Samsung NX - внутрикамерная обработка снимков

Всего 4 сообщ. | Показаны 1 - 4
Samsung NX - внутрикамерная обработка снимков
Часть I

Фотоаппараты серии NX содержат внутри себя мощный редактор, который позволяет вам получать на выходе фотографии чрезвычайно высокого качества, как в чистом виде, так и с примененными фильтрами-эффектами.

Но, что бы рассказать об этом редакторе (с примерами съемок), я решил сделать статью для совсем начинающих, в которой собираюсь максимально упрощенно рассказать о процессах, которые происходят внутри фотоаппарата после того, как кнопка спуска была нажата. И это будет скучная статья - совсем без картинок. Буду очень рад уточнениям и комментариям.

Собственно, вы нашли сюжет, выставили параметры съемки, нажали на спуск. При нажатии на кнопку затвор открывается, и на матрицу начинает попадать свет из объектива. Происходит считывание сигнала с пикселей. При этом формируется файл в так называемом "сыром" ("RAW") формате. Для камер Samsung - это файлы с расширением ".srw". В очень грубом описании, эти файлы можно рассматривать как информацию о том, какие пиксели получили свет, а какие - нет. Назвать изображением этот набор данных нельзя. Их нужно конвертировать.
По аналогии с пленочной фотографией, можно считать, что RAW-файл - это негатив, пленка; а JPEG (или любой другой формат изображения) - снимок на фотобумаге. Процесс конвертации RAW в изображение - процесс фотопечати.

RAW-файлы выделяются заметным весом - до 25 Mb. Причина - большой объем информации.

При выборе в настройках у фотоаппаратов серии Samsung NX типа выходного файла, вы можете указать три варианта: JPEG, RAW, RAW+JPEG.
Обращаю внимание на то, что RAW-файл всегда присутствует в цикле работы - он является исходным материалом. И выбор результата съемки влияет на последовательность внутренних процессов в фотоаппарате.



    При выбранном JPEG, RAW-файл сразу будет обработан процессором, сконвертирован в JPEG и удален, а JPEG будет записан на карту как результат съемки.

    При выбранном RAW, сырой файл будет сразу записан на карту, но при этом конвертация его все же происходит - для того, что бы показать его вам на экране сразу после съемки. Это делается очень быстро, и много ресурсов не отнимает. (Запись файла на карту длится дольше)

    При выбранном RAW+JPEG нагрузка на процессор увеличивается в разы, и это сразу сказывается на паузе между сериями снимков. В таком режиме фотоаппарат должен записать на карту сырой файл, сконвертировать изображение для экранчика фотоаппарата, сконвертировать большой JPEG-файл и записать его на карту памяти.



Конечно, третий вариант является весьма сложным для фотоаппарата, и это нужно учитывать при съемке. Вообще, стоит заметить, что эта трудоемкость наибольшее влияние оказывает не на длину серии снимков - 3-4 кадра подряд на Samsung NX сделаются при любых условиях, - а на паузу между сериями. При наличии RAW на выходе, фотоаппарат обязательно потратит время на его запись на карту памяти (наверное, самое узкое место в системе). Три RAW-файла подряд - это 60-70 Mb, и секунды на запись.

Но, если Вы довольствуетесь JPEG, то скорость записи на карту и небольшой размер файлов позволяют снимать сериями без пауз - хоть 30 снимков очередью.

В итоге, я подошел к одному из самых популярных вопросов цифровой фотографии - в какой формат снимать? В RAW или в JPEG?

Профессионалы сделали выбор давно. Конечно, в RAW. Больше возможностей для последующей обработки. Последними держались репортеры, которым доставка самой свежей фотографии до издания в максимально короткий срок - задача более важная, чем даже качество результата. Но и они сейчас сдаются - современные программы обработки снимков делают обработку сверхскоростной.

С любительской съемкой все оказалось сложнее, тут окончательного мнения нет. С одной стороны, мы говорим не о простых любителях, а о тех, кто приобрел большематричную камеру, способную выдавать результат не хуже, чем зеркальные фотоаппараты начального уровня. Камеру EX1 можно в этот же сегмент записать, она хоть и является компактом, но показывает высокие результаты при съемке. С другой стороны, те, кто пришли на NX после недорогих компактов - продолжают снимать в привычных автоматических режимах, некоторые из которых RAW вообще не дадут включить.

Минусы съемки в RAW очевидны: работу над фотографией надо продолжать на компьютере, и это займет время. Если вы везете с собой с отдыха результаты сплошной двухнедельной съемки экзотических стран, то у вас на простой просмотр всего этого уйдет немало часов, не говоря уже об обработке в редакторах.

