В БУХТЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ

Комментарий автора:
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОЛОВЕЦКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. АРХАНГЕЛЬСКАЯ область.БОЛЬШОЙ СОЛОВЕЦКИЙ ОСТРОВ в БЕЛОМ МОРЕ. Снимок сделан объективом: (NIKON AF-S 18-200mm f/3.5-5.6 G DX IF-ED VR Nikkor) Из книги ИСТОРИЯ ПЕРВОКЛАССНАГО СТАВРОПИГИАЛЬНАГО СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ составленная архимандритом ИОАННИКИЕМ.(1899г.) Г Л А В А I Начало иночества на Соловецком острове (1429-1478 гг.). В княжение великаго князя Василия Васильевича, при митрополите Фотие, жил в обители преподобнаго Кирилла Белоозерскаго инок Савватий, не объявивший о своем происхождении, и о месте рождения. В Кирилловом монастыре Савватий подвизался долго, усердно выполняя разныя послушания. Он был верным хранителем иноческих обетов: слезною молитвою, бдением и постом служил Господу день и ночь. Безропотное повиновение игумену, кроткая любовь к братии и строгая жизнь приобрели ему уважение. Но общее внимание в многолюдной Кирилловской обители тяготило Савватия и он решился скрыться в безмолвное место. Услышав, что в тогдашней Новгородской области на озере "Нево" (ныне Ладожское) есть остров Валаам и на нем монастырь, - любитель смирения и безмолвия решился идти на этот остров. Испросив благословение игумена и братии Кириллова монастыря Савватий удалился на остров Валаам. На Валааме Савватий принят был любезно; подражая многотрудному подвигу Валаамских иноков, он превзошел их своими подвигами. Скоро и здесь игумен и братия отличили его уважением; опять скорбел Савватий, боясь славы земной. С другой стороны, хотя и нелегка была жизнь на Валааме, но подвижник искал для себя еще больших трудов, и душа его порывалась к пустынному одиночеству. На Валааме дошло до слуха Савватия, что еще дальше на севере есть Соловецкий остров, никем не обитаемый, весьма неудобный для пребывания на нем, не всегда доступный даже для рыболовов. Возгорелось в душе пустыннолюбиваго инока желание поселиться в этом неведомом крае, чтобы предаться полному безмолвию. Когда он объявил о своем намерении игумену и братии, они никак не хотели разстаться с подвижником, служившим своею добродетельною жизнию примером для всех. Савватий ночью скрылся с Валаама. Достигши берега Белаго моря и распросив местных жителей о Соловецком острове, он узнал, что необитаемый остров велик, с озерами, лесами, горами, и находится среди вод Белаго моря на значительном разстоянии от населенных прибрежных мест. Услышав о желании пришельца поселиться там, местные жители, знакомые с суровыми условиями жизни на островах считали намерение его неосуществимым. - "Чем ты будешь питаться там и одеваться, когда так слаб и дряхл"? спрашивали старца.- "У меня, отвечал преподобный, такой Владыка, который дряхлости дает свежия силы юности и голодных питает до сытости". С такими мыслями старец пришел к часовне, стоявшей вблизи устья реки Выг на месте называвшемся "Сороки". Здесь он встретился с отшельником Германом, который подтвердил слышанное Савватием от туземцев о Соловецком острове. Герман изъявил готовность проводить Савватия до острова и там поселиться с ним. Взяв с собою жизненные припасы и земледельческия орудия, иноки на малой ладье отправились в море и при тихой погоде счастливо достигли Соловецкаго острова. Близ горы (Секирной), в разстоянии 10 верст от места нынешней обители, они водрузили в землю деревянный крест и поставили себе кущи в 1429 году. Это были первые жители, подвижники, иноки на Соловецком острове. Не устрашили их ни суровый климат с продолжительною зимою, ни скудость почвы, ни отдаленность от человеческих жилищ. Они терпеливо переносили все воздушныя перемены, согреваясь любовию к Богу, а пост и воздержание, стол привычные им, часто заставляли забывать о скудости в пище. Как ни мало привлекательна была жизнь на холодном и безплодном острове, тем не менее нашлись завистники Соловецким поселенцам. Жители корельскаго берега отправили одну семью рыбаков на Соловецкий остров с тем, чтобы устроиться там для постояннаго жительства, а впоследствии и другим селиться на Соловецких островах. Но Господь знаменательно вразумил завистников. Однажды в воскресный день рано утром, по окончании келейной службы, Савватий вышел покадить крест, поставленный перед келлиею. Вдруг он услышал крик и вопль и, оградясь крестным знамением, в смущении поспешил в келии сказать о том Герману. Герман пошел в ту сторону, откуда слышен был крик, и увидел плачущую женщину. "О чем ты так плачешь?" спросил он. - "Я шла к мужу, отвечала она, и вдруг встретились мне два светлых юноши, которые с гневом начали бить меня и говорили: "бегите отсюда, не для вас это место: оно назначено Богом для иноков"; после этого они стали невидимы". Возвратившись в келлии, Герман разсказал своему сожителю о том, что узнал, и оба прославили Господа за Его дивную волю. Рыбак немедленно после этого события, взяв свою жену и имущество, отплыл на прежнее местожительство; с того времени на острове никто не поселялся, приплывали только для рыбной ловли рыбаки, которые, по окончании промысла, оставляли остров. На шестом году отшельнической жизни на Соловецком острове Герман отправился на морской берег к реке Онеге для приобретения жизненных потребностей. Преподобный Савватий остался один на острове. Какова была его жизнь постническая и труженическая, каковы духовные подвиги - ведомо Богу и святым ангелам, которым подражал подвижник. Предузнав приближение кончины, он пожелал причаститься св. таин и с этою целию отплыл на малой ладье на твердую землю. Через два дня он достиг берега. За 10 верст от устья реки Выг, встретив игумена Нафанаила, прибывшаго туда для исполнения христианских треб, Савватий просил причастить его св. таин. Нафанаил спешил в это время напутствовать больного и просил старца идти в часовню и там пождать до утра. "Не весте, что утре будет", сказал старец и просил не отлагать исполнения своей просьбы. Игумен удовлетворил желание старца и опять просил пождать в часовне, чтобы иметь возможность побеседовать с подвижником "Как Господу угодно, так и будет", отвечал Савватий и пошел к часовне. В это время прибыл туда же на своем судне новгородский купец Иоанн. Помолясь в часовне, стоявшей на берегу, он зашел в келлии и здесь увидел благолепнаго старца. Святой старец беседуя с ним, преподал ему наставление, глубоко запавшее в благочестивую душу Иоанна. Богатый купец, усладясь беседою Савватия, предложил ему нескудное подаяние. "Мне этого не нужно," сказал старец, "раздай бедным", и объяснил как много значит для души подаяние милостыни. Купец опечалился тем, что преподобный Савватий ничего не принял для себя, а старец с любовию сказал: "останься, друг, здесь до завтра: не будешь жалеть о том и путь твой будет покоен". Купец отвечал, что ныне же должен отправиться в море. Но едва он вышел из келлии, как поднялась буря; пришлось провести ночь на берегу. Утром Иоанн пришел в часовню принять благословение старца в путь и с молитвою постучал в дверь, - ответа не было, постучал в другой и в третий раз - опять ответа не было. Войдя в келлию, он увидел старца сидящим в куколе и мантии, а кадильницу стоящею на полу, преподобный Савватий почил с молитвою на устах. Это было 27-го сентября 1435 года. Игумен Нафанаил вместе с Иоанном погребли честное тело преподобнаго Савватия близ часовни. С кончиною Савватия и удалением Германа повидимому прекращалось едва начавшееся на Соловецком острове иночество; но свято и плодотворно было семя, насажденное подвигами этих отцев и орошенное их молитвенными слезами; скоро оно принесло обильный плод богоугодной жизни. Едва прошел год после кончины Савватия, как на Соловецком остров явился новый отшельник Зосима, которому предназначено было навсегда утвердить иноческую жизнь в этом пустынном месте. Великий светильник далекаго севера России, начальник общежития в стране суроваго холода, преподобный Зосима родился в Новгородской области, в селе Толвуе, близ Онежскаго озера. Родители Зосимы богатые земцы Гавриил и Варвара, воспитывая его в страхе Божием, обучили грамоте. Смирение и кротость были отличительными чертами нрава его. Когда Зосима достиг юношеских лет, родители желали, чтобы он вступил в брак, но он отказался от этого предложения, чувствуя в себе иное призвание. Следуя влечению сердца, Зосима удалился из дома в уединенное место и, надев монашескую одежду, стал жить отшельником, в посте и молитве. Хотя чтение нравственных книг и доставляло душе его назидательную пищу и озаряло ум познаниями о пути спасения, но он хотел иметь также и руководителя в духовной жизни. В то время, на родине его, принимавшие на себя монашеский обет иногда оставались жить среди мирских людей. Это не нравилось Зосиме; близость к родным и знакомым невольно нарушали иноческое настроение. Стремясь к полному отшельничеству, он желал воздвигнуть обитель иноческую, в которой и другие нашли бы себе успокоение от мирской суеты. А потому, по смерти родителей, отдав им последний долг и раздав имение бедным, преподобный Зосима отправился на север искать желаемаго безмолвия. В поморье, при устье реки Сумы, преподобный Зосима нашел инока Германа, жившаго с преподобным Савватием на Соловецком острове. Выслушав разсказ его о подвигах преподобнаго Савватия и о том, как удобен для иноческой жизни Соловецкий остров, Зосима просил Германа проводить его туда. Благополучно прибыв на желаемое место пустынники остановились вблизи моря, на берегу озера. Они поставили себе кущи и провели ночь в молитве. На утро преподобный Зосима увидел на восточной стороне, необыкновенный свет и на воздух великую, прекрасную церковь там, где впоследствии основался монастырь. Незнакомый еще с видениями - он ужаснулся и в страхе поспешил в кущу. Герман, заметив изменившееся лице его, понял, что ему открыто что нибудь особенное. Герман, утвердившийся в подвигах благочестия, обладал великою иноческою опытностью, различавшею духовныя явления от естественных. Он спросил Зосиму: "что случилось с тобою, брат мой? ты видел что-то необыкновенное?" Зосима разсказал ему все. Герман, с своей стороны передал ему, что еще при Савватии поселившиеся рыбаки чудесным явлением были прогнаны с этого острова, как предназначеннаго для пребывания иноков. Обрадованный небесным откровением о месте, Зосима утвердился в намерении основать здесь обитель и в 1436 году поставил для себя деревянную келлию, а в полуверсте от этой келлии построил такую же и Герман. Келлия Зосимы отстояла от нынешняго монастыря в двух верстах. Отшельники днем занимались работою, а ночь проводили в молитве. По истечении некотораго времени Герман отправился на материк за жизненными припасами и надеялся вскоре возвратиться на остров. Но наступившая осень, бурные ветры и льды, плававшие по морю, не позволили Герману возвратиться на остров. Зосима остался на пустынном острове на зиму один и возложил все свое упование на Господа. Подвижник усилил свои молитвенныя бдения: и теперь цела псалтирь с возследованием, по которой, как говорит св. Филипп в надписи: "правил правила сам Зосима чудотворец". Злые духи стали тревожить отшельника разными призраками, стараясь прогнать его с места. Но Зосима не унывал. "Если дана вам, говорил он, власть надо мною, - делайте, что хотите; если же нет, то зачем напрасно трудитесь?" Призраки исчезали, но явилось новое искушение; скудный запас хлеба истощался, а пополнить этот недостаток было не откуда. В скорби своей Зосима обратился с молитвою к Богу о помощи, и вот - приходят к нему два незнакомца с запасом хлеба, муки, масла и говорят: "возьми это и положи у себя; если будешь иметь нужду, употребляй в пищу до нашего возвращения". Зосима не успел опросить, кто они и как зимою попали на остров. Напрасно прождав их не малое время, он понял, что это помощь от Господа, который близ всем, призывающим его (пс. 144, 18), и от всего сердца возблагодарил всещедраго Промыслителя. Весною Герман привез с собою запас хлеба и рыболова Марка с снастию для рыбной ловли. Марк