О замере экспозиции(+)
Всего 10 сообщ.
|
Показаны 1 - 10
О замере экспозиции(+)
Часто и в этой и в других конфах можно прочитать что то типа "на этой фотографии я сделал поправку экспозиции ". Сам я обычно фотографирую с эксповилкой и поэтому возник вопрос - а в соответствии с чем делается эта самая поправка? Вообще интересно, как присутствующие делают замер экспозиции?Что учитывают при этом и так далее?
К слову, статей подчитал, о серой карте в курсе...Не очень понятно как ей пользоваться, например, при сьемке пейзажей. В общем, интересуют мнения и мысли.
Re: О замере экспозиции(+)
от:Jason
Часто и в этой и в других конфах можно прочитать что то типа "на этой фотографии я сделал поправку экспозиции ". Сам я обычно фотографирую с эксповилкой и поэтому возник вопрос - а в соответствии с чем делается эта самая поправка? Вообще интересно, как присутствующие делают замер экспозиции?Что учитывают при этом и так далее?
К слову, статей подчитал, о серой карте в курсе...Не очень понятно как ей пользоваться, например, при сьемке пейзажей. В общем, интересуют мнения и мысли.Подробнее
Да, без знания и основ экспонометрии фотографировать хоть и можно, но все же сложно.
Попробую поэтому объяснить суть.
Итак как работает экспонометр фотоаппарата?
Объект, который он замеряет, он делает серым (при условии, естественно, что объект занимает достаточно большой угловой размер).
Белый это лист бумаги или черный бархат - экспонометр выставит экспозицию таким образом, что объект будет на негативе СЕРЫМ.
Теперь понятно, зачем нужна серая карта: если замерять по ней, то то она будет на снимке серой, то есть серое будет серым, белое белым и т.д. (с учетом диапазона оптических плотностей пленки, естественно)
Где применять серую карту - при съемке пейзажей ли, портретов - не важно.
Если серой карты нет, то ее вполне заменяет кожа человека, зеленая трава, песок, сухая земля. При замере по этим объектам поправки, как и в случае с серой картой, если хотите отобразить сцену как есть делать не нужно.
Если же сцена сложная - есть очень яркие огни, например, или черные площади где нужна проработка деталей, то экспозицию лучше определять конкретно по этим объектам, а затем сделать поправку (+/- 1-2 ступени)в соответсвие с тем, чтобы эти объекты получились не серыми, а белыми или черными. При замере по светам делайте поправку в плюс (чем больше поправка, тем светлее будет объект), при замере по теням - в минус.
При поправке +3 .. +4 объект может стать уже белым без фактуры, то есть выбеленным, то же и с черным (при поправке -3..-4 в минус он станет чисто черным).
Вроде объянил... :)
Вообще, почитайте, например, книгу "Основы экспозиции в фотографии" Гонта - ее можно скачать на algor.ru - там очень хорошо и доступно про все это описано.
P.S. Разумеется, все расуждения верны применительно к негативным пленкам и при замере точкой или Ц.В. Современные матричные замеры иногда могут сами сделать нужную поправку, поэтому, если делайте поправку еще и сами - то что получится в этом случае в итоге, наперед сказать трудно.
Re: О замере экспозиции(+)
Это зависит от того, насколько хорошо Вы изучили поведение своей камеры. Я, например, в не очень солнечную погоду с большими открытыми пространствами в кадре часто выставляю от минус 0,5 до минус1,5 EV. Получается лучше. Есть и другие сюжеты, где поправки необходими, например ночная съемка с отдельными яркими огнями. Тоже я ставлю минус.
ЗЫ. Конкретно на Вашей камере может быть всё по-другому. Нарабатывайте собственный опыт.
ЗЫ. Конкретно на Вашей камере может быть всё по-другому. Нарабатывайте собственный опыт.
Re: Re: О замере экспозиции(+)
от:Photo painterот:Jason
Часто и в этой и в других конфах можно прочитать что то типа "на этой фотографии я сделал поправку экспозиции ". Сам я обычно фотографирую с эксповилкой и поэтому возник вопрос - а в соответствии с чем делается эта самая поправка? Вообще интересно, как присутствующие делают замер экспозиции?Что учитывают при этом и так далее?
К слову, статей подчитал, о серой карте в курсе...Не очень понятно как ей пользоваться, например, при сьемке пейзажей. В общем, интересуют мнения и мысли.Подробнее
Да, без знания и основ экспонометрии фотографировать хоть и можно, но все же сложно.
Попробую поэтому объяснить суть.
Итак как работает экспонометр фотоаппарата?
Объект, который он замеряет, он делает серым (при условии, естественно, что объект занимает достаточно большой угловой размер).
Белый это лист бумаги или черный бархат - экспонометр выставит экспозицию таким образом, что объект будет на негативе СЕРЫМ.
Теперь понятно, зачем нужна серая карта: если замерять по ней, то то она будет на снимке серой, то есть серое будет серым, белое белым и т.д. (с учетом диапазона оптических плотностей пленки, естественно)
Где применять серую карту - при съемке пейзажей ли, портретов - не важно.
Если серой карты нет, то ее вполне заменяет кожа человека, зеленая трава, песок, сухая земля. При замере по этим объектам поправки, как и в случае с серой картой, если хотите отобразить сцену как есть делать не нужно.
Если же сцена сложная - есть очень яркие огни, например, или черные площади где нужна проработка деталей, то экспозицию лучше определять конкретно по этим объектам, а затем сделать поправку (+/- 1-2 ступени)в соответсвие с тем, чтобы эти объекты получились не серыми, а белыми или черными. При замере по светам делайте поправку в плюс (чем больше поправка, тем светлее будет объект), при замере по теням - в минус.
При поправке +3 .. +4 объект может стать уже белым без фактуры, то есть выбеленным, то же и с черным (при поправке -3..-4 в минус он станет чисто черным).
Вроде объянил... :)
Вообще, почитайте, например, книгу "Основы экспозиции в фотографии" Гонта - ее можно скачать на algor.ru - там очень хорошо и доступно про все это описано.
P.S. Разумеется, все расуждения верны применительно к негативным пленкам и при замере точкой или Ц.В. Современные матричные замеры иногда могут сами сделать нужную поправку, поэтому, если делайте поправку еще и сами - то что получится в этом случае в итоге, наперед сказать трудно.Подробнее
За пояснение спасибо, кое что прояснилось хоть и не все.
Например-снимается красный мухомор в зеленой траве. Замерять экспозицию по траве? А как выйдет мухомор? Если делать поправку, то в какую сторону?
Книгу скачал, буду читать.
Re: Re: Re: О замере экспозиции(+)
Ну дело не в цвете мухомора и травы, а в их освещенности.
Если она одинаковая - меряйте по любому, поправкой на спектральную чувсвтительность датчика, я думаю, можно пренебречь :-)
А вот если на траву падает тень от мухомора, то думайте - чего хотите. Мухомор - меряйте по нему. Травинки в тени мухомора - меряйте по травинкам. И того и другого - ну где-то между :-)
Я на днях снимал машины на бело-гязном снегу, при зятянутом небе и снегопаде. Свет был равномерный, потому мерял по "серой карте" (в качестве которой использовал тыльную сторону собственного запястья.
При этом разница при центровзвешенном замере (другого у меня нет) по "кадру в целом", где изрядную часть кадра занимали грязные (условно серые :-) машины, и по "серому запястью" составляла до полутора ступеней. А как снега в кадре побольше - так и до двух доходило... Снимал "по запястью" или с коррекцией -0.5 примерно. Ну снег иногда малость пересвечен, до потери "фактуры" порой... Но в данном случае это было не очень важно. В целом метода себя оправдала, я считаю :-) Конечно, при условии достаточно рассеянного и равномерного света по всему пространству съемки.
Если она одинаковая - меряйте по любому, поправкой на спектральную чувсвтительность датчика, я думаю, можно пренебречь :-)
А вот если на траву падает тень от мухомора, то думайте - чего хотите. Мухомор - меряйте по нему. Травинки в тени мухомора - меряйте по травинкам. И того и другого - ну где-то между :-)
Я на днях снимал машины на бело-гязном снегу, при зятянутом небе и снегопаде. Свет был равномерный, потому мерял по "серой карте" (в качестве которой использовал тыльную сторону собственного запястья.
При этом разница при центровзвешенном замере (другого у меня нет) по "кадру в целом", где изрядную часть кадра занимали грязные (условно серые :-) машины, и по "серому запястью" составляла до полутора ступеней. А как снега в кадре побольше - так и до двух доходило... Снимал "по запястью" или с коррекцией -0.5 примерно. Ну снег иногда малость пересвечен, до потери "фактуры" порой... Но в данном случае это было не очень важно. В целом метода себя оправдала, я считаю :-) Конечно, при условии достаточно рассеянного и равномерного света по всему пространству съемки.
Re: Re: Re: О замере экспозиции(+)
от:Jason
За пояснение спасибо, кое что прояснилось хоть и не все.
Например-снимается красный мухомор в зеленой траве. Замерять экспозицию по траве? А как выйдет мухомор? Если делать поправку, то в какую сторону?
Книгу скачал, буду читать.Подробнее
А здесь все равно, потому что красный мухомор и зеленая трава отражают примерно одинаково света - можно сделать и так и так.
Если же мухомор белый, то опять можно поступить 2-мя способами:
1) Мы знаем, что трава отражает примерно как серая карта, поэтому меряем по ней и не делаем никаких поправок. Если диапазон плотностей пленки не очень мал и мухомор не очень ярок, то и трава и мухомор получатся как надо.
2) Если широта пленка мала, мухомор ярко-белый и нам важен мухомор, то меряем точкой по нему, затем делаем поправку +2 - мухомор получится как надо, трава неизветсно как.
Чтобы определить, как выйдет трава, меряем сначала по траве, а потом по мухомору и смотрим разницу. Если разница не более 3-4-х ступеней, то и мухомор и трава получаться без проблем. Если больше - то трава получится черной.
Основная идея всего этого состоит в том, что все, что вошло на линейный участке ХК пленки (около 7 ступеней) - получится без искажений тонов и яркостей, если замерить по серой карте (или по ладошке, траве, песку и т.д.).
Так что если замер по самому яркому сюжетно важному участку и самому темному не превышает 7 ступеней - меряйте по серой карте или по ладошке.
Если превышает, то надо померять по сюжетно более важному участку. При необходимости в зависимости от требуемого тона сделать поправку.
К примеру:
Ночной город, диапазон очень большой. Есть яркие фонари, витрины магазинов, темные силуэты пешеходов.
Цель - сделать черным с различимой фактурой белый плащ пешехода. Детализиция фонарей не важна. Витрина желательна.
Итак: плащ белый, отражает примерно на 1-2 ступени больше, чем серая карта.
Поэтому, чтобы его сделать на снимке серым, нужно замерять по нему и сделать поправку +1...+2. Чтобы сделать его черным, но с деталями, надо сделеть поправку в минус -2....-3. Итого: нужен замер по плащу и поправка -1.
Или же замер по серой карте и поправка -2...-3.
Заодно можно посмотреть, как будут выглядеть витрины. Смотрим разницу в показаниях экспонометра по витринам и по плащу. К примеру +6. С учетом поправки -1 от среднесерого витрина отличается на 6-1=5 ступеней. Она будет в области передержек.
Если сделать поправку еще -2, то витрина будет видна с детялями (от серого отличается на 3 ступени), будут детали и на плаще -1-2= -3 ступени.
Итого если хотим еще и витрину, то надо сделать замер по плащу и дать поправку -3 или по серой карте и дать поправку -4..-5.
Re: Re: Re: Re: О замере экспозиции(+)
Че то я прочитал про плащ и витрины и не понял. Впечатление такое что к снимку придется готовиться минут 5-10. А чувак в плаще стоять что ли будет пока я на его плащ замеры сделаю? Как репортажно решить подобную проблему с коррекцией?
Из личного опыта я могу сказать, что использовать нужно общий замер по всему кадру, в котором быть должны как самые темные, так и самые светлые участки кадра, тогда и произойдет то самое усредненное значение с учетом всех плюсов и минусов в коррекции. Причем автоматически, ну если только не нужно к примеру получить заведомо детальное изображение в светах, с игнорированием теней, тогда выставить коррекцию в - 1 ступень и снимать себе. А то получилось что пока я так замеряю, потом так, потом по плащу, потом высчитаю коррекцию... чувак в плаще уйдет, а витрину кто нить загородит и пр.
Из личного опыта я могу сказать, что использовать нужно общий замер по всему кадру, в котором быть должны как самые темные, так и самые светлые участки кадра, тогда и произойдет то самое усредненное значение с учетом всех плюсов и минусов в коррекции. Причем автоматически, ну если только не нужно к примеру получить заведомо детальное изображение в светах, с игнорированием теней, тогда выставить коррекцию в - 1 ступень и снимать себе. А то получилось что пока я так замеряю, потом так, потом по плащу, потом высчитаю коррекцию... чувак в плаще уйдет, а витрину кто нить загородит и пр.
