How to? Фотоувеличитель.

Всего 44 сообщ. | Показаны 1 - 20
How to? Фотоувеличитель.
Добрый вечер дорогие форумчане :)


Есть пару вопросов которые не понятны, которые касаются немного общей практики и частного случая.

Дано: KROKUS - 4.
Брал с рук, комплектность вроде бы полная но смущает одно. Дифузорное (?) стекло ( выглядит как большая оптическая система весом грамм 600 с 3мя линзами внутри). Собственно она как я понимаю служит для сосредоточения рассеянного света на 1й точке, в данном случае на кадре?
Она просто как то внутри увеличителя странно ставится, нет креплений (или я их не нашел) и это устройство там шатается.

Так же почитав "теорию" совсем запутался
Есть так же матовое стекло. Они должны использоваться в месте или раздельно? ПО идее же матовое стекло оно наоборот как бы равномерно рассеивает свет, а не фокусирует в 1й точке его?

И еще маленький вопрос, как измерять выдержу + диафрагму - ума не приложу :?: Все время только пленку проявлял, а теперь решил печатать, думал все проще :))

Так же есть 2 объектива 55 и 105 (вроде), один для "узкой" другой для "широкой" пленки?

Спасибо огромное, что прочли эту стену бестолковых вопросов, надеюсь, что тут я получу некое разъеснение происходящего :)

С уважением, Павел.

PS С новым годом!!!
Re[PaulB]:
3 больших линзы - это конденсатор. У меня тоже стоит Крокурс-4, поэтому скажу что 2 из них кладутся в яму, 3е в круглую рамку, которая накручивается на те сверху и держит всю систему.

Матовое стекло рассеивает свет - для Крокуса - обязательно!

Диафрагму делаете меньше - получаете меньше света, больше резкость, обычно люди и печатают на дырке 8-11. Выдержка для каждого снимка подбирается отдельно, опытным путём.

Объектив 55мм - для узкой, 105 для среднего формата. Но если они родные - лучше найдите замену. О них очень плохо отзываются. Если будете с них печатать - только расстроитесь.
Re[PaulB]:
Цитата:
от: PaulB
как измерять выдержу + диафрагму - ума не приложу
Ступенчатой пробой. Описано, например, тут.
Re[PMx]:
Цитата:
от: PMx
3 больших линзы - это конденсатор.


Хм, у меня Krokus Color 4SL и там всего две плоско-выпуклых линзы, так и должно быть?
Re[Sander_Z]:
Цитата:
от: Sander_Z
Хм, у меня Krokus Color 4SL и там всего две плоско-выпуклых линзы, так и должно быть?


В Krokus Color 4SL там всего две плоско-выпуклых линзы,- так и должно быть!!!
Re[МаКСим]:
Цитата:
от: МаКСим
В Krokus Color 4SL там всего две плоско-выпуклых линзы,- так и должно быть!!!

Взял отвёртку - открыл Крокус - 3 линзы. Возможно у меня не SL, но точно 4 Color (наклейки нет).
Re[PMx]:
Цитата:
от: PMx
Взял отвёртку - открыл Крокус - 3 линзы. Возможно у меня не SL, но точно 4 Color (наклейки нет).

Скорее всего у Вас не Krokus Color 4SL - а просто Krokus Color 4. ;)
Re[МаКСим]:
Krokus Color 4SL и у меня почему то 3 линзы там :)

Вчера когда разбирал дабы вычистить вековую пыль и грязь. 1я держится снизу в корпусе, вторая на стыке корпуса ( который на 2 половины раскладывается ) ну и соответственно 3тий на корпусе с противоположной стороне.


Всем огромное спасибо за ответы, вроде бы все более менее проясняется :)
Re[Sander_Z]:
Цитата:
от: Sander_Z
Хм, у меня Krokus Color 4SL и там всего две плоско-выпуклых линзы, так и должно быть?


Если полный комплект,то должны быть три линзы.Две линзы в широкой металлической обойме,где верхняя,от случайного выпадания,крепится узкой металлической обоймой,в которой есть прорези,а на широкой обойме соответственно выступающие пупыришки.В самом гнезде увеличителя,куда ставится конденсор,есть специальные пазы,куда входит двухлинзовый конденсор, в широкой обойме, и фиксируется в пазах точно такими же пупыришками как и верхняя обойма.Этот двухлинзовый конденсор предназначен для печати с плёнки 120 формата.При необходимости печати с формата 135 ставиться третья линза.Она несколько меньшего диаметра и закреплена в собственную металлическую обойму.Для этого с нижнего конденсора снимается узкая верхняя фиксирующая обойма,а на её место ставиться третья линза,которая и фиксируется на нижней обойме посредством своих прорезей.Также увеличитель должен комплектоваться и двумя стаканами для объективов.Один стакан под резьбу М42 и высотой 23мм - для родных объективов и объективов типа ИНДУСТАР - 50,ИНДУСТАР - 61Л\З (для фотоаппаратов ЗЕНИТ), и второй под резьбу М39 и высотой 39мм - для объективов типа ВЕГА - 11у,ИНДУСТАР - 90у и т. п.Свой, в 80-ом году, я покупал новым именно в такой комплектации.
;)
Re[Михаил Романовский]:
Уф, кошки-матрешки :(
У меня только две больших линзы :(
но судя по вашему описания эти две линзы на средний формат т.е. можно сделать вывод что узкому формату нечего страшного от этих двух линз? оО

Тогда в чем принципиальное отличие этой третьей линзы? оО
В любом случае навряд ли получится достать третью линзу, так что буду печатать с этих двух :)
Re[Sander_Z]:
Цитата:

от:Sander_Z
Уф, кошки-матрешки :(
У меня только две больших линзы :(
но судя по вашему описания эти две линзы на средний формат т.е. можно сделать вывод что узкому формату нечего страшного от этих двух линз? оО

Тогда в чем принципиальное отличие этой третьей линзы? оО
В любом случае навряд ли получится достать третью линзу, так что буду печатать с этих двух :)

Подробнее


Просто со 135-го формата,если поднять голову увеличителя на всю штангу, вы получите максимальный формат отпечатка где-то 18х24см или 20х30см - точно не помню,а с третьей линзой формат будет где-то 35х45см.Так что при необходимости напечатать больший формат вам придёться разворачивать увеличитель и проецировать изображение на табуретку или на пол,можно на стену.Вообще третью линзу можно поискать от увеличителя НЕВА или от малого конденсора БЕЛАРУСЬ -2,но поскольку они не имеют оригинального крепления,то её можно присобачить над лотком для фильтров - если снять верхнюю крышку с головы увеличителя,там где крепится лампочка,и заглянуть во внутрь,то увидите над лотком такие своеобразные полочки,на которые и можно приладить третью линзу,что я себе и сделал на своём увеличителе.Я его переделал под точку,и родные крокусовские пришлось отложить в сторонку из-за низкого качества. ;)
Re[Михаил Романовский]:
есть еще УПА-514.
сейчас у меня получается печатать на бумаге 18х24, ну там вроде еще есть запас.

Сейчас с этим наиграюсь, мож и до точки дойду :)))
Re[Михаил Романовский]:
Не путайте человека.
То что вы описали касается ОБЪЕКТИВОВ! А человек спрашивает про КОНДЕНСЕРНЫЕ линзы.
Третья конденсерная линза нужна для увеличения светового потока при печати с 135 формата. Если её нет, то ничего страшного. Просто часть света от лампочки будет расходоваться впустую и выдержки будут побольше - как если бы печатали с широкой плёнки.
Re[Sander_Z]:
Цитата:

от:Sander_Z
У меня только две больших линзы :(
но судя по вашему описания эти две линзы на средний формат т.е. можно сделать вывод что узкому формату нечего страшного от этих двух линз?

Тогда в чем принципиальное отличие этой третьей линзы?

Подробнее
"Конденсор - негатив - объектив" - это единая оптическая система, в которой фокусное расстояние конденсора зависит от фокусного расстояния объектива. Соответственно "эти две линзы на средний формат" предназначены для использования в паре с проекционным объективом с ф.р. 105 мм. Третья линза перефокусирует систему на использование объектива 50 мм. Без нее вам придется использовать для печати с узкой пленки длинный объектив, так как с коротким оптическая система будет нарушена и негатив буден освещен неравномерно.
Re[Pilligrim_work]:
Цитата:

от:Pilligrim_work
Не путайте человека.
То что вы описали касается ОБЪЕКТИВОВ! А человек спрашивает про КОНДЕНСЕРНЫЕ линзы.
Третья конденсерная линза нужна для увеличения светового потока при печати с 135 формата. Если её нет, то ничего страшного. Просто часть света от лампочки будет расходоваться впустую и выдержки будут побольше - как если бы печатали с широкой плёнки.

Подробнее


Юноша из начинающих,а не подскажете в чём я путаю автора темы??!!!
Re[Михаил Романовский]:
Человек спрашивал про линзы конденсера. А вы ему рассказываете про объективы.

Кстати: "Конденсор - негатив - объектив" - это единая оптическая система. Это правильно только для точки. Если после лампы вводится матовое стекло - то объектив и конденсер-плёнка связаны значительно меньше.

>>Просто со 135-го формата,если поднять голову увеличителя на всю штангу, вы получите максимальный формат отпечатка где-то 18х24см или 20х30см - точно не помню,а с третьей линзой формат будет где-то 35х45см.Так что при необходимости напечатать больший формат вам придёться разворачивать увеличитель и проецировать изображение на табуретку или на пол,можно на стену.
Re[Pilligrim_work]:




"......Человек спрашивал про линзы конденсера. А вы ему рассказываете про объективы......."


Я бы рекомендовал вам вынуть ..й и протереть глаза!!!



"......Если полный комплект,то должны быть три линзы.Две линзы в широкой металлической обойме,где верхняя,от случайного выпадания,крепится узкой металлической обоймой,в которой есть прорези,а на широкой обойме соответственно выступающие пупыришки.В самом гнезде увеличителя,куда ставится конденсор,есть специальные пазы,куда входит двухлинзовый конденсор, в широкой обойме, и фиксируется в пазах точно такими же пупыришками как и верхняя обойма.Этот двухлинзовый конденсор предназначен для печати с плёнки 120 формата.При необходимости печати с формата 135 ставиться третья линза.Она несколько меньшего диаметра и закреплена в собственную металлическую обойму.Для этого с нижнего конденсора снимается узкая верхняя фиксирующая обойма,а на её место ставиться третья линза,которая и фиксируется на нижней обойме посредством своих прорезей.Также увеличитель должен комплектоваться и двумя стаканами для объективов.Один стакан под резьбу М42 и высотой 23мм - для родных объективов и объективов типа ИНДУСТАР - 50,ИНДУСТАР - 61Л\З (для фотоаппаратов ЗЕНИТ), и второй под резьбу М39 и высотой 39мм - для объективов типа ВЕГА - 11у,ИНДУСТАР - 90у и т. п.Свой, в 80-ом году, я покупал новым именно в такой комплектации...."



"......Кстати: "Конденсор - негатив - объектив" - это единая оптическая система. Это правильно только для точки. Если после лампы вводится матовое стекло - то объектив и конденсер-плёнка связаны значительно меньше......"

Это правильно во всех случаях!

Попробуйте выкинуть третью линзу и отрегулировать равномерность освещения экрана с объективом 50мм - хрен получиться!Равномерное освещение получите с объективом 80мм,но зато на полную штангу вы получите максимальный отпечаток в пределах 18х24ссм,20х30см.

Пы.Сы.Внимательнее читать надо, кто и что пишет!





Re[Михаил Романовский]:
Цитата:

от:Михаил Романовский


Это правильно во всех случаях!

Попробуйте выкинуть третью линзу и отрегулировать равномерность освещения экрана с объективом 50мм - хрен получиться!Равномерное освещение получите с объективом 80мм,но зато на полную штангу вы получите максимальный отпечаток в пределах 18х24ссм,20х30см.

Подробнее


Михаил, всё таки у вас путанница в голове.
Для начала давайте не будем смешивать две вещи - конденсер и размер отпечатка.
Максимальный размер отпечатка зависит ТОЛЬКО от используемого объектива и размера негатива.
Какой объектив использовать определяется ТОЛКЬКО используемым форматом негатива на основании КРУГА ПОКРЫТИЯ объектива. Плёнка 135 - объектив 50. Можно и 80 как заметно более широкий по покрытию, но увеличение будет меньше. Заметьте, до сих пор пока нет никакого упоминания про линзы конденсера.
Далее. Суть конденсера - создать равномерный световой поток от лампы на всё поле негатива. Всё. Никаких других задач конденсер не выпоняет. Если конденсер двухлинховый, то он он создаёт равномерное поле на негатив 66, 67, 69 в зависимости от формата увеличителя. И естественно, что если поле 69 равномерно, то и внутренний кроп 24 на 36 ТОЖЕ БУДЕТ равномерным! Поэтому с двумя линзами печатать 135 плёнку объективом 50мм МОЖНО. Всё будет отлично! Я вам больше скажу. У меня есть увеличитель Агфа, так вот там этой третьей линзы вообще нет! И тем не менее замечательно работает как с объективом 65 так и с объективом 105. И голова может быть как простая с ЧБ с лампочкой, так и цветная (при этом он остаётся быть конденсерным а не диффузным).
Но возникает вопрос - зачем же тогда эта самая третья линза? Её задача следующая. При использовании 135 плёнки она сжимает световой пучёк на площадь этой плёнки повышая таким образом КПД и позволяя сократить выдержку при той же мощности лампы накаливания.

Ещё раз выводы:
1. C тремя линзами конденсера можно печатать только узким объективом (50 мм) с узкой плёнки потому что освещённой остаётся только она.
2. С двумя линзами конденсера можно печатать как объективом 50, так и объективом 80 (105), потому что равномерно освещено ВСЁ поле негатива.
3. Увеличение никак от конденсера не зависит.

Мне кажется я достаточно подробно всё разжевал. Можно и в ФАК положить. Ато уже несколько подобных вопросов было.
Re[Pilligrim_work]:
В фак это класть нельзя, так как понимание сути конденсора ошибочно и Цитата:
Какой объектив использовать определяется ТОЛКЬКО используемым форматом негатива на основании КРУГА ПОКРЫТИЯ объектива.
в общем случае ложно и ломает все последующие выводы.
Re[Sheet Film Lover]:
Ну а конкретней можно?

PS Особенно хотелось бы услышать о принципах работы конденсера ниже (после) плёнки, объектива. :-)
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта