Контрастность и экспоширота.

Всего 23 сообщ. | Показаны 1 - 20
[quote:13b34c79cf="Teddy_Bear"][quote:13b34c79cf="Дима 2"]Насколько я понимаю, чем меньше контрастность, тем больше экспоширота?[/quote:13b34c79cf]
В общем случае - да. Но бывают исключения: например, при низком коэф-те контрастности (тангенс угла наклона ХК) материал имеет высокую вуаль, или малую максимальную плотность почернения, в результате чего и контраст будет низким, и фотоширота небольшой. Этого легко можно добиться при нестандартной или некачественной проявке пленки.
С другой стороны, большинство позитивных пленок, в отличии от негативных, имеет коэффициент контрастности выше 1. Лучшие из этих пленок могут передать достаточно большой диапазон яркостей - до 1000:1 (3.0D), при этом динамический диапазон (плотность почернения) может достигать 3.5-4.0D (до 10000:1). Получается и фотоширота хорошая, и контраст высокий.
Если говорить о ПЗС - коэф-т контрастности у самих матриц тождественно равен 1 в диапазоне рабочих значений (удвоение количества фотонов вызывает удвоение количества фотоэлектронов), то есть, ХК собственно ПЗС матрицы линейна (за исключением области слабого сигнала, где существенен вклад тепловых шумов и шумов переноса, являющихся аналогом вуали). Однако в разных камерах используются разные тоновые кривые, преднамеренно искажающие линейную ХК матрицы для компенсации нелинейности устройств вывода (гамма-коррекция) и придания ХК формы, близкой к пленочной (S-образная кривая, или "цифровая вспышка").[/quote:13b34c79cf]

А какой, кстати, квантовый выход у лучших любительских образцов ПЗС и КМОП матриц?
[quote:b8e7de6725="Teddy_Bear"]У ПЗС без фильтров до 0.5-0.6, с фильтрами (Bayer pattern) - до 0.3-0.35. Для КМОП немного меньше, так как часть ячейки занята схемами предусилителя, хотя микролинзы и технология "active pixel", как обещают разработчики, позволяют достигать 0.5 для ч/б.
У пленки квантовая эффективность обычно считается равной нескольким (1..3) процентам.
Для истонченных матриц с освещением со стороны подложки (где нет полупрозрачных контактов и можно использовать 100% площади) может превышать 0.9 в некотором диапазоне длин волн (применяются в основном в астрономии)..[/quote:b8e7de6725]

Про спец. матрицы кое-что знаю. Сам астроном. Что касается любительских, то несколько удивлен столь высокими значниями.
Терминология?
[quote:f4a4798e4a="Teddy_Bear"][quote:f4a4798e4a="Дима 2"]Насколько я понимаю, чем меньше контрастность, тем больше экспоширота?[/quote:f4a4798e4a]
<..>
В общем случае - да. Но бывают исключения: например, при низком коэф-те контрастности (тангенс угла наклона ХК) материал имеет высокую вуаль, или малую максимальную плотность почернения, в результате чего и контраст будет низким, и фотоширота небольшой. <...>[/quote:f4a4798e4a]

По-моему имеет место терминологическая путаница.

По смыслу ответа Teddy_Bear под широтой понимает диапазон плотностей почернения (иначе прямой связи с наклоном ХК не было бы), т.е. [b:f4a4798e4a]выход[/b:f4a4798e4a], а не [b:f4a4798e4a]вход[/b:f4a4798e4a] системы "пленка".

Пожалуйста поправьте меня, если я не прав, но эспоширота -- это ширина [b:f4a4798e4a]входа[/b:f4a4798e4a] системы (максимальный диапазон яркостей снимаемой сцены, который передается почти без искажений).

Если принимаем мою трактовку, то ответ на исходный вопрос будет отрицательным: нет прямой связи между контрастностью и экспоширотой.

Можно, конечно, проявить пленку до такой контрастности, что диапазон плотностей почерения (выход системы "пленка") на всей той постоянной экспошироте будет так велик, что не влезет ни в какую бумагу (экспошироту бумаги), и для прямой печати эффект будет такой, как будто экспоширота пленки сузилась, --- но это другой вопрос. В исходном вопросе спрашивается только про пленку, без всякого упоминания следующих шагов.
Re: Терминология?
to Teddy_Bear (если последний Гость -- это он).

Про терминологию. Раз мы оба под экспоширотой понимаем диапазон входа, то вопрос снимается, с терминами недоразумений нет.

Почему я решил, что Вы перепутали экспошироту с дин.диапазоном --- потому что в ответе фигурируют контрастность и дин. диапазон. По-моему, они не имею никакого отношения к фотошироте.

Экспоширота есть свойство фотоматериала, не зависящее от режима проявления. Проявить можно до разной контрастности (разный наклон ХК, [b:f74b913034]но сама ХК определена все на той же области, на той же экспошироте[/b:f74b913034]). Разные наклоны ХК разумеется приводят к разными диапазонам на выходе (дин.диапазон), но это уже к вопрому не относится.

Т.е. либо Вы не согласны с тем, что, как бы мы не проявляли пленку, ХК определена всё на той же экспошироте, либо разговор про контрастность и дин.диапазон был лишний. Я не прав?

[i:f74b913034]--- Насколько я понимаю, чем меньше контрастность, тем больше экспоширота?
--- В общем случае - да. [/i:f74b913034]

Я бы сказал (и уже сказал), что просто нет.

Про высокую вуаль.
Действительно, вуаль поедает детали в тенях; точка "начала" ХК (в кавычках потому что нет строго точечного начала) как бы перемещается по кривой вправо, т.е. и экспоширота несколько сужается, и дин. диапазон тоже. Но это смещение очень мало по сравнению с исходными диапазонами (и по оси X по сравнению со всей экспоширотой, и по оси Y по сравнению со всем дин. диапазоном), и автор вопроса вряд ли имел в виду такие тонкости. Чтобы сделать такое вуальное сужение дин. диапазона сравнимым со всем дин. диапазоном (Y), надо проявить пленку до очень низкого контраста и при этом добиться очень большой вуали --- задача не из легких; при сокращенном проявлении вуаль тоже сокращается, по кр. мере химическая вуаль. А вуальное сужение экспошироты (X), сравнимое со всей экспоширотой --- по-моему вообще безнадежная задача.

Т.е. куда ни кинь -- всюду экспоширота примерно одна и та же.

Не согласны?
Насколько я понимаю, коэффициент контрастности tg(f)=динамический диапазон (выход) / экспоширота (вход).
Если динамический диапазон один и тот же, то, получается коэффициент контрастности обратно пропорционален экспошироте.
[quote:c9646154f7="3MeeBuK"]Насколько я понимаю, коэффициент контрастности tg(f)=динамический диапазон (выход) / экспоширота (вход).
Если динамический диапазон один и тот же, то, получается коэффициент контрастности обратно пропорционален экспошироте.[/quote:c9646154f7]

Точно.
А если экспоширота постоянна, то дин. диапазон прямо пропорционален коеффициенту контрастности.

Вопрос в том, [b:c9646154f7]что [/b:c9646154f7]постоянно.
По крайней мере для пленок (вопрос был о пленках).
[quote:5acf481711="WAn"][quote:5acf481711="3MeeBuK"]Насколько я понимаю, коэффициент контрастности tg(f)=динамический диапазон (выход) / экспоширота (вход).
Если динамический диапазон один и тот же, то, получается коэффициент контрастности обратно пропорционален экспошироте.[/quote:5acf481711]

Точно.
А если экспоширота постоянна, то дин. диапазон прямо пропорционален коеффициенту контрастности.

Вопрос в том, [b:5acf481711]что [/b:5acf481711]постоянно.
По крайней мере для пленок (вопрос был о пленках).[/quote:5acf481711]

Согласен. Но все же, скорее всего, в меньших пределах меняется динамический диапазон (по крайней мере при сравнении, например, пленок разной чувствительности одной серии одного производителя).
[quote:cba505e0ed="3MeeBuK"]
<..>
Согласен. Но все же, скорее всего, в меньших пределах меняется динамический диапазон (по крайней мере при сравнении, например, пленок разной чувствительности одной серии одного производителя).[/quote:cba505e0ed]

О, нет!
Возьмите пару Delta 100 и снимите сцену в 13-15 ступеней яркости. Одну пленку проявляйте 7 мин, другую 15 мин (D76, XTOL, Rodinal... -- что угодно). Нелинейность у обоих начнется где-то после 12-13 ступени, т.е. экспоширота практически та же, а вот разница в максимальном почернении будет будь здоров! Вуаль тоже будет различаться, но несильно.
[quote:cdb8b75ffd="WAn"][quote:cdb8b75ffd="3MeeBuK"]
<..>
Согласен. Но все же, скорее всего, в меньших пределах меняется динамический диапазон (по крайней мере при сравнении, например, пленок разной чувствительности одной серии одного производителя).[/quote:cdb8b75ffd]

О, нет!
Возьмите пару Delta 100 и снимите сцену в 13-15 ступеней яркости. Одну пленку проявляйте 7 мин, другую 15 мин (D76, XTOL, Rodinal... -- что угодно). Нелинейность у обоих начнется где-то после 12-13 ступени, т.е. экспоширота практически та же, а вот разница в максимальном почернении будет будь здоров! Вуаль тоже будет различаться, но несильно.[/quote:cdb8b75ffd]

Может быть, я специально этот вопрос не изучал.
Re: Контрастность и экспоширота.
[quote:38a859b091="33Ok"]<..>
для одного и того же фотоматериала (если, скажем, контрастность регулировать проявлением) чем больше контрастность, тем меньше широта. Потому что предельные плотности фотоматериала при бОльшей контрастности будут достигнуты на меньших яркостях объекта.[/quote:38a859b091]

Т.е. 33Ok тоже считает, что существует такая штука, как предельная плотность фотоматериала, вернее, что она всегда достигается, а стало быть [b:38a859b091]дин.диапазон = const[/b:38a859b091], а [b:38a859b091]экспоширота меняется[/b:38a859b091], в зависимости от угла наклона кривой.

Счет не в мою пользу, но продолжаю утверждать, что экспоширота не меняется, а меняются максимальные почернения в зависимости от наклона кривой (что целиком определяется режимом проявления).
Re: Контрастность и экспоширота.
[quote:08f87831c7="ДмитрйД"]<..>Интересно, какую контрастность подразумевал Дмитрий (то, что запутало WAn'a) - оригинала (разность опт. плотностей наиболее светлой и темной деталей объекта) или воспроизведения фотоматериала(отношения разности опт. плотности каких-нить деталей "в жизни" и на пленке). <..>[/quote:08f87831c7]

А интересное замечание.
Я понимал и употреблял слово контрастность только как характеристику фотоматериала (при данной обработке), -- как наклон ХК. Но ведь существуют обиходные выражения вроде "уж очень контрастная сцена", т.е. слово "контрастный" иногда употребляют в смысле "обладающий большим диапазоном яркостей". Это может изменить смысл вопроса.

Дима_2, ау! Что под контрастностью-то подразумевали?

Можно, кстати, пойти еще дальше :) Если под экспоширотой понимать [b:08f87831c7]запас для ошибки в экспозиции [/b:08f87831c7](наши англоговорящие друзья иногда используют термин latitude именно в таком смысле), то исходный вопрос

"чем меньше контрастность, тем больше экспоширота"

будет звучать как

"чем меньше диапазон яркости снимаемой сцены, тем больший простор в выборе экспозиции"

что уже верно, если ошибаться в основном разрешено в бОльшую сторону.

Дима 2, разъяснения требуются!
А то вместо ответов займемся трактовками вопроса!
Re: Контрастность и экспоширота.
[quote:2368d31c1c="33Ok"]
<..>
Ваша ошибка состоит в том, что Вы рассматриваете несопоставимые режимы обработки пленки.[/quote:2368d31c1c]

Я бы предложил менять только время проявления, как в примере выше. Продолжаю утверждать, что каков бы ни был диапазон яркости сцены, при 7-минутной проявке Dmax будет намного меньше, чем Dmax при 15-минутной.

Почему же эти режимы несопоставимые?

Но в Вашем сообщении есть одно любопытное выражение: "при проявлении до конца", т.е. изначально ставится цель проявить ВСЁ экспонированное серебро, какой бы проявитель ни пришлось для этого использовать.
Не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Проявка "до конца" (до gamma-infinity) в обычной фото-практике не применяется; посмотрите на семейства ХК на сайтах Kodak, Ilford и т.д. -- вот нормальные рабочие варианты.
2 33Ok
А что подразумеваете под проявителями, которыми невозможно перепроявить.... двухрасстворные?.... или какие....?
Хочу вот тут посмотреть на работу Д23.... уж больно мне его расхваливал наш завлаб....
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта