дело в том, что в камерах А-серии имеется стандартный баг, связанный с шумной работой демпфера зеркала. баг несмертельный, т.к. работе камеры вроде не мешает, только надоедает повышенной шумностью. судя по англоязычным источникам, баг вызван повышенным износом детали из-за неудачной конструкции подшипника, что впрочем лечится его дополнительной смазкой. поискав по форуму, ничего полезного не нашел, поэтому полез в гугль.
демпфер расположен между батарейным отсеком и "зеркальной" шахтой.
на странице известного спеца по камерам Рика Олесона имеется иллюстрация, касающаяся камеры АЕ-1, которая сослужила мне плохую службу: по его иллюстрации я решил, что искомая деталь находится примерно посередине глубины шахты, что оказалось "не совсем так". но для владельцев АЕ-1 возможно будет полезны иллюстрации по разборке камеры.
с помощью форума по ремонту классических камер узнаем, что есть 2 варианта решения проблемы: "через верх" и "через низ".
нам понадобится удобная отвертка, желательно часовая крестовая, но я обошелся и плоской.
вариант 1. "через верх"
сначала снимаем верхнюю крышку с камеры. но перед этим для удобства отстегиваем задник камеры - чтобы не мешалась.
1. ручка обратной перемотки пленки сидит на резьбе - блокируем стержень из пленочного отсека камеры и скручиваем шляпку. ставим коррекцию экспозиции в 0, чувствительность скажем 100 и больше не крутим. отверткой сковыриваем стопорное кольцо, оно освобождает лимб, под ним - кольцевая шайбы. установки передаются на экспонометр через штырек, который входит в зацепление с отверстием в лимбе, если в процессе ремонта собьете штырек, при сборке его надо будет совместить. с этим узлом все.
2. переводим флажок рядом в положение, чтобы была видна белая точка (индикация в видоискателе включена). иначе погнем контакты на плате.
3. берем ластик/резинку или т.п. и скручиваем с торца ручки перевода пленки фиксирующий винт. винт освобождает ручку, поводки установки мультиэкспозиции и блокировки спуска, а также шайбы между ними. очень желательно сохранить порядок расположения шайб и прокладок между элементами (хотя они тоже разные по диаметру, как и поводки).
4. выкручиваем кнопку спуска. достаем саму кнопку, переключатель tv/av и в самом низу - штырек со шляпкой (можно перевернуть камеру и вытрясти его.
5. откручиваем слайдер блокировки колеса выдержек/диафрагм на передней стороне камеры. под ним есть маленький шарик - на потеряйте его! он по идее должен сидеть на жырной смазке и поэтому держаться на своем месте. дальше откручиваем 2 серебристых винтика, держащих пластиковую детальку между колесом и снимаем ее тоже.
6. откручиваем винты: сзади камеры 2 винта, по одному винту на каждом торце камеры. откручиваем ручку шторок видоискателя (винтик под крышкой с торца ручки). еще надо снять рамку вокруг байонета: 2 винта слева и справа, один в нижней части, один по центру сверху. под рамкой видим 2 последних винта, держащих верхнюю крышку.
7. нежно снимаем крышку. иногда красный светодиод может застревать в отверстии - нажмите на него сверху. pc-разъем от вспышки соединен пятисантиметровым проводком, можно его отпаять или аккуратно обращаться, чтобы не порвать.
8. теперь пожалуй самое главное. искомая деталюшка расположена в верхнем углу возле передней стенки лицевой панели. она даже не видна, но легко нащупывается.
лезть глубоко не надо, направьте кончик иголки как можно ближе к байонету, под большим углом, насколько позволяет плата:

дубль картинки
9. капаем 1-2 капли смазки. будет лучше, если соберете ручки перемотки пленки и кнопку спуска и порадуетесь приятному звуку затвора.
10. заодно при желании можем повыдувать пыль/почистить все пространство под крышкой.
11. все готово, можно собирать в обратном порядке.
вариант 2. "через низ"
за этот вариант стоит поблагодарить Aldo: http://www.aldo-net.com/Canon/
к сожалению, его фотографии получились темноватые, я их насколько можно подсветил в фотошопе.
итак, снимаем нижнюю крышку (2 винтика) и переворачиваем камеру байонетом от себя. берем иголку (она должна быть достаточно тонкой, одна была чуть толще и где-то застревала) и вставляем ее вертикально как показано на картинке, чуть левее (для нас, именно на этой картинке - правее) имеющейся перегородки.

дубль картинки
иголка проходит и упирается в шестерню:

дубль картинки
Внимание! здесь и дальше все картинки отражают процесс со стороны пленочного отсека, как будто мы сняли переднюю панель с байонетом, пленочной шахтой и механизмом привода зеркала.
после этого слегка подаем иголку назад вверх и прижимаем кончик иголки влево, чтобы обогнуть шестерню с левой стороны. как только это получилось иголка должна провалится еще глубже до упора:

дубль картинки
прямо под кончиком иглы на иллюстрации - наш злополучный демпфер (золотистого такого цвета). теперь смазка попадет прямо на него. на этой картинке видно, что он расположен вплотную к передней стенке.
после операции достаем иголку, собираем все на место и радуемся камере.
плюс второго метода - оперативность, однако если у вас стандартная иголка, то в первом варианте смазка ляжет более точно. плюс заодно проверите/почистите внутренности камеры, и удивитесь куче электроники внутри 30-летней камеры.
общее для обоих методов:
смазки надо немного! если набухать больше 2-3 капель, то есть вероятность попадания ее куда не надо: на пластиковые шестерни, на шторки и механизм замедлителя шторки.
чем смазывать: я использовал обычное машинное масло, в частности, с учетом приближающейся зимы. вд-40 лучше не использовать.
по отзывам, такой операции хватает как минимум на 2 года. в дальнейшем если понадобится думаю пользоваться вторым методом как более оперативным и простым.
материалы:
http://www.mir.com.my/rb/photography/companies/canon/fdresources/SLRs/index.htm - общая информация по серии
http://canonfd.com/a1service/a1service.pdf - сервис-мануал на A-1
http://rick_oleson.tripod.com/index-157.html - страница с набросками Рика Олесона
http://www.kyphoto.com/classics/forum/messages/6900/4525.html?1118456295
http://www.kyphoto.com/classics/forum/messages/6900/4800.html?1121620031
здесь обсуждение бага и полезная инструкция Glenn Middleton по поводу правильной разборки камеры.
http://www.aldo-net.com/Canon/ - самый полезный сайт, отсюда взяты иллюстрации (на немецком, рекомендую пользоваться переводом гугла на английский, транслейт.ру же выдал мерзкий бред).
корректировки, подсказки, отзывы - приветствуются!
