Ассизи. И заходит солнце!
Комментарий автора:
Охота к перемене мест ранее, если верить Пушкину, была добровольным крестом лишь немногих. Путешествовать по свету было долго, изнурительно и очень опасно. Для путешествия была нужна в добавок крайне веская причина, ибо бесцельный странник, помимо всего прочего, вызывал подозрения встречных. Что же было делать тем европейцам, кто не был ни странствующим торговцем, ни трубадуром, ни шутом, ни бродячим студентом, ни скитающимся подмастерьем, ни наемным солдатом, но кто, тем не менее, страстно мечтал повидать мир? В эпоху, не знавшую неторопливых «поездок на воды» века девятнадцатого и массового экспресстуризма века двадцатого, у любителя дальних странствий был только один выбор – взять посох, надеть пелерину и отправиться в паломничество по святым местам. Благо, что таких мест в Европе уже тогда было бесчисленное множество, а дорога к ним крайне увлекательна.
Церковь давала пилигримам пищу и кров, порой даже вооруженную охрану – тех же тамплиеров, да и монахов-«гидов». А государство охраняло имущество паломника от посягательств во время его отсутствия, которое могло длиться годы.
Мы, современные путешественники, часто идем дорогами, проторенными до нас поколениями европейских паломников. И подчас, не осознавая того, соблюдаем ритуалы, зародившиеся, наверное, в ту эпоху.
Заход солнца в итальянском Ассизи, городе святого Франциска, - из числа таких ритуалов. Каждый вечер на площади перед базиликой, где похоронен основатель ордена францисканцев, не сговариваясь, собираются люди и под колокольный звон провожают солнце за холмистый умбрийский горизонт. Прощальный его луч всегда совпадает с последним ударом колокола. Наступает пронзительная тишина, и небо озаряется багровыми всполохами.
…Так было и восемьсот лет назад. Так будет и восемьсот лет спустя.
Комментарии
Комментариев нет