Фотоаппараты серии NX содержат внутри себя мощный редактор, который позволяет вам получать на выходе фотографии чрезвычайно высокого качества, как в чистом виде, так и с примененными фильтрами-эффектами.
Но, что бы рассказать об этом редакторе (с примерами съемок), я решил сделать статью для совсем начинающих, в которой собираюсь максимально упрощенно рассказать о процессах, которые происходят внутри фотоаппарата после того, как кнопка спуска была нажата. И это будет скучная статья - совсем без картинок. Буду очень рад уточнениям и комментариям.
Собственно, вы нашли сюжет, выставили параметры съемки, нажали на спуск. При нажатии на кнопку затвор открывается, и на матрицу начинает попадать свет из объектива. Происходит считывание сигнала с пикселей. При этом формируется файл в так называемом "сыром" ("RAW") формате. Для камер Samsung - это файлы с расширением ".srw". В очень грубом описании, эти файлы можно рассматривать как информацию о том, какие пиксели получили свет, а какие - нет. Назвать изображением этот набор данных нельзя. Их нужно конвертировать.
По аналогии с пленочной фотографией, можно считать, что RAW-файл - это негатив, пленка; а JPEG (или любой другой формат изображения) - снимок на фотобумаге. Процесс конвертации RAW в изображение - процесс фотопечати.
RAW-файлы выделяются заметным весом - до 25 Mb. Причина - большой объем информации.
При выборе в настройках у фотоаппаратов серии Samsung NX типа выходного файла, вы можете указать три варианта: JPEG, RAW, RAW+JPEG.
Обращаю внимание на то, что RAW-файл всегда присутствует в цикле работы - он является исходным материалом. И выбор результата съемки влияет на последовательность внутренних процессов в фотоаппарате.
При выбранном JPEG, RAW-файл сразу будет обработан процессором, сконвертирован в JPEG и удален, а JPEG будет записан на карту как результат съемки.
При выбранном RAW, сырой файл будет сразу записан на карту, но при этом конвертация его все же происходит - для того, что бы показать его вам на экране сразу после съемки. Это делается очень быстро, и много ресурсов не отнимает. (Запись файла на карту длится дольше)
При выбранном RAW+JPEG нагрузка на процессор увеличивается в разы, и это сразу сказывается на паузе между сериями снимков. В таком режиме фотоаппарат должен записать на карту сырой файл, сконвертировать изображение для экранчика фотоаппарата, сконвертировать большой JPEG-файл и записать его на карту памяти.
Конечно, третий вариант является весьма сложным для фотоаппарата, и это нужно учитывать при съемке. Вообще, стоит заметить, что эта трудоемкость наибольшее влияние оказывает не на длину серии снимков - 3-4 кадра подряд на Samsung NX сделаются при любых условиях, - а на паузу между сериями. При наличии RAW на выходе, фотоаппарат обязательно потратит время на его запись на карту памяти (наверное, самое узкое место в системе). Три RAW-файла подряд - это 60-70 Mb, и секунды на запись.
Но, если Вы довольствуетесь JPEG, то скорость записи на карту и небольшой размер файлов позволяют снимать сериями без пауз - хоть 30 снимков очередью.
В итоге, я подошел к одному из самых популярных вопросов цифровой фотографии - в какой формат снимать? В RAW или в JPEG?
Профессионалы сделали выбор давно. Конечно, в RAW. Больше возможностей для последующей обработки. Последними держались репортеры, которым доставка самой свежей фотографии до издания в максимально короткий срок - задача более важная, чем даже качество результата. Но и они сейчас сдаются - современные программы обработки снимков делают обработку сверхскоростной.
С любительской съемкой все оказалось сложнее, тут окончательного мнения нет. С одной стороны, мы говорим не о простых любителях, а о тех, кто приобрел большематричную камеру, способную выдавать результат не хуже, чем зеркальные фотоаппараты начального уровня. Камеру EX1 можно в этот же сегмент записать, она хоть и является компактом, но показывает высокие результаты при съемке. С другой стороны, те, кто пришли на NX после недорогих компактов - продолжают снимать в привычных автоматических режимах, некоторые из которых RAW вообще не дадут включить.
Минусы съемки в RAW очевидны: работу над фотографией надо продолжать на компьютере, и это займет время. Если вы везете с собой с отдыха результаты сплошной двухнедельной съемки экзотических стран, то у вас на простой просмотр всего этого уйдет немало часов, не говоря уже об обработке в редакторах.
Вторым минусом является необходимость получения навыка работе в конвертере. Первые результаты ручной обработки не будут шедеврами, это можно утверждать почти уверенно.
Делаю свой вывод: если вы увлекаетесь фотографией, и она для вас НЕ является просто инструментом фиксации событий в вашей жизни - осваивайте редакторы и снимайте в RAW.
Если вы хотите снимать много и быстро, то ваш выбор - съемка в JPEG. И для того, что бы результаты такого подхода вас радовали, а ваши снимки удивляли друзей, в камерах Samsung NX представлены сразу несколько инструментов. Они просты и удобны в использовании, так что их освоение займет минимум времени.
Вводную теоретическую часть статьи заканчиваю, и дальше ставлю себе задачу рассказать про то, какие варианты настройки JPEG есть у владельцев NX перед съемкой. (А затем, какие - после съемки).
Конечно, если у вас есть замечания и уточнения - высказывайтесь.
Этот материал будет обновляться по мере появления новых частей.