Доброе время суток всем !
Такой вопрос: контраст сцены - это данность, с которой нужно смириться, или переменная, на которую можно воздействовать ? Можно ли повысить / понизить контраст снимка как-либо ?
Имеется ввиду наиболее типичный случай - съемка "в поле", не в студии, из вспомогательного освещения есть только вспышка на камере.
Понятно, что в ряде случаев контраст можно понизить:
- если есть блики от поляризованного света (например, отражения от воды или стекла), то поляризатором можно их устранить
- если в кадре много светлого неба, то можно взять градуированный фильтр и наложить его на небо
- при съемке в контровом свете можно подсветить объект вспышкой, или отыскать естественный светлый экран для той же цели
Ну а что делать, если сцена ни под один из этих случаев не подпадает, или вспышку использовать нельзя или не хочется, а контраст понизить надо, и полутона хочется помягче ?..
А что делать, если контраст хочется наоборот повысить ?.. (ни одного способа не знаю...)
... Да, конечно, забыл совсем: всегда остается старый добрый Фотошоп, верный друг современного фотолюбителя. Но если все же хочется обойтись без цифровых крайностей ?..
Если здесь или еще где-то была такая тема, то киньте ссылку плз.
Заранее спасибо всем за ответы !
Контраст: данность или переменная ?..
Всего 16 сообщ.
|
Показаны 1 - 16
Контраст: данность или переменная ?..
бленда - способ повысить контраст на плохочерненых объективах.
Teddy_Bear, Александр В - спасибо за Ваши комментарии :)
[quote:261aa9a9cb]Контраст на светочувствительном слое всегда меньше, чем контраст объекта по причине светорассеяния в объективе и в самой камере.
Поэтому понизить контраст легко: достаточно поставить плохо черненый внутри отечественный объектив, чуть послабее будет действовать диффузный или софт-фильтр, или просто грязная передняя линза. [/quote:261aa9a9cb]
Мысль насчет преднамеренного повышения светорассеяния в принципе интересная, НО ...
Во-первых, специально в дополнение к качественной "родной" оптике таскать с собой некачественную (в обсуждаемом смысле!) отечественную - ну, все же мы не в спецназ готовимся, чтоб с полной выкладкой и рюкзаком железа !.. Не говоря уже об оперативности такого "перевинчивания" и потеряного функционала самой "тушки" в этом случае. Во-вторых, по-моему, понижение контраста через рассеяние, тем паче достигнутое путем намеренного одевания грязного фильтра (ну не на линзу же, в самом-то деле, грязь лепить!), выразится еще и в том, что грязь может стать просто видна на снимке (или, как минимум, понизит резкость), а цвета станут блеклыми и "грязными", чего не хотелось бы по понятным причинам ...
Использование нейтральных фильтров и им подобных - по-моему, тоже не выход, потому что они в равной степени будут ослаблять и света, и тени, а стало быть, отношение их яркостей (т.е. контраст) не изменится. Или я ошибаюсь ?..
[quote:261aa9a9cb]... Или Вы хотели сделать контраст изображения, спроецированного на пленку, выше контраста сцены?[/quote:261aa9a9cb]
Да, именно это я имел ввиду, мне следовало выразиться яснее.
[quote:261aa9a9cb] ...поэтому нужно заранее определиться с будущим способом изменения контраста при проявлении и экспонировать пленку соответственоо для пуш- или пул-процесса.[/quote:261aa9a9cb]
Если не сложно, можно об этом по-подробнее? - к сожалению я пока слабо владею этой темой (недо/переэкспонирование + коррекция на стадии проявки, пуш/пул процессы)... или ссылку кинуть на доступный мануал
[quote:261aa9a9cb]Кстати, используя поляризатор по своему прямому назначению - для гашения отражений, вы повышаете контраст объекта, а не понижаете его (попробуйте снимать хорошо освещенную со стороны камеры витрину с поляризатором и без него).[/quote:261aa9a9cb]
Непременно попробую.
Но рассуждая чисто теоретически, не могу с Вами согласиться: грубо говоря, линейный (для простоты) поляризатор отсекает половину всех лучей для всего кадра просто в силу физики явления поляризации; для участков же, излучающих в кадр поляризованный свет, он отсекает его целиком, т.е. на отпечатке этот участок получится либо совсем темным, либо, если есть еще неполяризованная составляющая (как, например, для витрины, если она освещена еще и изнутри), проработанным пропорционально силе этой неполяризованной составляющей.
В любом случае, яркость никакого участка кадра не может повыситься при использовании поляризатора, а значит - контраст тоже не может повыситься.
Если в моих рассуждениях есть ошибка - пожалуйста укажите мне ее, заранее благодарен ! :o
[quote:261aa9a9cb]Контраст на светочувствительном слое всегда меньше, чем контраст объекта по причине светорассеяния в объективе и в самой камере.
Поэтому понизить контраст легко: достаточно поставить плохо черненый внутри отечественный объектив, чуть послабее будет действовать диффузный или софт-фильтр, или просто грязная передняя линза. [/quote:261aa9a9cb]
Мысль насчет преднамеренного повышения светорассеяния в принципе интересная, НО ...
Во-первых, специально в дополнение к качественной "родной" оптике таскать с собой некачественную (в обсуждаемом смысле!) отечественную - ну, все же мы не в спецназ готовимся, чтоб с полной выкладкой и рюкзаком железа !.. Не говоря уже об оперативности такого "перевинчивания" и потеряного функционала самой "тушки" в этом случае. Во-вторых, по-моему, понижение контраста через рассеяние, тем паче достигнутое путем намеренного одевания грязного фильтра (ну не на линзу же, в самом-то деле, грязь лепить!), выразится еще и в том, что грязь может стать просто видна на снимке (или, как минимум, понизит резкость), а цвета станут блеклыми и "грязными", чего не хотелось бы по понятным причинам ...
Использование нейтральных фильтров и им подобных - по-моему, тоже не выход, потому что они в равной степени будут ослаблять и света, и тени, а стало быть, отношение их яркостей (т.е. контраст) не изменится. Или я ошибаюсь ?..
[quote:261aa9a9cb]... Или Вы хотели сделать контраст изображения, спроецированного на пленку, выше контраста сцены?[/quote:261aa9a9cb]
Да, именно это я имел ввиду, мне следовало выразиться яснее.
[quote:261aa9a9cb] ...поэтому нужно заранее определиться с будущим способом изменения контраста при проявлении и экспонировать пленку соответственоо для пуш- или пул-процесса.[/quote:261aa9a9cb]
Если не сложно, можно об этом по-подробнее? - к сожалению я пока слабо владею этой темой (недо/переэкспонирование + коррекция на стадии проявки, пуш/пул процессы)... или ссылку кинуть на доступный мануал
[quote:261aa9a9cb]Кстати, используя поляризатор по своему прямому назначению - для гашения отражений, вы повышаете контраст объекта, а не понижаете его (попробуйте снимать хорошо освещенную со стороны камеры витрину с поляризатором и без него).[/quote:261aa9a9cb]
Непременно попробую.
Но рассуждая чисто теоретически, не могу с Вами согласиться: грубо говоря, линейный (для простоты) поляризатор отсекает половину всех лучей для всего кадра просто в силу физики явления поляризации; для участков же, излучающих в кадр поляризованный свет, он отсекает его целиком, т.е. на отпечатке этот участок получится либо совсем темным, либо, если есть еще неполяризованная составляющая (как, например, для витрины, если она освещена еще и изнутри), проработанным пропорционально силе этой неполяризованной составляющей.
В любом случае, яркость никакого участка кадра не может повыситься при использовании поляризатора, а значит - контраст тоже не может повыситься.
Если в моих рассуждениях есть ошибка - пожалуйста укажите мне ее, заранее благодарен ! :o
[quote:9402765a8e="LukAnt"]
Но рассуждая чисто теоретически, не могу с Вами согласиться: грубо говоря, линейный (для простоты) поляризатор отсекает половину всех лучей для всего кадра просто в силу физики явления поляризации; для участков же, излучающих в кадр поляризованный свет, он отсекает его целиком, т.е. на отпечатке этот участок получится либо совсем темным, либо, если есть еще неполяризованная составляющая (как, например, для витрины, если она освещена еще и изнутри), проработанным пропорционально силе этой неполяризованной составляющей.
В любом случае, яркость никакого участка кадра не может повыситься при использовании поляризатора, а значит - контраст тоже не может повыситься.
Если в моих рассуждениях есть ошибка - пожалуйста укажите мне ее, заранее благодарен ! :o[/quote:9402765a8e]
Ошибка не в рассуждениях. Сами рассуждения являются ошибкой. Если бы все фотографы так рассуждали, не было бы создано ни одного гениального снимка. Вы можете себе представить Картье-Брессона, который "управляет контрастом сцены"?
Любой опытный фотохудожник Вам скажет, что любой хороший снимок, особенно, если это пейзаж, доводится после съемки.
В процессе съемки это просто невозможно сделать.
Человек не в состоянии на 100 процентов предвидеть, как будет передана реальная сцена на снимке.
Если же Вы будете заниматься "вычислениями" во время съемки, то НИКОГДА не сделаете хороший снимок, поскольку в Ваших работах будет только арифметика и не будет души.
Нужно лишь стараться сделать технически правильный снимок - поставить верную экспозицию, подобрав предварительно подходящую по контрасту пленку и при необходимости - поставив фильтр. Все остальное делается в процессе печати. И не слушайте советов умельцев по поводу пуш-пула - это экстрим, который нужен в крайне редких ситуациях.
Фотография - тот же секс: удовольствие получает тот, кто отключает голову.
Нужны только моторные навыки, которые приобретаются с опытом (в фотографии, в сексе они даются нам от природы).
Но рассуждая чисто теоретически, не могу с Вами согласиться: грубо говоря, линейный (для простоты) поляризатор отсекает половину всех лучей для всего кадра просто в силу физики явления поляризации; для участков же, излучающих в кадр поляризованный свет, он отсекает его целиком, т.е. на отпечатке этот участок получится либо совсем темным, либо, если есть еще неполяризованная составляющая (как, например, для витрины, если она освещена еще и изнутри), проработанным пропорционально силе этой неполяризованной составляющей.
В любом случае, яркость никакого участка кадра не может повыситься при использовании поляризатора, а значит - контраст тоже не может повыситься.
Если в моих рассуждениях есть ошибка - пожалуйста укажите мне ее, заранее благодарен ! :o[/quote:9402765a8e]
Ошибка не в рассуждениях. Сами рассуждения являются ошибкой. Если бы все фотографы так рассуждали, не было бы создано ни одного гениального снимка. Вы можете себе представить Картье-Брессона, который "управляет контрастом сцены"?
Любой опытный фотохудожник Вам скажет, что любой хороший снимок, особенно, если это пейзаж, доводится после съемки.
В процессе съемки это просто невозможно сделать.
Человек не в состоянии на 100 процентов предвидеть, как будет передана реальная сцена на снимке.
Если же Вы будете заниматься "вычислениями" во время съемки, то НИКОГДА не сделаете хороший снимок, поскольку в Ваших работах будет только арифметика и не будет души.
Нужно лишь стараться сделать технически правильный снимок - поставить верную экспозицию, подобрав предварительно подходящую по контрасту пленку и при необходимости - поставив фильтр. Все остальное делается в процессе печати. И не слушайте советов умельцев по поводу пуш-пула - это экстрим, который нужен в крайне редких ситуациях.
Фотография - тот же секс: удовольствие получает тот, кто отключает голову.
Нужны только моторные навыки, которые приобретаются с опытом (в фотографии, в сексе они даются нам от природы).
А не добавить ли вуали ?
Здесь где-то недавно обсуждалась технология съемки на слегка засвеченную пленку. Если мне изменяет память контраст в светах уменьшается, а тени могут проработаться лучше. Для этого рекомендуется использовать повторное экспонирование кадра через белую матовую крышку на объективе. Экспозиция этой засветки 10-15% от показаний TTL экспонометра, т.е. на 3-4 ступени в минус. Такую засветку можно выполнять как перед основной съемкой, так и после, разницы быть не должно.
2 Teddy_Bear - спасибо за пояснения !
2 Alec94 - способ интересный, попробую ... Но, если мне не изменяет память, в том обсуждении резюме было такое, что для современных материалов сия методика не актуальна и не очень надежна ...
2 DL - у Вас интересное мнение, но какое-то внутренне противоречивое ...
Собственно, мой вопрос и касается _техники_ съемки, позволяющей мне получить не просто технически правильный снимок (читай - заготовку), а снимок, с самого начала направленный на реализацию конкретного замысла и облегчающий достижение оного на последующих этапах - а зачем еще нужна верно выбранная и реализованная техника снимка, которую, как я понял, Вы и называете "моторными навыками" ?.. Вы же сами говорите:
[quote:23212efec0]...сделать технически правильный снимок - поставить верную экспозицию, подобрав предварительно подходящую по контрасту пленку и при необходимости - поставив фильтр[/quote:23212efec0]
Т.е. Вы идете "в поле", видите реальную сцену, и снимаете "технически грамотно" _в_соответствии_с_вашим_замыслом_(!), т.е. (например) ставите голубой фильтр чтобы подчеркнуть дымку, конверсионный или цветной фильтр для придания нужного по замыслу оттенка, контролируете глубину резкости, и прочая и прочая, и лишь потом нажимаете на спуск. Возможно, Вы уже можете позволить себе "отключить голову" и пользоваться наработанной "моторикой" - но все равно Вы сделаете все это, и многое другое. А Вы сами можете себе представить того же Картье-Брессона, который, "отключив голову", выходит "в поле", не задумываясь снимает все на полном автомате навороченной профессиональной камеры, а потом в студии "дорабатывает напильником" свою "технически грамотную заготовку" ?!..
Мой вопрос контроля контраста совершенно из той же серии, что и контроль цвета и композиции (кстати, напрямую касается СВЕТА - одного из трех китов художественной фотографии), т.к. контраст - это такой же художественный и выразительный элемент снимка, часть общего замысла. И если я заранее вижу, что снимок выиграет от повышения контраста точно так же, как и от "охлаждения цвета", то естественно я захочу сразу получить нужный контраст так же, как и нужный тон при помощи светофильтра.
2 Alec94 - способ интересный, попробую ... Но, если мне не изменяет память, в том обсуждении резюме было такое, что для современных материалов сия методика не актуальна и не очень надежна ...
2 DL - у Вас интересное мнение, но какое-то внутренне противоречивое ...
Собственно, мой вопрос и касается _техники_ съемки, позволяющей мне получить не просто технически правильный снимок (читай - заготовку), а снимок, с самого начала направленный на реализацию конкретного замысла и облегчающий достижение оного на последующих этапах - а зачем еще нужна верно выбранная и реализованная техника снимка, которую, как я понял, Вы и называете "моторными навыками" ?.. Вы же сами говорите:
[quote:23212efec0]...сделать технически правильный снимок - поставить верную экспозицию, подобрав предварительно подходящую по контрасту пленку и при необходимости - поставив фильтр[/quote:23212efec0]
Т.е. Вы идете "в поле", видите реальную сцену, и снимаете "технически грамотно" _в_соответствии_с_вашим_замыслом_(!), т.е. (например) ставите голубой фильтр чтобы подчеркнуть дымку, конверсионный или цветной фильтр для придания нужного по замыслу оттенка, контролируете глубину резкости, и прочая и прочая, и лишь потом нажимаете на спуск. Возможно, Вы уже можете позволить себе "отключить голову" и пользоваться наработанной "моторикой" - но все равно Вы сделаете все это, и многое другое. А Вы сами можете себе представить того же Картье-Брессона, который, "отключив голову", выходит "в поле", не задумываясь снимает все на полном автомате навороченной профессиональной камеры, а потом в студии "дорабатывает напильником" свою "технически грамотную заготовку" ?!..
Мой вопрос контроля контраста совершенно из той же серии, что и контроль цвета и композиции (кстати, напрямую касается СВЕТА - одного из трех китов художественной фотографии), т.к. контраст - это такой же художественный и выразительный элемент снимка, часть общего замысла. И если я заранее вижу, что снимок выиграет от повышения контраста точно так же, как и от "охлаждения цвета", то естественно я захочу сразу получить нужный контраст так же, как и нужный тон при помощи светофильтра.
Re: Контраст: данность или переменная ?..
Для смягчения контраста снимка можно брать менее контрастную пленку, например, вместо Fuji Superia 100 - > Kodak Supra или еще какие.
Re: Контраст: данность или переменная ?..
[quote:13e311f1ac="LukAnt"]<...>Ну а что делать, если сцена ни под один из этих случаев не подпадает, или вспышку использовать нельзя или не хочется, а контраст понизить надо, и полутона хочется помягче ?..
<..>[/quote:13e311f1ac]
Тогда pull-process: переэкспонировать и недопроявить.
Для цветной негативной спокойно можно переээкспонировать на 1-2 ступени, и заказать в лабе pull на эти же 1 или 2 ступени.
Для цветной слайдовой pull больше, чем на 1 ступень уже опасно, но попробовать можно.
P.S.1
Контраст цветных пленок точно так же управляем временем первого проявления, как и черно-белых, только в меньших пределах (при попытках сделать больший pull, чем позволяет данная пленка, происходи разбалансировка цветов).
P.S.2
Имитирование паразитной засветки несколько увеличивает широту экспозиции в сторону теней (только теней!), но цена этому -- приличное падение контраста в этих самых тенях.
См. http://club.foto.ru/phpbb2/viewtopic.php?t=56019&postdays=0&postorder=asc&start=0
Дело вкуса, конечно, но когда-нибудь смотрели на мир сквозь не очень хорошо мытое окно, на которое еще снаружи сбоку падает солнечный свет? -- При избыточной подсветке выглядет все примерно так же.
<..>[/quote:13e311f1ac]
Тогда pull-process: переэкспонировать и недопроявить.
Для цветной негативной спокойно можно переээкспонировать на 1-2 ступени, и заказать в лабе pull на эти же 1 или 2 ступени.
Для цветной слайдовой pull больше, чем на 1 ступень уже опасно, но попробовать можно.
P.S.1
Контраст цветных пленок точно так же управляем временем первого проявления, как и черно-белых, только в меньших пределах (при попытках сделать больший pull, чем позволяет данная пленка, происходи разбалансировка цветов).
P.S.2
Имитирование паразитной засветки несколько увеличивает широту экспозиции в сторону теней (только теней!), но цена этому -- приличное падение контраста в этих самых тенях.
См. http://club.foto.ru/phpbb2/viewtopic.php?t=56019&postdays=0&postorder=asc&start=0
Дело вкуса, конечно, но когда-нибудь смотрели на мир сквозь не очень хорошо мытое окно, на которое еще снаружи сбоку падает солнечный свет? -- При избыточной подсветке выглядет все примерно так же.
Попробуйте малоконтрастную плёнку - скажем, если взять для примера слайды Velvia и Sensia, то первая настолько контрастнее второй, что в одной и той же сцене не проработает глубокие тени.
Насчёт малоконтрастного негатива сказать не берусь - но, наверное, это должно быть что-то портретное.
Насчёт малоконтрастного негатива сказать не берусь - но, наверное, это должно быть что-то портретное.
AndY, мы уже как-то бодались на эту тему (не буду ссылку искать), и каждый остался при своем. Предлагаю не продолжать спор здесь, а просто зафиксировать различие во мнениях.
[quote:1d8b57669f="'AndY'"]
хорошо, давайте фиксанем. у меня тмакс фиксаж любимый а у вас ?[/quote:1d8b57669f]
А у меня Ilford Hypam. Но против TMax ничего не имею.
хорошо, давайте фиксанем. у меня тмакс фиксаж любимый а у вас ?[/quote:1d8b57669f]
А у меня Ilford Hypam. Но против TMax ничего не имею.