поселился вместе с отшельниками. Имя Соловецкаго подвижника сделалось известным; стали приходить к Зосиме желающие делить с ним пустынную жизнь. Преподобный принимал всех с любовию и радостию; на месте дивнаго видения был построен небольшой деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезою. Один из братии был отправлен в Новгород для испрошения антиминсов и архипастырскаго благословения на освящение новоустроенных церквей. Святитель Евфимий представил опасности как со стороны диких лопарей, так и со стороны суровой местности, и, на первый раз усумнился, достанет ли у иноков сил бороться с такими трудностями. При том в Новгороде в то время не кончились еще смуты; впоследствии уже преемник его, святитель Иона, послал игумена Павла с антиминсом для освящения храма и для управления новою обителью . Преподобный Зосима и Герман с радостию приняли благословение архипастыря; храм и обитель были освящены. Скудны были средства содержания новоучрежденнаго монастыря. Сами иноки рубили дрова, копали под огород землю, доставали из морской воды соль, которую с течением времени они продавали сторонним людям, ездившим на остров, получая взамен ея хлеб. Приобретая трудами рук своих средства к жизни, иноки, по наставлению и примеру Зосимы, ревностно славили Бога в храме и благодарили Его за то, что Он подавал им. Но как ни скудна была обитель, - пустынники, не избегли злобы завистников. Боярские люди и корельские жители, считая Соловецкие острова своею собственностию, приезжали сюда для рыбных и звериных промыслов и, желая притеснениями заставить иноков удалиться, часто наносили им обиды. Игумен Павел не мог долго сносить суровой жизнь на пустынном острове и, оставив настоятельство, возвратился в Новгород. Преемниками его были Феодосий и Иона, но и они по той же причине, скоро возвращались в Новгород. Так как сторонние игумены не уживались на Соловецком острове, то братия положила избрать игумена из своей среды. Блаженный Зосима предложил в этот сан Игнатия, архидиакона обители, но иноки просили самого преподобнаго Зосиму принять на себя игуменство, хотя он никак не желал этого. Братия тайно отправили в Новгород одного инока с просьбою к архипастырю, чтобы он поставил игуменом Зосиму. Архиепископ согласился и, вызвав Зосиму, убедил его принять сан священства и игуменства. В Новгороде уже слышали о Соловецком подвижнике и благочестивые граждане новому игумену дарили для обители церковную утварь и хлеб. Новгород в то время готовился к войне с Москвою. Мирный любитель пустыни не мог долго оставаться в городе, волнуемом смутами, и просил бывшаго игумена Иону продолжать просьбы об обители, а сам возвратился на остров, чтобы устроять душевное спасение свое и других. С радостию иноки встретили своего игумена. Любовь братии к своему игумену еще более возросла. Первое священнодействие преподобнаго показало, что он, действительно, избранный сосуд благодати Божией: когда преподобный Зосима в первый раз совершал литургию в своей обители, братия с удивлением заметили, что лицо его сияло необыкновенным светом, а в храме ощущалось особенное благовоние. Бывшим при этом богослужении купцам преподобный дал просфору. Они по неосторожности потеряли ее на дороге. Инок Макарий увидел пса, стоявшаго над потерянною просфорою и покушавшагося схватить ее, но огонь, восходивший из нея, препятствовал ему. Преподобный с ревностию занялся устроением внутренняго быта обители. Постановив непременным правилом для нея общежитие, он внушал инокам вести такую жизнь, какую заповедали великие отцы общежития: не желать и не искать ничего для себя, а заботиться только об общем благе; в храме стоять со страхом Божиим, не сходить с места до конца службы, не разговаривать друг с другом; в трапезе сохранять молчание и внимать назидательному чтению. Основныя черты этого устава иноческой жизни сохранились до нашего времени. "Игумен, священники, старцы", так заповедует преподобный, "едят и пьют в трапезе, кушанье для всех одинаково; по келлиям, за исключением больных, нет стола; из трапезы не выносить кушанья и питья. Одежда и обувь выдаются от обители; если кто может, - покупает себе келию: иначе братия живут в монастырских келиях. Дохода нет никакого ни священникам, ни братии, ни служащим в монастыре и за монастырем; все нужное для каждаго выдается от обители". Слава добродетелей преподобнаго Зосимы привлекала к нему множество иночествующих и благотворно действовала на соседния полудикия племена. Лопари, жители корелии, финны, норвежцы приходили к нему, принимали святое крещение а иные оставались в обители на всю жизнь. Первоначальный храм, при умножении братии, стал тесен; - преподобный начал строить новый, более обширный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя св. Николая чудотворца и братскою трапезою, а вблизи также деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы; потом устроил новыя келлии и распространил монастырь и службы; - все постройки были деревянныя. К общей духовной радости храмы были освящены и явились новые ревнители пустыннаго общежития. Бог видимо благословлял обитель; по молитвам преподобнаго, бывший игумен Иона получил в Новгороде грамматы, обезпечивавшия за Соловецким монастырем владение недвижимостию. Первая граммата замечательна по историческому значению лица, давшаго ее. Эта граммата была известной посадницы Марфы Борецкой. "Се яз Марфа, Исака Андреевича жена, и сын мой, Федор Исаков, дали есьмя в дом святому Спасу и Пречистой его Матери и святаго Николы на Соловки игумену Ионе и старцем на мор, в Суме реке, у часовни два лука земли, где Парфенка да Першица живут, и на той земли деревни страдомыи и пожни и лес полешей и ловища водныя и лешия озера , тыи два лука в дом Святого Спаса и Пречистыя его Матери и св. Николы, по сей данной моей грамоте володети игумену и старцем во веки, а поминати им мужа моего Исаака и родителей моих да и детей моих, а ставити им обед на Дмитриев день ". Другая граммата еще более важна. Этою грамматою, за печатями архиепископа Ионы, посадника, тысяцкаго и пяти концов Новгорода, предоставлялось обители владеть Соловецким островом со всеми его угодьями, заливами, озерами и ближними островками . В 1465 году преподобный Зосима получил от старцев Кирилло-Белозерскаго монастыря послание, в котором они писали Соловецким инокам: "Вы лишены великаго дара - не с вами преподобный Савватий, который прежде вас потрудился для Бога на вашем месте, провел жизнь в посте и трудах, подвизался во всех добродетелях, как древние отцы; возлюбив Христа всею душою, удалился от мира и умер блаженною кончиною. Некоторые из братий наших, бывшие в Великом Новгороде, слышали о старце Савватии повествование боголюбиваго Иоанна, как он, путешествуя по торговым делам, на реке Выге сподобился видеть преподобнаго Савватия живым, внимал духовному поучению его, вместе с игуменом Нафанаилом погребал его. Тот же Иоанн сказывал братиям нашим, что по молитвам преподобнаго Савватия Бог сохранил от потопления на море брата его Феодора; мы слышали, что при гробе его совершаются знамения и чудеса: он угодил Богу. И мы сами свидетели его добродетельнаго жития; блаженный отец довольно лет пожил в Кирилловом монастыре. Поэтому пишем к вашей святости и советуем: не лишайтесь такого дара, перенесите к себе преподобнаго и блаженнаго Савватия; пусть будут эти мощи там, где много лет он трудился". Такое послание как нельзя более соответствовало желанию преподобнаго Зосимы и братии; они и сами сожалели о том, что преподобный Савватий почивает не в обители, и совещались о перенесении мощей его. Снарядив морское судно, они отправились к месту погребения Савватия. Когда раскопали уединенную могилу, воздух наполнился благоуханием, а, открыв гроб, нашли нетленными тело и одеяние. Благоприятный ветер вскоре донес пловцов в обитель. Честныя мощи Преподобнаго Савватия были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы, в особо устроенной часовне. Купцы новгородские Иоанн и Феодор прислали образ, преподобнаго Савватия, который и был поставлен на его гробнице. Сюда преподобный Зосима приходил и умиленно проливал молитву свою пред Господом. Перенесение мощей преподобнаго Савватия с реки Выг в Соловецкий монастырь послужило великим утешением и уроком для иночествующих. Ищущие спасения видели образец строгой иноческой жизни и великих добродетелей, не на далеком востоке, а на родном севере. Мирная жизнь Соловецких иноков нарушалась. Боярские люди и жители Поморья, приплывая на остров, продолжали ловить в озерах рыбу, называли себя хозяевами и господами, грозили разорить монастырь и прогнать иноков. Преподобный Зосима вынужден был отправиться в Новгород с просьбою о помощи и защите. Это было при архиепископе Феофиле. "Часто приходят к нам боярския дети", говорил игумен владыке, "и делают много оскорблений, не позволяя ловить рыбу и угрожая даже совсем выгнать нас из нашей пустыни; заступись за нас!" Владыка, обещая с своей стороны помощь, советовал старцу обратиться к главнейшим боярам, правящим Новгородом. Преподобный Зосима обходил домы их, прося защиты от притеснения поморских жителей. В то время Марфа Борецкая, вдова посадника, была лицом весьма сильным в Новгороде; поселяне, жившие на ея землях, расположенных на берегу моря, особенно вредили обители. Преподобный пришел к ней. Гордая боярыня, возмущенная наговорами слуг, сочла за личное оскорбление жалобу иноков и приказала выгнать Зосиму из своего дома. Преподобный спокойно перенес эту обиду и со вздохом сказал спутнику своему: "Настанут дни, когда обитатели этого дома не будут ходить по двору; затворятся двери дома и более не отворятся; двор запустеет". Между тем другие бояре усердно принимали преподобнаго и готовы были удовлетворить его желанию. Вскоре сама Марфа почувствовала вину свою и, устроив обед, пригласила к себе старца. Она с детьми своими встретила его и, приняв благословение, посадила за стол на почетном месте. За обедом, к которому приглашены были знатнейшие новгородские бояре, преподобный Зосима сидел молча и, по обыкновению, мало вкушал. Взглянув на сидевших с ним он увидел, что шестеро бояр сидят как бы без голов; посмотрев в другой и третий раз, он увидел одно и то же. Старец прослезился, и уже более не касался пищи. Отпуская старца, боярыня Марфа просила простить ей вину ея и вручила ему вкладную граммату, писанную сыном ея Феодором, на владение участком земли с рыбными ловлями на Корельском берегу. По выходе из дома боярыни ученик преподобнаго Даниил, сидевший вместе с ним за столом, спросил его: "Отче, отчего во время обеда ты три раза смотрел на сидевших и потом прослезился и уже не вкушал пищи?" Зосима открыл ученику свое видение и не велел говорить о том другим. Окончив дела в Новгороде преподобный возвратился в обитель. Пророчественное видение его скоро исполнилось: в 1478 году московский великий князь Иоанн III двинулся с войсками против Новгорода, руководимаго Марфою и ея единомышленниками. Дмитрий Исаков - сын Марфы, Василий Селезнев-Губа, Киприан Арзубьев, Иеремия Суховцев и двое других, как главные виновники смут, были казнены. Это и были те бояре, которых Зосима видел во время обеда без голов. Боярыня Марфа с сыном Феодором и дочерьми были отправлены в заточение. Под руководством Преподобнаго Зосимы духовно возросли подвижники благочестия, свещеносец Иоанн, Василий, пустынник Онуфрий и отшельник Герман . Но сам преподобный Зосима, находясь в глубокой старости, оплакивал себя, как мертвеца. Чувствуя близость кончины, он созвал братию и сказал: "Дети и братия мои, я разлучаюсь с временною жизнию, препоручаю Вас всемилостивому Богу и Пречистой Богородице. Скажите, кого Вы желаете иметь после меня игуменом?" Братия, со слезами прося его не оставлять их благословением и молитвами и по отшествии к Богу, объявили, что через него сам Христос назначит им наставника. Преподобный, утешив рыдающих надеждою на Бога и Пресвятую Богородицу, указал на Арсения, как мужа вполне способнаго к управлении монастырем и братиею, при чем сказал ему: "Во имя Божие я поставляю тебя строителем и управителем обители и братии; смотри, чтоб сохранялись все правила относительно богослужения и трапезы, составленныя, на основании апостолъскаго учения и предания св. отцев, и соблюдался монастырский порядок, введенный мною. Господь да поможет вам в исполнении заповедей его молитвами Пречистыя Владычицы Девы Богородицы и всех святых, а также и угодника своего преподобнаго Савватия. Господь Иисус Христос защитит вас от всех враждебных наветов и утвердит в любви своей; а я, не смотря на то, что разлучаюсь с вами телом, исполняя долг природы, неотступно буду с вами духом. Знайте, если я обрету благодать перед Богом, то по моем отшествии обитель еще более увеличится и соберется по любви ко Христу множество братий, это место исполнится духовным обилием, да и в телесных потребностях не будет иметь скудости". Простившись с каждым последним целованием и преподав всем благословение; он молился об обители, братии и о себе. Затем, осенив себя крестным знамением, произнес: "мир вам!" и с молитвою к Богу, чтобы он удостоил его стать одесную на страшном суде, предал дух свой Господу, 17-го Апреля 1478 года. Тело его сначала было погребено за олтарем храма Преображения Господня, где впоследствии было сооружено надгробие со святыми иконами, куда и приходили с молитвою искавшие духовной помощи от преподобнаго. Осиротевшие иноки скоро уверились, что преподобный Зосима с ними. Ученик его Герасим, в один воскресный день после утрени видел его идущим от гробницы преподобнаго Савватия к своей; оглянувшись, преподобный Зосима сказал: "подвизайся, чтобы получить награду за труды". В Великий Четверток, когда иноки подходили к причастию св. таин, преподобный Зосима сказал Герасиму: "иди и ты причастись", и затем стоял у св. таин, пока все причастились. Другой инок Досифей в притворе церковном во время вечерни молился за одного изступленнаго брата; явившийся преподобный сказал молящемуся: "не полезно для него исцеление, - он еще останется в болезни". Старцу Феодулу, разбившемуся при падении и лежавшему в постели, явился преподобный Зосима и подал исцеление. Он явился и иноку Тарасию над своим гробом. Все эти явления ясно свидетельствовали, что преподобный духом своим не оставляет обители и готов на помощь всем призывающим его. Пловцы Белаго моря, обращаясь с молитвою к преподобному Зосиме, много раз испытывали дивную помощь в страшных опасностях. Так инок Митрофан разсказывал, что, будучи в мире, он раз по торговым делам плыл по морю и был застигнут ужасною бурею, лодка тридцать дней носилась по волнам и близка была к погибели. Митрофан с своими спутниками в молитвах призвал на помощь преподобнаго Зосиму; тотчас угодник Божий явился, встал у кормила и начал управлять судном, полами одежды удерживая волны, пока лодка благополучно пристала к берегу. Больные разнаго рода получали исцеления, когда слезно молили угодника Божия Зосиму . Начало прославлению преподобнаго Савватия положил сам преподобный Зосима. По перенесении мощей в монастырь и сооружении над ними надгробия, он приходил сюда по ночам для уединенной молитвы. По кончине Зосимы многия чудесныя видения, в которых являлись оба угодника Божии, возбудили к ним благоговейное почитание в жителях приморскаго края. Скоро начали писать иконы преподобных и местно чтить память их, как первоначальников и основателей Соловецкой обители. Московский собор, бывший при митрополите Макарие в 1547 году, положил, на ряду с некоторыми другими отечественными святыми, совершать память Соловецких угодников во всей Русской церкви, а именно: преподобнаго Савватия 27-го сентября и преподобнаго Зосимы 17-го апреля . Источник: http://www.solovki-science.ru/hist-predisl.htm#02
Пожаловаться модератору
Пожаловаться на фото

Комментарии

Комментариев нет
Exif-данные фотографии
Exif-данные отсутствуют
Список рекомендовавших пользователей
Список пуст
Список оценивших пользователей
Список пуст
Список просмотревших
Список пуст
Оценки ЧКФР
Список пуст
Оценки ХС
Список пуст
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта