Причина жуткой боязни боковой засветки

Всего 22 сообщ. | Показаны 1 - 20
Причина жуткой боязни боковой засветки
Сколько вожусь с самодельной оптикой - первый раз сталкиваюсь с таким мощным эффектом. Собрал ахромат:

Всё зачернено, никаких бликующих поверхностей. Под неким углом к свету неба либо из окна, не говоря уже о солнечном, дикая засветка рассеянным пятном по центру кадра. Ну, ладно, склеил линзы. Эффект значительно уменьшился, но мешает сильно. Глубокая бленда выручает, но это борьба со следствием.
Кто сталкивался, может, есть идеи? В чём "корень зла", как можно победить?
Re[VAGUS]:
Цитата:
от: VAGUS

Кто сталкивался, может, есть идеи? В чём "корень зла", как можно победить?

У меня только одна идея: сияет оправа за линзой (корпус-труба между линзой и аппаратом). Линза получилась с большим покрытием (световым кругом) и чернения оправы недостаточно. Надо ставить наклонные ребра-ловушки.
В пользу этой теории говорит и тот факт, что бленда выправляет ситуацию.
Re[Bedwere]:
Цитата:

от:Bedwere
У меня только одна идея: сияет оправа за линзой (корпус-труба между линзой и аппаратом). Линза получилась с большим покрытием (световым кругом) и чернения оправы недостаточно. Надо ставить наклонные ребра-ловушки.
В пользу этой теории говорит и тот факт, что бленда выправляет ситуацию.

Подробнее

О! Вот этого я не пробовал! Спасибо за идею! Как минимум, скрутить из чёрной матовой бумаги тубус и воткнуть в за... хвост. Вечером попробую.
Там склейка (почти ахроматическая) рассеивающего мениска от Веги-11 (предпоследняя) и переднего собирающего мениска от Самсунг Фино 35мм. Около 27мм фокусного, на кропнутой беззеркалке планирую использовать для пейзажей.
Re[VAGUS]:
Цитата:
от: VAGUS

Всё зачернено...


Чернение чернению рознь. Самая глубокое и эффективное чернение - сажей. Поджигаю кусочек резины и подставляю к поверхности, подлежащей чернению, предварительно закрыв кружком из бумаги стекло. Можно подклеивать черный бархат, но это хлопотно, долго, к тому же бархат собирает в себя пыль.
Re[VAGUS]:
Это может быть "hot-spot".. частое явление в цифровых камерах при сочетании с некоторыми, чаще древними, объективами. Это может быть связано с особенностями светопропускания получившегося объектива и восприимчивостью матрицы фотика к инфракрасной части спектра. Попробуйте на другой камере, с фильтром, на разных диафргамах.
Re[Andreev Yuriy]:
Цитата:

от:Andreev Yuriy
Чернение чернению рознь. Самая глубокое и эффективное чернение - сажей. Поджигаю кусочек резины и подставляю к поверхности, подлежащей чернению, предварительно закрыв кружком из бумаги стекло. Можно подклеивать черный бархат, но это хлопотно, долго, к тому же бархат собирает в себя пыль.

Подробнее

Да, но мы же с Вами понимаем, что белый алюминий и чернёный - это "одна разница", а чернёный алюминий и матовое покрытие - другая, как говорят в Одессе :) Вот тут-то, когда есть чернение и наблюдаешь просто жуткую засветку, начинаешь невольно думать, а вообще всё ли учтено...
Я обычно сажу мешаю с чёрной ПФ-115, слегка подразбавленной бензином. После горячего отвердения получается очень хорошо. При обычной сушке - тоже.
Re[tombo]:
Цитата:

от:tombo
Это может быть "hot-spot".. частое явление в цифровых камерах при сочетании с некоторыми, чаще древними, объективами. Это может быть связано с особенностями светопропускания получившегося объектива и восприимчивостью матрицы фотика к инфракрасной части спектра. Попробуйте на другой камере, с фильтром, на разных диафргамах.

Подробнее

Не, это вряд ли. Уж очень чувствительно к углу по отношению к свету и, к тому же, первый раз такое вижу, а оптики всякой "незаводской" много, статистика есть.
На другой камере попробовать не могу, её нет, (а на Никон этот ахромат не встанет), Диафрагма там постоянная встроенная, а вот фильтр, в смысле, состав света попробую поменять, спасибо.
Re[VAGUS]:
вот можно приблизительно ознакомиться с проблемой здесь
http://www.photo-scapes.net/articles/36.html
См. пункт 6 (середина страницы где-то)
Re[tombo]:
Цитата:
от: tombo
вот можно приблизительно ознакомиться с проблемой здесь
http://www.photo-scapes.net/articles/36.html
См. пункт 6 (середина страницы где-то)

Класс! Спасибо, почитаю. Но это не то.
Вчера заблендил сзади чёрной бархатной бумагой. Паразитная засветка не ушла, но сильно-сильно уменьшилась. Делаю вывод - причина не в конкретном месте, а в суммарной засветке, которая частично виньетируется задней частью корпуса. Расточу корпус сзади пошире, зачерню по-взрослому, гляну. Блин, ещё с этой склейкой гемор. Клеить у меня нечем, кроме старой, ещё советской эпоксидки. Прозрачная, как слеза. Но она ж, зараза, остаётся "мокрой" без отвердителя, любые манипуляции с оправой и креплением склейки - это её надо беречь от пыли и т.п.
Re[VAGUS]:
Возьмите матовое стекло, размером раза в два больше матрицы, нарисуйте на нём, карандашом рамку матрицы, как у беззеркалки, поместите стекло в пленочный дальномерный аппарат или самодельную коробку и смотрите на стекле - какой реально угол кроет ваш объектив. Видимо намного больше размера матрицы?

Потом ставите бленду, уменьшаете её угол до максимально возможного, пока не начинается виньетка на углах.
Бленда, как и тубус сзади линзы должны быть хорошо черненые, лучше с ребрами-ловушками света. Тубус сзади линзы, можно диаметром и побольше…
Длина бленды желательно не меньше диаметра линзы.

Снимите матовое стекло, направьте объектив в сторону сильной точечной лампы, лучше со штатива, покрутите аппаратом, вокруг источника, по краям кадра, наблюдая сзади линзы, через окно, там, где было стекло, засветки – это лучше видно, в темном помещении и когда тубус сзади и вокруг матрицы светлые. Можно временно бумажку свернуть. Там, где они есть, видимо и придется больше потом чернить, ставить рёбра…

Фокусное, какое у вас примерно получилось?
А торцы линз у вас зачернены?
Линзы просветлённые?
Эпоксидка, конечно не лучший вариант для склейки и тоже может влиять, особенно при толстом слое.
Re[vlad--king]:
Цитата:

от:vlad--king
Возьмите матовое стекло, размером раза в два больше матрицы, нарисуйте на нём, карандашом рамку матрицы, как у беззеркалки, поместите стекло в пленочный дальномерный аппарат или самодельную коробку и смотрите на стекле - какой реально угол кроет ваш объектив. Видимо намного больше размера матрицы?

Потом ставите бленду, уменьшаете её угол до максимально возможного, пока не начинается виньетка на углах.
Бленда, как и тубус сзади линзы должны быть хорошо черненые, лучше с ребрами-ловушками света. Тубус сзади линзы, можно диаметром и побольше…
Длина бленды желательно не меньше диаметра линзы.

Снимите матовое стекло, направьте объектив в сторону сильной точечной лампы, лучше со штатива, покрутите аппаратом, вокруг источника, по краям кадра, наблюдая сзади линзы, через окно, там, где было стекло, засветки – это лучше видно, в темном помещении и когда тубус сзади и вокруг матрицы светлые. Можно временно бумажку свернуть. Там, где они есть, видимо и придется больше потом чернить, ставить рёбра…

Фокусное, какое у вас примерно получилось?
А торцы линз у вас зачернены?
Линзы просветлённые?
Эпоксидка, конечно не лучший вариант для склейки и тоже может влиять, особенно при толстом слое.

Подробнее

Я ещё саму конструкцию не закончил, это пока макетик. Не решил, буду ли доводить до конца. Пока поснимаю чуток для пробы, если всё будет ОК, то чернить буду капитально и, возможно, поставлю заднюю бленду. И Ваши советы пригодятся, спасибо. Но - корпус от Индустара-69, там линзоблок крутится при фокусировке, это осложнит дело. Фокусное 27мм. Склейку, возможно, буду переклеивать УФ-клеем для стекла. Линзы просветлённые. Проблема в том, что склейка недоахроматизирована, а вариантов с таким ФР и полной ахроматичностью я пока не нашёл.
Re[VAGUS]:
Тоже интересно, что у вас получится?...
Потом сравнительные снимки покажите, когда закончите – какая резкость, контраст, прип, бокэ…
Успехов!
;)
Re[vlad--king]:
Цитата:
от: vlad--king
Тоже интересно, что у вас получится?...
Потом сравнительные снимки покажите, когда закончите – какая резкость, контраст, прип, бокэ…
Успехов!
;)

Сравнительных не будет - это слишком морочно, я пытаюсь подобрать комбинацию линз из кучи вариантов для достижения ФР около 25-28мм, минимизации астигматизма, ХА и кривизны поля. Итоговый комплект буду клеить начисто. Чернить буду всё и сразу. Если делать пробы и всё это снимать, помнить, сортировать и выкладывать, то можно полгода этим заниматься.
А вот финальные снимки, если всё-таки удастся получить нормальную конструкцию, выложу.
Резкость таких склеек хороша. Контраст после ручной проявки в С1 - тоже. ГРИП (визуальный) у софтовых шириков очень велик, это не зависит от схемы, как правило.
Re[VAGUS]:
Цитата:
от: VAGUS
пытаюсь подобрать комбинацию линз из кучи вариантов для достижения ФР около 25-28мм,

Меня берут сомнения, что получится что-нибудь путное. Линза Шевалье практически нереализуема в широкоугольном варианте. Даже если и удастся подобрать два компонента для неё нужного фокуса и подходящего друг к другу размера, мазня на краях кадра будет ужасная. Емнип, для ландшафтной "линзы"-склейки нужны компоненты из разного стекла, флинт и крон. И оптический клей не должен быть а-бы какой.
Re[tombo]:
Цитата:

от:tombo
Меня берут сомнения, что получится что-нибудь путное. Линза Шевалье практически нереализуема в широкоугольном варианте. Даже если и удастся подобрать два компонента для неё нужного фокуса и подходящего друг к другу размера, мазня на краях кадра будет ужасная. Емнип, для ландшафтной "линзы"-склейки нужны компоненты из разного стекла, флинт и крон. И оптический клей не должен быть а-бы какой.

Подробнее

Ну, как бы, речь не о широкоугольности в прямом смысле, а о варианте а-ля короткофокусный штатник. На БЗ кроп 1,5, не на ФФ, вот что имеется в виду. Рабочая на данный момент комбинация около 27мм фокусного нормально работает по полю. Прозрачная эпоксидка вполне себе хорошо работает в виде клея. Попандос в том, что она остаётся вязкой, мне так не подходит, а с отвердителем помутнеет.
Насчёт крона-флинта, я так и подбираю, но там же ж не просто так, а определённая дисперсия должна быть там и там, чтобы взаимно компенсировалась. Вот это и подбираю. Пока подавление ХА только частичное, к сожалению. Лучше монокля, но ещё не то...
Re[VAGUS]:
В общем, спасибо огромное всем за поддержку и внимание. Благодаря этому я немного ещё посомневался, помучился и продолжил пробы и поиски. В результате после трёх недель нащупывания правильной комбинации линз остановился на варианте, близком к искомому настолько, что, пожалуй, на нём и остановлюсь.
Итак, линзы пошли в дело совсем другие. В хвосте - предпоследняя, отрицательный тонкий мениск от Мира-1, спереди, максимально впритирку к задней, - передний положительный мениск от какой-то из купленных ранее под другую задачу плёночной мыльнички типа "Фокус фри супер вайд 28мм камера", там стоят обычно триплеты, но не с плоско-выпуклой линзой спереди, а с мениском, причём он один, как правило, стеклянный, дальше - пластик типа ЦР-39. Диафрагма из шторки от мыльницы, тоненький металл, около 5-5,2 на расстоянии 1,5мм от передней линзы - компромисс по балансу между комой и астигматизмом.
Из-за формы линз даже минимальный воздушный промежуток остался кривым, так что клеить линзы я передумал. Казалось бы, засветка должна была увеличиться. Ан нет! Уменьшилась, причём именно в этой комбинации кривизны поверхностей уменьшилась настолько, что, зачернив по-человечески все поверхности и торцы линз, получил хороший контраст и цвет без проблем и засветок.
Самое главное - я получил фокусное около 24мм, причём, по полю вполне приемлемая резкость, даже в углах нет полной "каши", т.е. я практически поборол заветные 60 градусов! ХА почти скорректированы, то, что осталось, даже в углах кадра, убирается в конвертере практически бесследно. Толщина объектива - с палец.
Осталось доделать корпус и нанести шкалу расстояний. Ибо с моим Самсунгом НХ100, где увеличение при ручном фокусе всего лишь 2Х, малореально фокусироваться по экрану на монокле-ширике, шкала рулит.
Re[VAGUS]:
Вышел сегодня на обед на полчасика, поснимал пробы картинки уже с готовым объективом. В общем доволен. Вот такие снимочки, обработаны только в конвертере, чуть геометрия поправлена, к сожалению, С1 дисторсию с неродной оптикой не правит.

Re[VAGUS]:
Ну, ещё парочку.

Re[VAGUS]:
Интереснейший вышел объектив! Рисует волшебно!
Re[VAGUS]:
ПОздравляю с успешным экспериментальным изделием.
Удачных снимков.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта