Хлопотное это дело! На мелкий ущерб лучше забить, и только в случае крупного имеет смысл заморачиваться.
Юридически, порча имущества фотостудии не отличается от порчи любого другого имущества.
Для взыскания ущерба требуется сделать следующие шаги:
1) Задокументировать факт порчи. Для этого годятся свидетельские показания, фото и видео материалы.
Если сам клиент признаёт вину - это нужно зафиксировать в письменной форме. В акте должно быть указано, когда, при каких обстоятельствах и кем был нанесён ущерб, и какой ущерб. Можно указать примерную сумму ущерба.
Также нужно обязательно указать все возможные координаты клиента. Данные паспорта, прописки, фактический адрес проживания, телефоны. Если возможно - снять копии с любых документов (паспорт, права, свидетельство на машину).
Лучше всего, чтобы Ваш акт заверили третьи лица (лучше всего нотариус :-). За неимением нотариуса это могут быть администраторы, охранники или другие люди, которых легко найти.
Если клиент не согласен - вам тем более нужно составить акт. Обязательно со свидетелями. Обязательно найдите свидетелей, которые могут подтвердить факт визита клиента в студию и опознать его. Это опять таки охранники, администраторы и т.п.
Если ущерб существенный, Вы имеете право обратиться в органы внутренних дел (полицию). В последнем случае Вы не должны ничего трогать и никого не подпускать к повреждениям до разрешения дознавателя.
Также Вам надо будет подумать, как доказать, что именно этот клиент сломал. Идеально, если при визите каждого клиента до его работы и после составляется акт, что всё оборудование находится в порядке и исправности.
Тогда имея акт от предыдущего клиента что всё было в порядке и от виновника, что ему всё было передано в целости - можно предъявлять претензии.
Примечание: если клиент с Вами уже после работы такой акт подписал и Вы его подмахнули - ау. Если Вы неисправность нашли позднее - вам ничего не поможет.
Имея на руках подтверждение факта поломки (в виде согласия клиента, в виде протокола полиции и т.п.) Вы переходите ко второму шагу:
2) Нужно произвести независимую оценку ущерба.
Для этого существуют специальные оценщики. Естественно, что-то делать с имуществом пока не произведена оценка - нельзя.
Следующий шаг:
3) Имея на руках оценку и документы, подтверждающие факт порчи, Вы можете требовать ущерб в соответствии с законодательством РФ. А именно:
- Просить клиента по хорошему расплатиться. Именно просить. Любые требования и угрозы могут быть интерпретированы как вымогательство. А это статья УК. Даже если Ваши требования справедливы. Вы можете только просить. Требовать - это право государства.
- Вы можете подать в суд и потребовать возмещения ущерба. Главный минус - Вам нужно будет платить пошлину, т.к. претензии носят имущественный характер. Да и на адвоката потратится не лишне будет.
- Обратиться в полицию, как я говорил выше. Тогда клиенту будет грозить ответственность за хулиганство и/или порчу чужого имущества.
В общем, в любом случае это дело муторное. И получить с частного лица живые деньги будет сложно. Например, лицо официально безработное. Или у него на иждивении несовершеннолетние дети. Всё это будет ограничивать размер выплат. Т.е. даже по суду он будет Вам платить, но в рассрочку. Это будут ничтожные суммы каждый месяц.
В "цивилизованных" странах для таких случаев предусмотрена страховка. Но я не уверен, что в России такое страхование возможно и имеет смысл.
Резюме - сложно это. Если хотите идти до конца - нанимайте толкового юриста.
И не вздумайте "наезжать" сами - это противозаконно. Если клиент лох- может быть Вам и повезёт. А если грамотный - окажетесь со своими претензиями в мрачном месте.