Насколько я понимаю, репортаж – это съёмка какого-либо действа, причём без грубого вмешательства в его развитие. И, по сути, совершенно неважно, что это за событие –свадьба, всенародный праздник, дефиле моделей или корпоративная вечеринка. В идеале, на выходе должен получиться увлекательный фоторассказ. А вот как сделать его таким, в конкретных условиях, зависит исключительно от фотографа.
Итак, матчасть. Если «маэстра» не успевает нажимать на спуск, то цена, престижность и технологическое совершенство аппарата, на котором этот спуск находится, не имеют никакого значения. Плохие кадры, хорошие кадры и, не побоимся этого слова, шедевры можно с равным успехом добывать как Сменами, так и Марками и вообще чем угодно. Дело не в технике. Намного важнее искренний интерес к тому, что происходит вокруг. Именно он помогает мастеру в поиске кадра, а различные точки съёмки, чередование планов по крупности или необычные ракурсы – это инструменты, которые позволяют фотографу донести до зрителя этот самый интерес в наибольшем объёме. Настоящий фотограф всегда ищет свою единственную и неповторимую последовательность – от крупного к среднему, от среднего к общему, от общего к детали и так далее; он снимает слева или справа, сверху или снизу, то отбегает в сторону, то проникает в самую гущу событий и ловит в итоге свой уникальный кадр (ну или не ловит, всяко бывает, но не будем о грустном).
Огромное значение имеет сортировка отснятого и монтаж единичных кадров. Думаю, что принципы киномонтажа вполне применимы при монтаже фотографий (имеется ввиду монтаж не в смысле коллажа, а как стыковка отдельных кадров в альбоме, на журнальном развороте или даже на стендах персональной выставки, да пребудет с нами светосила!). При создании своего фотоочерка есть смысл обращать внимание на вектор движения в соседствующих кадрах, причём движения в самом широком его понимании – собственно перемещении кого- или чего-либо, направлении взгляда или жеста, в предполагаемой скорости объектов снимка и неявной возможности изменения этих векторов, остающейся, как правило, за кадром.
С выбором снимков не намного проще. Попробуйте, к примеру, отобрать пять снимков из двадцати, с учётом хотя бы вышеперечисленных критериев. С другой стороны, это очень важный процесс, ведь, перефразируя классика, можно с уверенностью говорить, что мастерство фотографа не только в том, что он снял, но и в том, что он удалил. И здесь, я думаю, никакие советы не помогут. Единственно – не нужно трястись над не совсем удачными кадрами, удаляйте смело. Это очень помогает повысить концентрацию стоящих снимков в личном «зале славы». И не беда, что иногда их остаётся мало, тут выбор за нами – ведро «шмурдяка», бокал доброго коньяка или ковш чистой ключевой воды.