Вторым минусом является необходимость получения навыка работе в конвертере. Первые результаты ручной обработки не будут шедеврами, это можно утверждать почти уверенно.

Делаю свой вывод: если вы увлекаетесь фотографией, и она для вас НЕ является просто инструментом фиксации событий в вашей жизни - осваивайте редакторы и снимайте в RAW.

Если вы хотите снимать много и быстро, то ваш выбор - съемка в JPEG. И для того, что бы результаты такого подхода вас радовали, а ваши снимки удивляли друзей, в камерах Samsung NX представлены сразу несколько инструментов. Они просты и удобны в использовании, так что их освоение займет минимум времени.

Вводную теоретическую часть статьи заканчиваю, и дальше ставлю себе задачу рассказать про то, какие варианты настройки JPEG есть у владельцев NX перед съемкой. (А затем, какие - после съемки).

Конечно, если у вас есть замечания и уточнения - высказывайтесь.

Этот материал будет обновляться по мере появления новых частей.
Re[Samsung Photo Consultant]:
Следующая часть статьи содержит не меньше теории, но уже с картинками, что может сделать ее интереснее.
(Сразу замечу, что снимки в статье сделаны на фотоаппарат Samsung NX, но для большей наглядности их обработка делалась в редакторе на PC, это помогло подчеркнуть разницу между разными вариантами)
Как и обещал, начну с настроек обработки кадра, которые можно сделать до щелчка.
В первую очередь это актуально для съемки в режимах "P", "A", "S", "M".
Делая настройки для будущего кадра, вы выбираете не только основные параметры - выдержка/диафрагма/ISO, но и множество сопутствующих, таких как тип съемки (серия или один кадр, или брекетинг), или размер выходной фотографии и т.п. Предметом рассмотрения этой части статьи как раз и является тип настройки "Фотостили (мастер снимков)".
Фотоаппарат NX содержит несколько сделанных для вас преднастроенных стилей (картинка из инструкции):



Назначение каждого конкретного стиля четко не определено - использовать их нужно опираясь на ваши собственные ощущения того, каким вы видите будущий снимок.
Выбор стиля достаточно удобен: в одном из режимов PASM нажимаете кнопку Fn, переключаетесь на Picture Wizard, и вы на месте - у вас будет выбор из двенадцати позиций: помимо девяти преднастроенных стилей, имеются еще три "запасных" - вы можете сделать из них свои собственные.



Но, в любом случае - управлять каждым стилем вы можете свободно. Для этого есть четыре инструмента:


    Color

    Saturation

    Sharpness

    Contrast


Подробнее о каждом:
"Color" - тут все достаточно понятно. Передвигая ползунок по шкале цвета, вы придаете финальному снимку нужный оттенок. От очень холодных, до очень теплых. Работает это как изменение параметра "tint" - так называется смесь какого-то оттенка с белым.
Пример зеленее:



Нормально:



Фиолетовее:



По опыту могу сказать, что пользоваться откровенно неестесственными цветами нужно аккуратно. Особенно в случае с JPEG - исправить потом будет или сложно, или невозможно. А в случае съемки в RAW вы ничем не рискуете - все настройки можно будет потом изменить в редакторе.

"saturation" - переводят это слово как "насыщенность", что может быть не очень точным для цветовых теорий, но, ради справедливости нужно сказать, что для наших целей - это вполне удачный термин. Он обозначает степень различия между конкретным цветом и оттенком серого.

Вот, так выглядит шкала saturation для красного:



(Источник Wikipedia)

В Samsung NX изменение этого параметра применяется сразу ко всем цветам, таким образом вы можете сделать снимок между "очень цветным" и "чернобелым".

Пример перенасыщенный:



Нормальный:



Недонасыщенный:



И снова призываю к осторожности, так как повышение saturation далеко не всегда оказывается полезным. Соблюдайте меру.

"Sharpness", это очень важный параметр, буквально - резкость. Удивительно, но даже если у вас очень резкий снимок, а объективы NX действительно позволяют получать резкие снимки без всяких натяжек, то его визуальную резкость можно еще увеличить. Связано это с пиксельной структурой матриц и мониторов. История очень длинная, так что, если вы заинтересовались, то лучше почитать об этом в сети. Так вот, для "повышения резкости" в Samsung используется инструмент, который в редакторах называется Unsharp Mask, и управление у него чрезвычайно простое - больше или меньше.

