Опять вопрос по поводу скана цветного негатива

Всего 43 сообщ. | Показаны 1 - 20
Опять вопрос по поводу скана цветного негатива
Понимаю, что вопрос не раз поднимался, но то, что мне нужно, я ни где не нашел. Поэтому, надеюсь особо сильно пинать не будете :)

Со сканированием ч/б негатива всё понятно, после некоторых мучений и попыток отсканить ч/б пленку в том виде в котором бы хотелось пришел к следующим выводам:
1. при сканировании не стоит ставить режим b&w negative (т.к. картинка помоему, получается слишком контрастной чтоли, т.е. теряются детали или в тенях или в светах, а еще хуже и там и там)
2. лучше отсканить как color positive, по гистограммке посмотреть, чтоб не заваливались тени и света (коррекцией экспозиции ползунком Master, т.е. не трогая экспокоррекцию по цветовым каналам)
3. после скана, для сохранного файла, в фотошопе сделать инверсию цвета
4. Затем Auto Color (в ДАННОМ случае, фш уберет цветной оттенок)
5. Переводим в Grayscale
6. С помошью Brightness/Contrast доводим картинку до пристойного вида.
На этом, в большинстве случаев, обработку ч/б можно закончить. Если где ошибся или был неточен, может кто поправит и поделится личным опытом.

Суть вопроса в том, что при сканировании цветного негатива ситуация менее понятна, чем с ч/б пленкой :(
Пытаюсь отсканировать негатив в режиме Manual, получаю нормальные цвета (само собой после коррекции RGB и Master), но та же история с деталями в тенях и светах, или тени, но света - просто белые пятна, или света, но тени - просто черные :( В режиме же Auto всё волшебным образом исправляется, становятся видны и детали в тенях и детали в светах (ну насколько это позволяет ДД сканера), НО цвета просто г**но!! И что самое обидное поправить не особо получается. Может кто подскажет как это исправляется? И почему в режиме автоэкспозиции сканера от пробивает и тени и света, а в ручном нет?
Re: Опять вопрос по поводу скана цветного негатива

от:Nimble
Понимаю, что вопрос не раз поднимался, но то, что мне нужно, я ни где не нашел. Поэтому, надеюсь особо сильно пинать не будете :)

Со сканированием ч/б негатива всё понятно, после некоторых мучений и попыток отсканить ч/б пленку в том виде в котором бы хотелось пришел к следующим выводам:
1. при сканировании не стоит ставить режим b&w negative (т.к. картинка помоему, получается слишком контрастной чтоли, т.е. теряются детали или в тенях или в светах, а еще хуже и там и там)

Подробнее

Рекомендую ставить "bw позитив" .

от: Nimble

2. лучше отсканить как color positive, по гистограммке посмотреть, чтоб не заваливались тени и света (коррекцией экспозиции ползунком Master, т.е. не трогая экспокоррекцию по цветовым каналам)

Цветокоррекция нафиг не нужна.

от: Nimble

3. после скана, для сохранного файла, в фотошопе сделать инверсию цвета

Просто выполнить инверсию.

от: Nimble

4. Затем Auto Color (в ДАННОМ случае, фш уберет цветной оттенок)
5. Переводим в Grayscale

Это уже не нужно

Далее давишь Ctrl+M и тянешь за середину вниз.
Затем
от: Nimble

6. С помошью Brightness/Contrast доводим картинку до пристойного вида.

Re: Опять вопрос по поводу скана цветного негатива

от:Nimble

Суть вопроса в том, что при сканировании цветного негатива ситуация менее понятна, чем с ч/б пленкой :(
Пытаюсь отсканировать негатив в режиме Manual, получаю нормальные цвета (само собой после коррекции RGB и Master) ...

Подробнее

Иногда из-за несовместиости пленка-проявка цвета получаются дурные.

от:Nimble

но та же история с деталями в тенях и светах, или тени, но света - просто белые пятна, или света, но тени - просто черные :( В режиме же Auto всё волшебным образом исправляется, становятся видны и детали в тенях и детали в светах (ну насколько это позволяет ДД сканера), НО цвета просто г**но!! И что самое обидное поправить не особо получается. Может кто подскажет как это исправляется? И почему в режиме автоэкспозиции сканера от пробивает и тени и света, а в ручном нет?