Re: Re: Re: Re: Re: О замере экспозиции(+)
А можно еще падающий свет померять. В этом случае, если объекты укладываются в диапазон яркостей отображаемых пленкой, все вообще ОК.
При неспешной съемке, например, пейзажной, как правило, так и делаю. Точкой промеряю сцену: небо, огблака, траву, лес и т.д. Если все попадает в широту пленки (для себя ее определяю, как пять ступеней - 3 выше среднесерого и 2 ниже), то ставлю среднюю экспозицию. Если же яркости объектов отличаются больше, чем на пять ступеней, ввожу поправку в + или в -, исходя из того, чем готов пожертвовать - тенями или светами.
Эти все рассуждения вышли из ч/б фотографии (зонная система Ансела Адамся) и к цветной могут применяться тоже в общем случае, тем более, что цв. пленка имеет большую широту, чем 5 ступеней, поэтому ошибки будут незаметны. Но, все же, если есть желание передать определенный цвет, сохранив всю возможную гамму его оттенков на объекте, то замер нужно делать по этому цвету и вводить поправку, учитывающую отношение этого цвета к среднесерому объекту.
Есть эмпирическая таблица этих поправок на сайте Нормана Корена http://www.normankoren.com/zonesystem.html
Проверял - работает :D
А вот метод по тыльной стороне руки очень приблизительный. Уж очень мы все разные и по цвету тоже. :)
При неспешной съемке, например, пейзажной, как правило, так и делаю. Точкой промеряю сцену: небо, огблака, траву, лес и т.д. Если все попадает в широту пленки (для себя ее определяю, как пять ступеней - 3 выше среднесерого и 2 ниже), то ставлю среднюю экспозицию. Если же яркости объектов отличаются больше, чем на пять ступеней, ввожу поправку в + или в -, исходя из того, чем готов пожертвовать - тенями или светами.
Эти все рассуждения вышли из ч/б фотографии (зонная система Ансела Адамся) и к цветной могут применяться тоже в общем случае, тем более, что цв. пленка имеет большую широту, чем 5 ступеней, поэтому ошибки будут незаметны. Но, все же, если есть желание передать определенный цвет, сохранив всю возможную гамму его оттенков на объекте, то замер нужно делать по этому цвету и вводить поправку, учитывающую отношение этого цвета к среднесерому объекту.
Есть эмпирическая таблица этих поправок на сайте Нормана Корена http://www.normankoren.com/zonesystem.html
Проверял - работает :D
А вот метод по тыльной стороне руки очень приблизительный. Уж очень мы все разные и по цвету тоже. :)
Re: Re: Re: Re: Re: О замере экспозиции(+)
от:RVR
Че то я прочитал про плащ и витрины и не понял. Впечатление такое что к снимку придется готовиться минут 5-10. А чувак в плаще стоять что ли будет пока я на его плащ замеры сделаю? Как репортажно решить подобную проблему с коррекцией?
Из личного опыта я могу сказать, что использовать нужно общий замер по всему кадру, в котором быть должны как самые темные, так и самые светлые участки кадра, тогда и произойдет то самое усредненное значение с учетом всех плюсов и минусов в коррекции. Причем автоматически, ну если только не нужно к примеру получить заведомо детальное изображение в светах, с игнорированием теней, тогда выставить коррекцию в - 1 ступень и снимать себе. А то получилось что пока я так замеряю, потом так, потом по плащу, потом высчитаю коррекцию... чувак в плаще уйдет, а витрину кто нить загородит и пр.Подробнее
Естественно, речь идет не о репортажной съемке. Если нужно снять сюжет быстро, то надо или снимать с эксповилкой или мерять точкой по примерно серому.
Но 100%-ной гарантии результата тоже, к сожалению, не будет.
Человек спрашивал, откуда вообще берутся поправки, как пользоваться серой картой. Сколько для этого потребуется времени и что в конкретной ситуации предпочтительнее: снять быстро или замерять точно - другой вопрос.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: О замере экспозиции(+)
Человек (это я, в смысле) благодарит всех писавших в этой теме и отправляется читать литературу и копить практический опыт. :)