Вот кропы части снимка, на которых явно виден эффект:

Заяц как есть (недостаточно резкий):



Заяц нормально резкий:



Заяц слишком резкий:



Обратите внимание на вред, который может нанести перешарп снимку - смотрите на верхнюю часть снимка, где вода стала какой-то "рыхлой". Так что, я снова призываю к осторожности, но все же, "перешарп" снимкам с NX иногда очень подходит. С sharpness экспериментировать можно свободнее, особенно, если вы собираетесь размещать снимки в интернете.

И последнее,

"Contrast" - это отношение яркостей светлых точек изображения к темным. Термин всем известный и простой, тут много не скажешь. Сразу к примерам:

Малый контраст:



Нормальный контраст:



Высокий контраст:



Я пытался показать, что несмотря на явно лучшую разборчивость деталей на первом снимке, второй снимок - выглядит симпатичнее для взгляда. А вот высокий контраст явно не для этой сцены.
Как этим пользоваться?
Рекомендую сделать из стандартного и дополнительных настраиваемых пользовательских стилей - свои основные "фотостили". Например - под поясной и лицевой портреты, под ростовой портрет, под пейзаж/архитектуру и для съемки дома или в том месте, где вы часто фотографируете.
Это весьма творческая задача, и несмотря на кажущееся небольшим количество настроек - всего четыре - есть на что потратить время.
Замечательно, что эта функциональность у фотоаппарата - далеко не единственный способ влиять на результат съемки с помощью обработки снимков. Скажу так - это только начало, и основная часть впереди: про использование фотостилей после съемки, и дальше - про использование фильтров и инструментов ретуши.
Комбинируя все возможности, можно получать очень художественные снимки. Но, отдавая должное создателям техники NX - результат съемки великолепен и при стандартных настройках фотоаппаратов.

Продолжение следует.
Re[Samsung Photo Consultant]:
Часть III. Редактирование снимков

Я с большим удовольствием могу сообщить, что приступаю к описанию самых интересных в использовании элементов внутрикамерной обработки фотоаппаратов Samsung NX100, NX10 и NX11. Начинаю рассказ о редактировании уже сделанных снимков.
Напоминаю о главном "постулате": внутри камер серии Samsung NX вы можете получить полностью готовые к просмотру или печати снимки. И самое удивительное - это действительно удобно делать. Конечно, нет той гибкости, которая присутствует у компьютерных приложений, но ведь главное - результат?
Итак, вот список инструментов пост-обработки, предоставленных нам Samsung:


Коррекция "красных глаз"
Встречный свет (контровой)
Набор фотостилей
Изменение размера снимка
Поворот снимка
Ретушь лица
Smart Filter ("эффекты")

Что бы увидеть этот "фотошоп", нужно открыть просмотр снимка (или снимков), и нажать на кнопку Fn. Так же, можно попасть туда и через меню.



Очень хорошая новость заключается в том, что исходный файл останется нетронутым. Вы можете сколько угодно накручивать эффекты и фильтры, не беспокоясь о том, что можете повредить результат фотосъемки. И из этого следует вторая хорошая новость: применение инструментов происходит последовательно. Благодаря этому вы можете взять первый файл, применить к нему две разных обработки и сравнить - которая из них окажется наиболее удачной.

Как и положено, есть исключение: инструмент поворота и отображения файла применяется к конкретному снимку сразу. Но это неразрушающий алгоритм, так что ничего страшного.

В связи с этим, хочу напомнить о настройках перед съемкой - делать их стоит с учетом последующих изменений фотографии. И я предположу, что если вы не знаете, как будете обрабатывать фото, то нейтральные, стандартные настройки - будут неплохим вариантом.

Итак,
Коррекция "красных глаз"

Красные глаза появляются при использовании вспышки. Механизм явления простой - если вспышка находится примерно на одной оси с объективом, то при ее срабатывании человеческий зрачок не успевает сузиться и на фотографии вы видим ни что иное, как ярко освещенный участок задней части глазного яблока, которое, конечно же, покрыто сеткой кровяных сосудов-капилляров. Таким образом, с красными глазами есть несколько способов борьбы:
Использовать внешнюю вспышку, ось которой будет проходить дальше от оси объектива, чем у встроенной. В помещениях хорошо работает прием с отраженным светом от потолка, например, если вспышка имеет наклонную голову. Если это невозможно, то:
Использовать у вспышки режим подавления красных глаз - он делает несколько мелких предвспыхов, зрачок успевает сузиться и эффекта не появится. Если это невозможно, то:
Использовать редактор.
Алгоритм удаления этого эффекта настолько прост, что я ни разу не видел, что бы он давал сбой.

Следующим номером идет коррекция контрового света

Этот инструмент годится для всех случаев, когда объект съемки оказывается темнее фона, хотя, это не единственное его применение. Использовать нужно с оглядкой. Вытаскивание темных участков фотографии потащит за собой и шумы, так что вам самим нужно выбирать, что важнее - техническое качество снимка, или запечатленные на нем детали. Но, конечно, таких снимков нужно избегать, по возможности. Снимать портреты на фоне окна, или на фоне садящегося солнца без использования дополнительного светоотражающего оборудования - не самая хорошая идея.

Работает это так:

До коррекции:



После коррекции:



Набор фотостилей

(скриншот из инструкции):



Этот инструмент призван подчеркнуть настроение снимка. Советы по его использованию давать или трудно, или невозможно - это выходит за рамки технической статьи. Вопрос искусства , если хотите. А если попроще, то - экспериментируйте.

И еще замечание: не путайте эти стили с теми, о которых я рассказывал во второй части статьи - разница не только в том, что описанные ранее стили применяются к будущим кадрам, а вот эти конкретные - к уже полученным, но используются немного разные методы обработки. Так что, несмотря на внешнюю похожесть - применение у инструментов различное.

Вот, обратите внимание, как изменяется настроение фотографии:

1.



2.



3.



Как я сказл выше, художественные советы давать трудно, но очень грубый алгоритм выглядит так - выбирайте настройки, которые соответствуют сцене. Яркие краски лета можно усилисть еще больше. Дождливое утро осени с приглушенными цветами заставит погрустить, а черно-белый портрет позволит вниманию сосредоточиться на человеке, который снят на фото, а не на ярком рекламном щите позади него.

Изменение размера снимка

Уменьшение размера снимка нам нужно в двух случаях - если места на карте памяти мало и если нужно выложить снимок в интернет, а там бывают ограничения по размеру или по объему. С учетом возможностей современных карт памяти - про первую проблему можно ни разу не вспомнить, а вот выкладка в сеть может потребовать изменения размера файла.

У вас есть три варианта:

10M - 3872 x 2592

6M - 3008 x 2000

2M - 1920 x 1280

А снимок без изменений (на NX10, NX11 и NX100) будет иметь разрешение 4592 x 3056.

Все фото для этой статьи (кстати, ни на что не претендующие, но выбранные как удобные для демонстрации) я уменьшил до размера 1920x1280 - это FullHD стандарт, и для просмотра на мониторе в этом году больше не требуется. Но будущее в цифровом мире может наступить следующим утром, и я не рекомендую жать фотографии слишком сильно: что бы потомки не удивлялись нашим ограниченным возможностям.

И последнее на сегодня:

Поворот снимка.

Просто поворот снимка. И отображение. Что еще можно об этом сказать? Имеется возможность поворота снимка на 90, 180, 270 градусов и отображение по вертикали и горизонтали.

На этом я заканчиваю третью часть статьи про внутрикамерную обработку. Эффектные "Ретушь Лица" и "Smart Filter" будут описаны позже.

Продолжение следует.

Re[Samsung Photo Consultant]:
Внутрикамерная обработка. Часть IV.

В этой части я закончу описание инструментов для обработки снимков, которыми оснащены существующие на сегодня фотоаппараты Samsung NX - NX10, NX100 и NX11. Очень надеюсь, что количество возможностей в следующих моделях будет только расти.

В статье я использовал несколько фото, которые выбрал не потому, что они высокохудожественны, или лучше всего подходят для обработки, а только потому, что обработка на них наиболее заметна (это не всегда было просто).

К делу.

Ретушь лица:

Если вы присмотритесь к своей коже в зеркало, то увидите массу всяческих морщинок, пятнышек, родинок и тому подобных, эээ... не то, что бы дефектов, но особенностей. Не сомневайтесь - людей с идеальной кожей не существует. Вопрос: почему мы не обращаем внимания на эти дефекты при общении? Все просто: фильтрация этих недостатков происходит у нас на уровне мыслей. Глаза сообщают нам верные данные обо всех особенностях внешнего вида другого человека, но мозг предпочитает скрывать некоторую часть информации. Для того, что бы убедиться в этом, достаточно сосредоточиться не на лице собеседника, а на участке его кожи.

Фотоаппарат тоже честно передает все, что попадает в объектив, а поскольку фотография человека и сам человек - весьма разные предметы, то наш мозг отказывается скрывать недостатки кожи на снимках. Это давно известная проблема. И если не вдаваться в четкие определения, то ретушью можно назвать процесс борьбы с такими недостатками.

Бороться можно на разных уровнях. Можно поправить некоторые пятнышки и родинки, можно изменить фактуру кожи, можно немного изменить черты лица, можно скинуть лишний вес, возраст и т.д.

Вообще, ретушь - непростая задача, требуются навыки и хороший инструментарий (программы уровня GIMP, Photoshop, есть и специально изготовленные под эту цель приложения). Профессиональные фотографы начинают процедуру еще до съемки, и результатом их действий являются миллиметровые слои грима на лицах моделей. Присмотревшись, вы сможете найти толстый слой пудры на актерах и телеведущих. Профессия гримера очень востребована.

В общем, проблему я описал достаточно. Возвращаемся к NX.

Инструмент ретуши находится там же где и остальные инструменты пост-обработки (при просмотре снимка нажать Fn, затем найти пункт "Face Retouch".

У инструмента есть три степени "очистки". Переключаясь между ними дайте фотоаппарату возможность подумать пару-тройку секунд - это очень ресурсоемкая задача.

Я нашел подходящий для демонстрации портрет Всеволода Панькова (кстати, на этом снимке, фотоаппарат NX очень точно передал освещение - неяркая лампа в желтом абажуре, так что, автомату баланса белого на NX можно доверять в непростых условиях. Да и при съемке в raw - не сложно откорректировать картинку после съемки):

До обработки



После обработки 3-й степени:



Как обычно, предупреждение: не стремитесь к использованию последнего уровня, но и не стесняйтесь им пользоваться, если сочтете нужным. Вопрос лишь в том, как вы видите будущий портрет.

Smart Filter.

Раздел инструментов, который содержит несколько полезных эффектов.

Vignetting (виньетирование):

Эффект имеет вполне исторические корни. Старые объективы очень часто имели явно заметные затемнения по углам и краям снимка. Современные объективы (серии NX это тоже касается) лишены этого недостатка, но, в некоторых случаях, виньетка выглядит очень удачным художественным приемом. Благодаря ей можно сфокусировать зрителя на центральной части кадра.

До:



После:



Miniature:

Имитирует эффект от съемки объективом TiltShift. Если вы не имеете представления о том, что это такое, то вот небольшой материал, который достаточен для первого знакомства: Сдвиг и Наклон.

Очень хорошо использовать для городских видов, снятых с верхних точек.

До:



После:



Fish-Eye (Рыбий Глаз):

Еще один эффект, основанный на работе специального объектива - Fish-Eye. Объективы эти отличаются очень большим углом охвата (обычно) и очень сильными искажениями, напоминающими отражение окружающего мира в полированном шаре, например. Эффект творческий, и рекомендую его использовать для снимков, сделанных на минимальных фокусных расстояниях (16-20мм), в этом случае снимок получится более органичным.

До:



После:



Sketch:

Превращает ваш снимок в рисунок. Не знаю, как это применять, но из некоторых фотографий получаются интересные рисунки. Попробуйте сделать такой портрет (конечно, ретушь вам уже точно не понадобится).

До:



После:



Defog:

Убирает дымку. Применять лучше для пейзажей и осторожно - дымка не всегда оказывается лишней. Мне трудно было подобрать пример для демонстрации. Индустриальный пейзаж в солнечный день из окна автобуса - не самое удачное фото, но на нем работа эффекта оказалась заметнее, чем на других снимках из тех, что оказались под рукой.

До:



После:



Halftone Dots:

Эффект похожий на Sketch по идеологии, только оставляет цвет и основой изображения будут не штрихи, а точки. Было интересно поиграться.

До:



После:



Soft Focus:

Последний в списке эффектов. Имитирует работу некоторых реально существующих объективов, которые можно переключать в режим Soft Focus, которые, в свою очередь, имитируют работу старинных объективов, которые только такую картинку и могли выдавать. Эффект придает снимку мягкость, и, конечно же, хорош для портретов. Вот например, портрет рюмки.

До:



После:



Финальное напоминание: используйте инструменты комплексно. Применяйте несколько эффектов последовательно и выбирайте лучший вариант. В будущем вы уже будете сразу знать, как нужно обработать каждый конкретный снимок - этот навык приходит быстро.

Мне нравится то, как организована работа со снимками в серии NX - меню максимально продумано, все под рукой, можно не опасаться за то, что исходный снимок будет поврежден. В общем, я настоятельно рекомендую освоить этот инструментарий. Отрицательных отзывов я не встречал, а вот мнения о том, что добиться результата, сравнимого с внутрикамерным, но на компьютерном конвертере, гораздо труднее - слышал. На самом деле, это не совсем так, и работа с конвертерами любых типов имеет одни и те же основы, но тем не менее, продуманность инструментов в NX, делает их невероятно легкими в использовании.

Экспериментируйте!

Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта