Янтарный сад

Комментарий автора:
Это случилось в первый раз, когда мы решили поехать на Горный Алтай с мобильной баней. Дело было, не соврать три года назад. Я тогда еще не знал даже дороги в те края. Где, какие маршруты, где какие базы, где какие горные перевалы. Но я взял с собой проводника. Парня, который сходит с ума от любви к Горному Алтаю. При упоминании какого-нибудь словечка, типа «Узнезя», «Чемал», «Семинский перевал» его охватывает нервное возбуждение. И вот, глядя на такую любовь к тем местам, я и решил тогда организовать экспедицию. Она получилась небольшой. Шли на двух машинах. В нашем Х-Трейле пять человек и в Крузаке двое. Все остальное свободное пространство в обоих машинах было по завязку забито снаряжением, одеждой, барахлом. И, конечно с нами была мобильная баня Мобиба. Точнее их было даже две. Одна маленькая и одна большая. В маленькой можно париться, а в большой в случае чего можно жить в тепле всем нашим коллективом. Для того ее и взяли. Мало ли что? Конечно, когда мы пересекли густо населенные туристами районы Чемальского тракта и свернули направо в районе Усть-Семы, пейзаж сразу изменился. Наконец мы увидели настоящий Горный Алтай. Трасса с идеальным асфальтом виляла между красивых горных вершин, и мои пассажиры ахали и охали, глядя направо и налево. Я же вынужден был сдерживать свое желание пялиться на красоту местного рельефа, поросшего лесом и картинно выпирающего своими лесистыми хребтами навстречу янтарным лучам заходящего солнца. Я внимательно вел машину и предвкушал будущие кадры, на которых я смогу все это подробно запечатлеть. Вперед нас вело волшебное слово «Онгудай». Это населенный пункт, к которому мы держали путь. Но ехать без остановок там могут только автотуристы, которые были в местных краях не один раз. Те же, кто впервые, вроде нас все время останавливались, чтобы выйти, осмотреться, подышать воздухом и впитать глазами чудо гармонии созданное природой. Да и гнать по незнакомой горной трассе, которая как змея виляла вправо-влево и вверх-вниз было бы верхом опрометчивости. Поэтому ехали мы не быстро и в районе Онгудая оказались уже затемно. Володя наш проводник знал какой-то хитрый поворот налево с трассы. Якобы там была суперская замечательная поляна, где мы поставим палатки, и у нас будет незабываемый бивуак. Теперь я вспомнил… С нами было не две, а три Мобибы. В тот раз мы брали с собой еще и МБ-35, которая давно уже снята с производства и на всей территории России найдется сейчас едва ли с десяток экземпляров этой модели. А палатка была примечательная, красивая. В ней мы за день до этого ночевали под Эликманаром. На картах пишут «Элекмонар», но местные алтайцы пишут «Эликманар». Им виднее. Вот фотография с первой стоянки: www.photosight.ru/photos/3159209/?from_member Понять наш маршрут можно по этой карте: www.turistka.ru/altai/map.php То есть мы ехали сверху вниз, то есть на юг. От Маймы через Манжерок, Барангол, мимо Усть-Семы и до Эликманара. Там заночевали. А в обед следующего дня вернулись на север до Усть-Семы, пересекли по мосту реку Катунь и поехали по левой ветке через населенные пункты: Черга, Мьюта, Шебалино и дальше через Семинский перевал на Онгудай. Но штука в том, что, когда мы оказались в Онгудае, проехали его и надо было сворачивать – наш проводник Володя заблудился и забыл свороток с трассы к той чудесной поляне. Мы где-то свернули, забурились в какие-то дикие горы, где не было ни огонька ни живой души. Долго плутали по горной дороге, нашли-таки какую-то турбазу, на которой не было свободных мест и повернули обратно. Встретили на девятке местных ребят алтайцев и попросили показать нам, где есть место, чтобы поставить палатки. Они нас повели по трассе за собой, потом махнули рукой в сторону, указывая в кромешную темноту, и умчались в неизвестном направлении. Мы же так и не поняли, куда нам дальше. Была уже натуральная ночь. На свежем воздухе и после длительной езды все жутко проголодались. Однако стоило выйти из машины, как ноги оказывались по колено в сырой холоднющей промозглой траве. Только шум горной реки Ильгумень где-то совсем рядом и мириады ярчайших звезд над головой. Ставить палатки в сырой траве и рубать холодную тушенку из банок почему-то не хотелось. В былые пионерские годы подобная романтика нас бы не смутила, но сейчас хотелось натурального уюта и горячего ужина. Мы снова поехали вдоль по Чуйскому тракту на юг. А Володя, который нетерпеливо елозил справа на переднем кресле периодически дергал меня за локоть, желая выручить нас и найти нужный поворот: «Вот-вот, кажется, здесь…сворачивай!» Хорошо, что я уже перестал его слушать и сам обдумывал маршрут. Вот то место, куда он предлагал мне ночью свернуть. Там было сломано дорожное ограждение и создавалась иллюзия, что имеется съезд с дороги. А там была пропасть, не знаю сколько метров. Смотрите на фотографию, что на дне этого обрыва. Кто-то до нас уже свернул: www.photosight.ru/photos/3545672/?from_member Я развернулся и поехал назад. Мне припомнилось, что мы проехали какой-то указатель совсем недавно. И правда, вскоре мы нашли скромную табличку, которая была совсем не похожа на неоновые рекламы Лас-Вегаса. Доска и краской от руки написано: «Янтарный сад». Хорошо, пусть будет «Янтарный сад». Тогда я не знал, что сейчас мы окажемся на турбазе, которую полюблю на годы. Куда буду приезжать потом снова и снова по несколько раз за лето. Что мы подружимся с владельцами этого частного туристического кемпинга, так непохожего на другие турбазы Горного Алтая. Но это достойно отдельного рассказа. А сейчас только скажу, что когда мы ночью приперлись уставшие и голодны, нас радушно встретили, приютили, дали отдельный домик срубленный из настоящего массива кедра. Причем, можете представить, брусья между собой проложены не паклей, а настоящим природным алтайским мхом. Внутри домика стоит приятный древесный аромат, который смешивается с запахом фруктовых деревьев. Ведь домики стоят прямо посреди настоящего сада. И когда идешь босиком по тропинке, вокруг свешивают гроздья слив, яблок и груш. И все это источает волшебный чарующий аромат, от которого на душе становится легко и безмятежно. А когда тропинка, извиваясь между деревьями, делает крутой поворот, ты вдруг оказываешься на берегу маленького прудика. Там разводят форель. Небольшое искусственное озерцо с чистой проточной водой. Днем она прогревается так, что в ней приятно искупаться. Поэтому на следующий день никуда мы дальше не поехали. Куда ехать, ведь мы уже в раю под названием «Янтарный сад»! Поставили на берегу баню и весь день купались. Знаете, если человека замучить дорогой, проголодать, а потом предоставить вот такое место для отдыха, дальше ехать он уже никуда не хочет. Смотрите фотографию, которая была сделана на следующий день. Девушки нежились под солнцем нагишом. Турбаза уединенная. Отдыхающих было мало, и наши девчонки загорали и купались без одежды. Сейчас так уже не получится. За три года, что мы туда постоянно ездим, это место стало таким популярным, что вот так без предупреждения завалиться в июле и заполучить домик уже не получится. Теперь надо заранее записываться и бронировать места. Мы с тех пор так и ездим до Янтарного сада. Там живем и делаем оттуда марш-броски на машинах налегке за Чеки-Таман и до Акташа. А оттуда до Улагана. Кому интересно, смотрите карту Горного Алтая, там Вы увидите населенные пункты, которые я назвал. Спасибо за внимание )))