск. Вскоре он повелел выдать монастырю 3000 четвертей ржи взамен продовольствия отпущеннаго стрельцам Сумскаго острога во время Соловецкой осады; а в следующем году, по указу его, получено из Двинских таможенных сборов 700 руб. на устройство новаго иконостаса в Преображенском соборе и приписаны к обители две пустыни: московская Ново-Соловецкая и чухломская Авраамиева с землею и крестьянами. Весть о царском посещении Соловецкой обители, в течение двух с половиною веков своего существования не видавшей в стенах своих государей, достигла и до бывшаго Соловецкаго инока тобольскаго митрополита Игнатия. В 1696 году 12 марта он писал в Соловецкий монастырь: "многое мы воздали благодарение Богу, слыша о вашем жительств, и пребывании и о тем, что Господь Бог посетил вас пришествием пресветлаго монарха; услышав это, я духовно возвеселился, что Господь Бог не презрел трудов преподобных отцев Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев; но и ваша любовь будьте благодарны и не ленитесь о своем спасении, надеясь на неизменное богатство и многолюдство обители, но, пребывая в тихости монашескаго жительства и стремясь к горней обители, спасайтесь по речению апостольскому: "горняя мудрствуйте, а неземная". Проводя ангельское житие, потщимся и просить от Бога добродетели ангельской, и творить то, что именуется небесным дарованием, то-есть: пост, бдение, молитву; дарованием поста тело сохраняется в чистой, бдением ум наш просвещается, молитвою же ангельски Богу предстоим, славя его пресвятое имя и молясь о спасении своем". Игнатий просил, чтобы на Савватиевой горе, называемой Секирною, была построена церковь в честь Вознесения Господня и в главе ея придел во имя св. апостолов Петра и Павла, по образцу церкви, устроенной патриархом Никоном подле Новаго Иерусалима. На строение он назначил особую сумму. Возникшая война со шведами заставила обитель принять участие в мерах обороны Беломорскаго края. В 1701 г. начато строение Новодвинской крепости, в сооружении которой участвовали монастырские крестьяне; Кольский острог починен и при нем, между реками Колою и Туломою. построено новое укрепление, вооруженное 25 пушками, и сделаны окопы и батареи; Сумский и Кемский остроги были заняты 300 стрельцов, присланными из Архангельска под командою Алексея Капранова. Шведы не замедлили напасть на неотстроенную Новодвинскую крепость; но, будучи отражены, на обратном пути сожгли на западном берегу Белаго моря принадлежащия монастырю в Куйской волости солеварни и 17 крестьянских дворов, и затем поспешно удалились. В 1702 г. царь Петр I вторично посетил Соловецкую обитель. Отплыв из Архангельска на 13 военных кораблях, Государь, за противным ветром, остановился между Анзерским и Муксольмским островами. Во время этой стоянки у островов Соловецкаго, Анзерскаго и Муксольмскаго, царь устроил на них три городка или большия насыпи из диких камней. Насыпи эти и ныне еще видны издалека. Флот, приплыв к Заяцкому острову августа 10 дня, возвестил прибытие государя пушечною пальбою. Архимандрит Фирс, предуведомленный о пришествии государя стольником князем Юрием Феодоровичем Шаховским, ожидал его с братиею в монастыре. В сопровождении немногих особ в малом боте царь прибыл к пристани Соловецкой за полчаса до вечера; ему салютовали пушечною пальбою из всех орудий, бывших на монастырских стенах и башнях. Выйдя на берег и помолившись, государь принял у архимандрита благословение, а от келаря с братиею икону Соловецких чудотворцев, хлеб и рыбу, обошел кругом всей монастырской крепости и, вступив в обитель без колокольнаго звона, посетил Преображенский собор и Зосимо-Савватиевскую церковь, где прикладывался к ракам преподобных; был также в ризнице и оружейной палате и, отъужинав в кельях настоятеля, отправился к ночи на корабль. На другой день, 11-го августа, Петр I дал знать, чтобы ждали его к литургии в Зосимо-Савватиевской церкви. В 8-м часу утра он приехал с сыном, царевичем Алексеем, боярами и служилыми людьми. Апостол читал сам государь. После литургии он обедал за братскою трапезою. В трапезе и келарской все столы были полны гостей. В государевом столе за кушаньем и питьем били челом архимандрит, келарь и казначей; стольничали лучшие из братии и клирошане. После трапезы государь заметил, что он никогда так сытно и приятно не кушал, "Это оттого, отвечал архимандрит, что наша пища и питие приуготовляются с благословением и окроплением св. водою". Вторично посетив ризницу и оружейную палату, также тюрьмы и разныя службы и опять побывал у настоятеля; к ночи Петр I отбыл на корабль. В течение 12 и 14 чисел августа, посещая обитель, Государь верховой на лошади осматривал монастырския окрестности и кирпичный завод, был в приготовленной для него мыльне, потом разсматривал праотеческия и отца своего царя Алексея Михайловича жалованныя монастырю грамматы. Между прочим усмотрев, что настоятелю Соловецкой обители архимандриту Илии в 1651 г. было дано право на полное архимандричье служение, указал архимандриту Фирсу и его преемникам носить мантию со скрижалями, а жезл иметь с шипками и яблоками, по примеру Чудовскаго архимандрита, на что тогда же последовал Высочайший указ. 15-го августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, архимандрит Фирс в присутствии Государя отправил священнослужение с дозволенными ему преимуществами. Петр I стоял на клирос и пел с певчими. На острове Заяцком, у котораго стоял российский флот, государь указал соорудить деревянную церковь во имя св. апостола Андрея Первозваннаго. Эта церковь, до ныне существующая, при самом государе была здесь сооружена иждивением придворнаго церковнаго уставщика Иоанна Степановича Торжнева. Неподалеку от церкви был тогда же выкладен по земле двумя рядами булыжных камней лабиринт, который и до ныне еще виден. 16-го августа государь, отправив молебствие, со всеми кораблями отплыл к пристани Нюхоцкаго Соловецкаго усолья, куда, провожая государя, последовал и архимандрит Фирс с некоторыми иеромонахами. Они поднесли державному путешественнику икону угодников Соловецких, а во флот доставили довольное количество съестных припасов, принятых Петром с живейшею благодарностию. Угостив архимандрита с братиею на адмиральском корабле, царь милостиво отпустил их. Сам государь, сойдя с кораблей и отправив флот к архангельскому порту, со всем войском пошел через Нюхоцкую волость по вновь проложенной дороге к Онежскому озеру лесами, мхами и болотами, на разстоянии 160 верст. В том же году, по Высочайшему повелению, прислано в монастырь из Архангельска 200 пуд. пороху, а из обители препровождено к царскому двору девять живых нерп или тюленей. В 1704 г. Меньшиков приписал в ведомство олонецких Алексеевских железных заводов, принадлежавшие Соловецкому монастырю Сумский и Кемский остроги и Нюхоцкую волость со всеми крестьянами, равно и слюдные Керетские промыслы, на которых добывалась лучшая во всей России слюда - по жалобе архимандрита Фирса, именным Высочайшим указом, эти вотчины в 1711 г. возвращены по прежнему в полное владение монастыря. В 1708 и 1709 г.г. монастырь был в опасности подвергнуться падению шведской эскадры, но дело ограничилось одною тревогою. В 1714 году, по письму князя Александра Даниловича Меньшикова, архимандрит Фирс, потребован был в С.-Петербург для договора о поставке в казну соли, вывариваемых на монастырских варницах, которая в последующие годы действительно доставлялась на олонецкий Алексеевский железный завод. Но потом, когда в 1720 г. от Соловецкаго правления в С.-Петербурге требованы были подробныя ведомости о всех поморских монастырских варницах с тем, чтобы обязать Соловецкий монастырь, увеличив соляныя промыслы, поставлять в казну соль по назначенной от нея цене, то бывший в то время архимандрит Варсонофий объявил, что, по причине дороговизны жизненных потребностей и недостатку дров, заводить вновь варницы монастырь не в состоянии. Монастырь не только не мог завести новых, но и прежния варницы, бывшия главною отраслью монастырской промышленности, с этого времени стали приходить в упадок. В 1715 году, по царскому указу, с монастырских вотчин Кемскаго городка и Сумскаго острога для пополнения флота отправлены были в С.-Петербург все годные к службе люди до 85 человек с полным обмундированием; этот набор сделан г. Лубенахтом и кавалером Сенявиным и лейб-гвардии Преображенскаго полка капитан-лейтенантом Румянцевым; оставшихся от взятых людей детей, престарелых родителей и жен повелено пропитывать на общественный счете, монастырских крестьян. Архимандрит Фирс, пользуясь расположением государя, ходатайствовал об освобожении своей обители от многих повинностей, какия возложены были на другие монастыри. Архимандрит Фирс скончался в 1718 г. в С.-Петербурге. Тело его, по ходатайству царицы Параскевы Феодоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича, выражавшей большое усердие к Соловецкой обители, с дозволения сената, привезено в монастырь и предано погребению близ соборной церкви, с западной стороны. Поставленный на место его Иона I скончался 19-го февраля 1719 года. Его преемник Маркиан Ярцев, посвященный 2-го августа того же года, скончался 27-го апреля 1720 года. На место последняго произведен Варсонофий, Соловецкий постриженик, из иеромонахов Александро-Невской лавры, на основании определения сената, вследствие Высочайшаго указа 1715 года, повелевавшаго производить архимандритов в главные монастыри из иеромонахов Александро-Невской лавры, в которой все монашествующия лица довольно известны государю. Варсонофий, в звании Соловецкаго настоятеля, в 1733 и 1735 г. двукратно, по Высочайшему назначению, был членом Святейшаго Синода; а в 1740 г. после отправления двухгодичной чреды священнослужения при Высочайшем дворе в С.-Петербурге, посвящен в архиепископа архангелогородскаго. Скончался в г. Архангельске 8 ноября 1759 года. В 1735 г. императрица Анна Иоанновна пожаловала обители 1000 рублей. Место Варсонофия занял келарь обители Геннадий Дроздовский, родом из города Мстиславля, поставленный в архимандрита в Москве 13-го февраля 1741 года. Он был ревнитель строгаго порядка и опытный хозяин. В 1756 г., по представлению графа П. И. Шувалова, стали отбирать у монастырей старое оружие. Но так как в Соловецком монастыре состояла в то время на собственном его содержании воинская команда из 67 человек и имелась надобность в оружии, на случай нечаянных неприятельских нападений, то, вместо взятых из него 178 сабель, из оружейной конторы выдано 89 старинных шведских шпаг; а взамен монастырскаго пороха, пришедшаго от долговременнаго лежания в негодность и отосланнаго на пороховые заводы в переделку, доставлено из архангельской артиллерийской команды годнаго для пушечной и мушкетной стрельбы 394 пуда. Геннадий по прошению уволен в 1761 г. на покой в Архангелогородский монастырь, где и скончался 25 июня 1770 г. Место его занял Галицкаго Новоезерскаго Авраамиева монастыря архимандрит Досифей. При нем экономический быт обители получил совершенно новый вид, вследствие общей государственной меры об отписании от монастырей крестьянских имений. В 1762 г. указом императора Петра III повелено отобрать от монастырей все вотчины; это распоряжение было отменено в 1763 г. императрицею Екатериною II Алексеевною. Но в следующем 1764 году, по учреждении духовных штатов, крестьянския имения от монастырей отобраны безвозвратно и предоставлены в особое ведение коллеги экономии. Источник: http://www.solovki-science.ru/hist-predisl.htm#02
Пожаловаться модератору
Пожаловаться на фото

Комментарии

Комментариев нет
Exif-данные фотографии
Exif-данные отсутствуют
Список рекомендовавших пользователей
Список пуст
Список оценивших пользователей
Список пуст
Список просмотревших
Список пуст
Оценки ЧКФР
Список пуст
Оценки ХС
Список пуст
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта