Я немного удивлен. Человек пришел спросить за СФ камеру для портрета и природы, а ему уже БФ втюхивают :)
При этом тактично умалчивают о паровозе проблем которые надо решать, начиная с кассет, и заканчивая проявкой и сканированием листов. БФ это отделный мир, куда ходят или мазохисты или люди четко понимающие ПОЧЕМУ они это используют.
А для понтретов БФ это вообще отдельная песня... я до сих пор уверен, что в портрете БФ штука лишняя, мешающая. Но это ладно.
Что касается портретов на СФ, то квадрат всегда можно подрезать до прямоугольника. Я бы расставил рейтинг так:
1. Хассель
2. Роляй двухглазый
3. Броника
4. Пентакс 67II
Человек идет в СФ за полутонами и рисунком. А значит всякие мамии с их скучной оптикой идут мимо. Ну это мое ИМХО :)
Еще я бы автору настоятельно порекомендовал изучить:
1. Особенности экспозамера при съемке на разные носители. Без понимания куда лягут тени и света невозможно сделать хороший кадр.
2. Особенности проявки, так как только ты сам знаешь куда положил тени и как их от туда достать, каким проявителем и т.д.
3. Вопросы сканирования. Как чем, где. А следом и вопросы постобработки в ФШ.
Провал на любом из этапов губит картинку и сводит все потуги, время и затраченные средства к нулю.