Подробнее

Всё в кучу.
Когда сканируешь негатив как слайд уложить ДД негатива так, чтобы не было клиппинга, не проблема (экспозиция - вручную). Нехватка ДД сканера может проявиться только при сканировании СЛАЙДА !
Проблема цветопередачи, потерь деталей в светах и\или тенях - это проблема исключительно преобразования из негатива в позитив. Сканер тут не при чём.
Re: Re: Опять вопрос по поводу скана цветного негатива
от: Поляков Максим

Рекомендую ставить "bw позитив"

попробую :)
от: Поляков Максим

Цветокоррекция нафиг не нужна

Так я ее и не делаю, Master'ом делается экспокоррекция (прошу прощения, что не уточнил) :)

от: Поляков Максим
Просто выполнить инверсию

На самомо деле она и имелась ввиду (та, что в фш Ctrl+I)
от: Поляков Максим
Далее давишь Ctrl+M и тянешь за середину вниз

А вот это прикольно
Большое спасибо! :D
Re: Re: Опять вопрос по поводу скана цветного негатива
от: Поляков Максим
Когда сканируешь негатив как слайд уложить ДД негатива так, чтобы не было клиппинга, не проблема (экспозиция - вручную).

Т.е. советуете сканить негатив как позитив (в режиме Manual), а инвертировать и делать цветокоррекци. в ФШ? Попробуем :)
от: Поляков Максим
Проблема цветопередачи, потерь деталей в светах и\или тенях - это проблема исключительно преобразования из негатива в позитив. Сканер тут не при чём.

Не совсем понял. Т.е. когда я включаю режим Auto, сканер начинает работать в этом режиме? Или это просто софт делает всю коррекцию пограммно?
Re: Опять вопрос по поводу скана цветного негатива
Собственно, Вы уже и так нашли правильный путь. Остались некоторые тонкости.

от: Nimble

2. лучше отсканить как color positive, по гистограммке посмотреть, чтоб не заваливались тени и света (коррекцией экспозиции ползунком Master, т.е. не трогая экспокоррекцию по цветовым каналам)

По цветовым каналам ставишь коррекцию: -0.5 +0.5 +1.0
Ну, естественно, сохраняешь в тифф (16бит на цвет).
Всё далее - в ФШ.

от: Nimble

3. после скана, для сохранного файла, в фотошопе сделать инверсию цвета

Можно и так.
Затем обрезаешь черные\белые края кадра, т.к. негатив никогда не лежит в рамке идеально.
Затем Ctrl+M и тянешь за середину вниз.

от: Nimble

4. Затем Auto Color (в ДАННОМ случае, фш уберет цветной оттенок)

Лучше так: давишь Ctrl+L , затем давишь на кнопку "настройки". Там ставишь в окошках "clip" по 0,03%.
Затем выбираешь 1 из 6-и алгоритмов цветокоррекции: сверху один из трёх вар-ов + крыжик под ними.
Не забываешь поставить крыжик "записать как... " .
На последующих кадрах - только выбираешь 1 из 6-и алгоритмов цветокоррекции.
Всё.
Re: Re: Опять вопрос по поводу скана цветного негатива
от: Поляков Максим
По цветовым каналам ставишь коррекцию: -0.5 +0.5 +1.0
Ну, естественно, сохраняешь в тифф (16бит на цвет).
Всё далее - в ФШ.


Более качественно высчитать маску (сканирование, сильный блюр).

Я на своей минолте 5400 II сравнивал оба пути (но у меня для 16 бит линейного есть родной профайл): сканирование негатива как негатива и как позитива. В подавляющем большинстве случаев негатива как негатива достаточно. Да, ПО сканнера срезает темные тени и светлые света. Но, как правило, можно выбрать чем пожертвовать. Если же жертвовать не хочется, то тогда мультипроходное сканирование (до 16 раз). Спасает (и резкость подымает, кстати).

Вы посмотрите, что получается при сканировании негатива как позитива по каналам. Особенно синий.
Скан негатива
Вобщем если подвести итоги:
Для ч/б негатива
1. Режим сканирования b&w positive
2. Выставляем экспокоррекцию по гисторамме (так, чтоб небыло клипинга по теням или светам)
3. Сканируем в TIFF 16 бит
4. В фотошопе Ctrl+I (инвертируем)
5. Корректируем любым способом:
5.1 Birgthness/Contrast (тупой метод с вытягиванием/сжиманием гистограммы и смещением ее к белому или черному цвету) иногда достаточно его.
5.2 Более гибкий Ctrl+M (правим кривую, проще попробовать и сразу будет понятно как и что делается) мне этот метод понравился больше :)

Для цветного негатива:
1. Режим сканирования color positive
2. Вставляем в сканер кусок незасвеченной пленки (т.е. для негатива это прозрачная, как правило остается хвост до 1-го кадра)
2. Экспокоррекцию выставляем в 0.0 (ползунок Master)
3. Делаем превью для "прозрачного" кадра и ползунками экспокоррекции по цветовым каналам RGB добиваемся серого цвета кадра (это удобно делать по расфокусированному кадру, т.е. фокус вручную вывести в какое-либо крайнее положение, чтоб размыть картинку и зерно пленки перестало быть видимым).
4. Сохраняем данный профиль экспокоррекции под осмысленным названием (допустим "Kodak ProFoto 100 +0.0")
Если у Вас такая пленка, что цвета изменяются в линейной зависимости от общей экспокоррекции, то пунктами 5, 7 можно пренебречь
5. Пункты 3-4 необходимо проделать для других значений общей экспокоррекции (у меня на DualScan IV при общей экспокоррекции +1.0 на пленке Kodak ProFoto 100, эти значения следующие: -0.8; +0.3; +1.1)
6. Выставляем общую экспокоррекцию так, чтобы гистограмма не обрезалась в тенях или светах
7. Смотрим значение полученной экспокоррекции, загружаем профиль наиболее близкий к данному значению и снова выставляем значение экспокоррекции в нужное значение, не меняя при этом экспокоррекции по каналам. Т.е. если у Вас значение экспокоррекции равно +1.2, загружаем профиль со значением +1.0 и возвращаем значение экспокоррекции в +1.2
9. Сканируем изображение в TIFF 16 бит
10. В фотошопе делаем инвертирование Ctrl+I
11. Нажимаем Ctrl+M и тянем кривую по RGB от центра вниз.
12. Подрезаем гистограмму в тенях и светах перемещением верхней правой и нижней левой крайних точек кривой к центру по оси X
После этого получаем более или менее приемлимую картинку, дальнейшую доводку провести напильником :)

После всех этих операций переводим картинку в 8 бит (в фотошопе) и сохраняем в TIFF или JPEG с наилучшим качеством (12попугаев) :)

Большое спасибо форумянам Поляков Максим и ИгорьТ за толковое разъяснение этого вопроса
Re: Скан
Возможно, Вам поможет метод, который я применяю в таких случаях. Сканер Никон 4000, программа сканирования - НиконСкан.

Это здесь: http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=20:7221-11

Сообщение в середине страницы от "Ы-краткое", начинающееся словами "Сканите негатив как слайд".

"Ы-краткое" = это я. :)

ИгорьТ
Re: Re: Re: Опять вопрос по поводу скана цветного негатива
от: AlexBu
[quote=Поляков Максим]
Вы посмотрите, что получается при сканировании негатива как позитива по каналам. Особенно синий.


Всё нормально получается, если сканер позволяет регулировать экспозицию по каналам. Это доступно только светодиодным моделям.

Или Вы предполагаете, что при сканировании негатива как негатива что-то меняется? Если сканер шумит в синем канале при сканировании в позитивном режиме, он точно также будет шуметь и при сканировании в негативном.

ИгорьТ
Re: Re: Re: Re: Опять вопрос по поводу скана цветного негатива
от: ИгорьТ

от:AlexBu
Вы посмотрите, что получается при сканировании негатива как позитива по каналам. Особенно синий.


Всё нормально получается, если сканер позволяет регулировать экспозицию по каналам. Это доступно только светодиодным моделям.

Или Вы предполагаете, что при сканировании негатива как негатива что-то меняется? Если сканер шумит в синем канале при сканировании в позитивном режиме, он точно также будет шуметь и при сканировании в негативном.
ИгорьТ

Подробнее


При сканировании негатива как позитива синий канал получается слабее - меньше деталей, особенно в тенях. Это видно при просматривании картинки по-канально. Сканер диодный
AlexBu
А Вы при сканировании интенсивность по каналам регулируете? Там ведь надо синий поднимать примерно в 4-5 раз по сравнению с красным. (2 ступени и более), иначе имеем сильную недоэкспозицию синего со всеми вытекающими. Кроме того, по сравнению со слайдами надо общую экспозицию поднимать примерно на ступень, негатив вообще не очень прозрачен, даже в красном, в отличие от слайда.
Если же сканить негатив как слайд, не регулируя общую и поканальную экспозицию - будете иметь проблемы в синем в полный рост. Разница прозрачности синего канала в негативе в три и более ступени по сравнению со слайдом даром не проходит.

ИгорьТ
Re: AlexBu
Хмм...

Вопрос тогда. А что есть интенсивность экспозиции? Из обращения со сканнером мне показалось, что это не более чем сдвиг соотв цвета вправо-влево (фактически, регулировка кривыми): после корректировки сканнер не пересканирует картинку снова, если другие существенные параметры (вроде разрешения) не менялись. Хотя я могу и ошибаться :)

Я пробовал сканировать как просто позитив, без всяких коррекций. А так же пробовал, как позитив но с подгонкой точек всех каналов к белому (получалось что-то вроде +2 по мастеру, и еще дополнительно по плюсам к остальным). Не впечатлило в обоих случаях. Особенно из-за того, что потом надо выставлять кривые (а без цветной шкалы это сложновато). ПО сканнера делает это быстрее и точнее (но режет тени и света) - но при условии установления wide gamut в качестве выходного пространства (для ПО минолты это очень существенно). Картинка сразу оживает и становится похожей на реальность

Вообщем, надо еще попробовать. Может что и увижу
Re: Re: AlexBu
Экспозиция это , как нетрудно догадаца, выдержка.
а поканальная (баланс белого) бывает либо выдержка либо усиление (последнее малополезно в смысле качества)
В некоторых сканерах АППАРАТно настраивается бб тем или иным способом при выборе режима слайд/негатив.

если сльный шум сканера в синем то можно ещё ффтыкнуть перед лампой светофильтр 80B он как раз скомпенсирует пропускание негатива
Re: Re: Re: AlexBu
от: L4m3r
Экспозиция это , как нетрудно догадаца, выдержка.
а поканальная (баланс белого) бывает либо выдержка либо усиление (последнее малополезно в смысле качества)

В диодных, думаю, поканальная выдержка: там это можно, вроде, реализовать. Или нет? Фуфло?
Re: Re: Re: Re: AlexBu
В диодных, думаю, поканальная выдержка: там это можно, вроде, реализовать. Или нет? Фуфло?

Не фуфло. У Никона, к примеру, регулировка каждого из каналов производится аж на 4 ступени (+/-2) раздельно для R, G и B, плюс общая регулировка на те же +/- 2 ступени. Называется это Analog Gain. И это именно аппаратная регулировка экспозиции (яркости либо длительности свечения светодиодов на каждом шаге сканирования), не имеющая отношения к софтовой коррекции кривых. Я подобную поканальную регулировку использую (см. ссылку выше) для аппаратного вычитания маски негатива при сканировании. В результате имею на выходе негатив уже без маски, с корректной "точкой чёрного", что сильно облегчает работу в ФШ. Ну и, разумеется, аппаратные регулировки экспозиции не сопровождаются увеличением шумов, что бывает при чисто софтовом вычитании маски.
Как это называется у Минолты 5400, я не знаю, но подобные возможности обязаны быть и у неё.

ИгорьТ
Re: Re: Скан
от: ИгорьТ
Возможно, Вам поможет метод ...

Помогло, еще как!!! Сравниваю сканы сделанные вчера и те же самые сейчас, небо и земля! Большущее спасибо! :D
Re: Скан ч/б негатива

от:Nimble
Вобщем если подвести итоги:
Для ч/б негатива
1. Режим сканирования b&w positive
2. Выставляем экспокоррекцию по гисторамме (так, чтоб небыло клипинга по теням или светам)
3. Сканируем в TIFF 8 бит

Подробнее

Сканируем и сохраняем в тифф 16бит !

от:Nimble

4. В фотошопе Ctrl+I (инвертируем)
5. Корректируем любым способом:
5.1 Birgthness/Contrast (тупой метод с вытягиванием/сжиманием гистограммы и смещением ее к белому или черному цвету) иногда достаточно его.
5.2 Более гибкий Ctrl+M (правим кривую, проще попробовать и сразу будет понятно как и что делается) мне этот метод понравился больше :)

Подробнее

Вот только после всех телодвижений переводим (в ФШ) в 8бит. Затем можно сохранить как жопег с максимальным (12попугаев) качеством.

от:Nimble

Для цветного негатива:
1. Режим сканирования color positive
2. Вставляем в сканер кусок незасвеченной пленки (т.е. для негатива это прозрачная, как правило остается хвост до 1-го кадра)
2. Экспокоррекцию выставляем в 0.0 (ползунок Master)
3. Делаем превью для "прозрачного" кадра и ползунками экспокоррекции по цветовым каналам RGB добиваемся серого цвета кадра (это удобно делать по расфокусированному кадру, т.е. фокус вручную вывести в какое-либо крайнее положение, чтоб размыть картинку и зерно пленки перестало быть видимым).
4. Сохраняем данный профиль экспокоррекции под осмысленным названием (допустим "Kodak ProFoto 100 +0.0")
Если у Вас такая пленка, что цвета изменяются в линейной зависимости от общей экспокоррекции, то пунктами 5, 7 можно пренебречь
5. Пункты 3-4 необходимо проделать для других значений общей экспокоррекции (у меня на DualScan IV при общей экспокоррекции +1.0 на пленке Kodak ProFoto 100, эти значения следующие: -0.8; +0.3; +1.1)
6. Выставляем общую экспокоррекцию так, чтобы гистограмма не обрезалась в тенях или светах
7. Смотрим значение полученной экспокоррекции, загружаем профиль наиболее близкий к данному значению и снова выставляем значение экспокоррекции в нужное значение, не меняя при этом экспокоррекции по каналам. Т.е. если у Вас значение экспокоррекции равно +1.2, загружаем профиль со значением +1.0 и возвращаем значение экспокоррекции в +1.2
9. Сканируем изображение в TIFF 16 бит
10. В фотошопе делаем инвертирование Ctrl+I
11. Нажимаем Ctrl+M и тянем кривую по RGB от центра вниз.
12. Подрезаем гистограмму в тенях и светах перемещением верхней правой и нижней левой крайних точек кривой к центру по оси X
После этого получаем более или менее приемлимую картинку, дальнейшую доводку провести напильником

Большое спасибо форумянам Поляков Максим и ИгорьТ за толковое разъяснение этого вопроса

Подробнее

Вот только после всех телодвижений переводим (в ФШ) в 8бит. Затем можно сохранить как жопег с максимальным (12попугаев) качеством.
Re: AlexBu
Попробовал вчера еще раз :).

Негатив как негатив:

1. Предварительное сканирование (включено autoexposure для негативов)
2. Легкая правка экспозиции
3. Результирующее сканирование (16 bit tiff, wide gamut rgb).
4. Фотошоп: открытие в пространстве widergb.

Результат: судя по treshold фотошопа имеются полностью черные и белые точки. Но в минимальных количествах. Белый котенок имеет сероватый оттенок (скорее всего, примесь какого-то цвета. Пипеткой не посмотрел) Но в целом цвета правильные (может быть легкий красноватый оттенок)

Негатив как слайд:
1. Поиск цвета маски (добивание каждого цвета экспозицией до 255)
2. Сканирование 16 bit linear tiff c коррекцией, полученной в предыдущем пункте
3. Открытие в фотошопе с назначением профайла KM 5400 II Linear Positiv
4. Конвертация в WideGamut RGB
5. Инвертирование
6. Levels->Options: 0,01; 0,01

Результат. Цвет чуть более чистый, полностью черных и белых точек нет. Но цвета не правильные. Нужно править и править много. Раскладка по каналам: синий получается хуже, чем как бы если сканировать в негатив.

Вообщем, вывод для себя такой. Если нужно полностью вытянуть света и тени, то можно использовать метод 2. Но я предпочитаю в этом случае мультисамплинг (никон такого не имеет, dual scan iv - не знаю) - считывание точки несколько раз. Добавляет резкости и разбирается с тенями

Re: Re: AlexBu
Подправим Вас немного.
от: AlexBu

... Негатив как слайд:
1. Поиск цвета маски (добивание каждого цвета экспозицией до 255)

Надо добивать где-то до 200+-20. Добивать до 255 вплотную недьзя, т.к. плёнка по своей природе "шумит", поэтому получим массу точек 255;255;255 и, как следствие, небольшие потери в тенях.

от: AlexBu

2. Сканирование 16 bit linear tiff c коррекцией, полученной в предыдущем пункте

" 16 bit linear " в родном софте - какая-то засада: не стыкуется оно как-то с экспокоррекцией и коррекцией по цветам. Поэтому - просто " 16 bit " .

от: AlexBu

3. Открытие в фотошопе с назначением профайла KM 5400 II Linear Positiv
4. Конвертация в WideGamut RGB
5. Инвертирование
6. Levels->Options: 0,01; 0,01

До сих пор - всё правильно. Но в " Levels->Options " надо ещё на забыть выбрать 1 из 6-и вариантов автокоррекции цвета, чтобы цветопередачу "поставить на место" .
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта