Вот, писал я как-то о том, что встретился мне в одном глухом медвежьем угле Фотограф-Любитель. Который журнал, выпускавшийся в начале ХХ века С.М. Прокудиным-Горским... Несколько полезных вещей я для себя законспектировал. А намедни мне его (подшивку) привезли и подарили (!), потому как без надобности в хозяйстве. Думаю, кому-то будет интересно почитать...
Старую орфографию править - выше моих сил. Еры и десятеричные И оставил, Яти заменил на е. На фиты и ферты не обращал внимания. Разумеется, могут быть некоторые ошибки в распознавании. Есть еще очень интересных и, главное, своевременных статей, на тему оценок фотографии, допустимости фотомонтажей, каким объективом что снимать и какую камеру выбрать. А также глубокое исследование на тему влияния пузырьков воздуха в объективе на качество изображения :) Многое с иллюстрациями, которые неизвестно как выкладывать. В опсчем, начинаю.
Фотографія и художники.
А. Карелинъ—С.-Петербургъ.
Зачастую самое маленькое случайное происшествіе или ничего незначущее явленіе разростается впоследствіи, какъ причина, въ огромное общественнаго значенія событіе. Совершенно то-же наблюдается и въ путяхъ эволюціи искусства.
Пережитая художественнымъ міромъ бешенная горячка новаторствъ, возникла не сама по себе, не какъ следствіе «ума холодныхъ размышленій», а благодаря случайнымъ, незаметнымъ въ итогахъ толчкамъ изъ сферъ, часто имевшихъ очень мало обіцаго съ такъ называемымъ чистымъ искусствомъ. Подводя итоги индивидуальнымъ проявленіямъ новаторства въ области живописи и доискиваясь причинъ ихъ появленія, мы должмы остановиться на констатированіи огромной роли фотографіи, какъ первой, давшей рсально-наглядный толчекъ многимъ характерностямъ новаго искусства. Такой неожиданный для гг. художниковъ выводъ несомненно вызоветъ съ ихъ стороны протестьг, что можно будетъ объяснить только темъ, что большинство изъ нихъ не новаторы, а уже въ третьемъ или второмъ поколеніи носители давно посеянныхъ семянъ. Припомнимъ несомненный фактъ, что до открытія фотографіи никто изъ гг. художниковъ и не мечталъ о плэнере. До этого-же періода не было художественныхъ произведеній живописи флюидообразнаго характера. Лишь съ расцветомъ фотографіи появились портреты, писанныя масляными красками, которыя напоми-нали по общности пятна лица и общности массы одежды те произведенія старыхъ мастсровъ кисти, которые гюлучили эту особенность только изъ-за вліянія на краски времени, бывающаго при благопріятныхъ условіяхъ величайшимъ художникомъ. Намъ могуть возразить, что прошлый векъ былъ вообще періодомъ необычайнаго подъема человеческаго творчества и потому будутъ отрицать какую либо связь указанныхъ характерностей въ живописи съ вліяніемъ на нее фотографіи. Но мы позволимъ указать и еще на существенный новый оттенокъ въ живописи, явившійся внезапно только после открытія фотографіи, а именно на пресловутыя тонкія настроенія въ пейзажной живописи.
Приведемъ всему сказаному доказательство. Припомнимъ свойство фотографіи быть крайне растяжимой и эластичной въ томъ огромномъ разнообразіи переходовъ отъ света къ тени, которое мы имеемъ въ недодержанномъ, выдержанномъ и передержанномъ негативе. Ясно, что сотни, если не тысячи, переходныхъ по выдержке негативовъ между названными тремя типами создаютъ колоссальную лестницу изображеній, несходныхъ между собою по светопереходамъ и идущихъ отъ крайне контрастнаі о изображенія къ нормальному фотографическому и далее къ передержанному—серому. При этомъ мы ведь знаемъ, что живопись крайне далек по светосиле и свето переходамъ отъ природы. Такъ, блестяіцій церковный куполъ подъ солнцемъ равенъ милліарду световыхъ единицъ, а белая краска, освещенная солнцемъ, равна лишь 10.000 световыхъ такихъ же единицъ, находясь-же въ обыновенной комнате,—только 100. Мы знаемъ также, если взять белую краску и добавлять въ нее постепенно черную въ такихъ минимальныхъ дозахъ, чтобы наше зреніе лишь замечало разницу оттенка затемненія, то такихъ переходовъ возможно достичь только одну сотню. Изъ сказаннаго ясно, .что въ картине светосила равна отъ 0 до 100 а въ природе оть нуля до милліарда.
Стало быть живопись условна, сравнительно съ природой. Но въ живописи имеемъ картины съ разной эластичностью светопереходовъ, т. е. картины съ черной краской и белой, и съ серой въ теии и сероватой въ свету. Это говоритъ намъ о томъ, что въ живописи ценка только наличность пропорціональности светопереходовъ, съ длинной цепью светоединицъ переходовъ или более короткой, Другими словами, если мы пометимъ скалу зачерненія белой краски (о чемъ говорилось выше) цифрами, то одне картины можно ппределить по светоединицамь: 1, 10, 50, другія: 2, 20, 100 и т. д.
И живопись была давно богата пользованіемъ этимъ закономъ, но до фотографіи никто не решался на эффектъ портрста въ характере недодержаннаго негатива и на эффектъ плэнера въ типе передержаннаго фотографическаго снимка. Отсюда ясно, что именно фотографія дала толчекъ смелости создать крайне контрастныя по светоединичности пропорціональнаго закона произведенія живописи и крайне неконтрастныя светлыя плэнеры.
Роль фотографіи, какъ новатора въ живописи, еще ярче и убедительнее въ исторіи мягкости контуровъ въ произведеніяхъ живописи, какую мы наблюдали на тысячахъ картинъ позд-нейшей школы. Копированіе съ двухъ полусильныхъ склеенныхъ негативовъ въ первое время вызвало протестъ въ обществе. Затемъ появились аналогичные по мягкости контуровъ портреты Шаплэна. Но фотографія эволюціонировала еще далее въ область флюидообразности изображеній. Живопись у многихъ авторовъ двинулась вследъ за нею вь этомъ-же направленіи. Эта крайность въ светописи почти замерла, въ живописи—еще осталась.
Разнообразіе эффектовъ настроеній пейзажа, снятаго фотографіей, въ зависимости отъ недодержки, выдержкі, и передержки негатива, было очевиднымъ для каждаго, знакомаго съ светописью. Подобной сознательной реальности причинъ настроенія—не снилось художникамъ до фотографіи.
Но идемте дальше. Лишь съ созданіемъ камеры-обскуры Іюявились картины съ солнцемъ при теняхъ, окрашенныхъ небомъ. Именно камераобскура фотографа указала художникамъ истинную окраску не только теней, но и многихъ другихъ важныхъ частей картины, не ощущавшихся ими ранее простымъ зреніемъ...
Мы могли бы привести гысячи примеровъ изъ затронутой области, которые еще более подкрепили-бы огромную роль фотографіи въ неменее большомъ шаге, сделанномъ живописью. Ошибочно думать, что фотографія стремилась подражать живописи. Забавнее всего то, что собственно бракъ въ рутинной фотографіи и былъ ея особенно художественнымъ явленіемъ, дававшимъ освеженіе росту искусства жрецовъ кисти. Но когда этотъ бракъ умело былъ использованъ фотографомъ, то рутинная фотографія становилась равнозначущей произведеніямъ искусства по отношенію къ живописи. Первоначальный бракъ въ фотографіи давалъ толчекъ росту живописи во многихъ ея настоящихъ плюсахъ. Для боль-шей ясности нашей мысли, я назову упомянутый фотографическій бракъ—неумелымъ декаденствомъ въ живописи. Когда-же бракъ въ фотографіи, пробивъ броню ея рутины, вылился въ последующую разумно регулируемую форму метода, аналогично тому и въ живописи какафонія декаданса выработалась въ положительное новаторство.
Теперь, установивъ точку зренпі, мы можемъ перейти къ дальнейшему изложенію нашей главной, еіце незатронутой мысли.
Художники кисти, въ огромномъ своемъ большинстве, плохо знакомы съ фотографіей. Они чуть-ли не бегутъ отъ нея или по незнанію ея хорошихъ образцовъ., или изъ чувства ненріязни къ несомненному конкуренту—изобразителю. Крупные художники зорко сдедятъ за ростомъ светониси и черпаютъ изъ нея очень многое. Можно назвать десятки знаменитыхъ художниковъ, постояннно пользующихся фотографіей, но, повторяемъ, въ массе художниковъ и во всехъ спеціальныхъ художественныхъ школахъ царитъ диковинное незнакомство съ характерными органическими ея свойствами, оказавшими уже, какъ сказано выше, неоценимыя услуги живописи. Незнаніе фотографіи въ этой касте такъ велико, что изъ сотни художниковъ врядъ-ли десятокъ знаетъ главнейшіе типы всюду распространенныхъ репродукцій, исполненныхъ художественными фото-механическими процессами. Художники почти игнорируютъ и тотъ несомненный фактъ, что фотографія сослужила гигантскую службу въ деле небывалаго до ея эры распространенія среди массъ знакомства съ художественными произведеніями. Кто хотите репродуцируетъ ІІІедевры искусства, но не художники. Для нихъ какъ будто безразлично, будутъ-ли его работы Широко распространены въ обществе, или не будутъ, и живописцы со скульпторами, сидя у моря, ждутъ когда совершенно посторонніе имъ люди позаботятся издать ихъ произведенін. Какъ воспроизводятся ихъ произведенія, где распространяются, — они тоже не знаютъ. Гравюра медная гючти вымерла, ксилографіи тоже почти уже нетъ,—значитъ сами художники отошли въ сторону отъ размноженія репродукцій съ своего творчества. Воцарилась фотографія съ сотнями ея примененій и проспособленій для той-же цели и громко вещаетъ: „мое дело — не Ваше, гг. художники; Ваше-же дело - мое". Нормально-ли это? Мы далеки отъ мысли навязать гг. художникамъ издательскую деятельность, такъ какъ мы только выясняемъ область, отнятую фотографіей у художниковъ, и делаемъ выводы, клонящіеся къ тому, что для общаго дела пропаганды искусства было-бы практичнее, если-бы гг. художники поближе познакомились съ протокольнымъ неручнымъ фотографическимъ методомъ передачи на бумагу видимаго и съ художественнымъ темъ-же методомъ, когда имъ владеетъ и руководитъ талантъ. Такое пожеланіе крайне существенно, когда мы на каждомъ шагу сталкиваемся съ полнымъ отстутствіемъ у гг. художниковъ данныхъ для компетентнаго руководства общества въ издательскихъ делахъ.
При чемъ ихъ вкусъ, при чемъ ихъ техника живописи, когда у нихъ нетъ въ наличности элементарныхъ знаній свойствъ, качествъ и техники могучаго репродуктора-фотографіи во всехъ ея примененіяхъ и разновидностяхъ?! Какъ побочная деталь, интересенъ и тотъ фактъ, что учащимся нашихъ художественныхъ учебныхъ заведеній совершенно не преподаютъ знакомства хотя-бы даже съ ручными способами репродукціи."
Талантливый и благородный по духу профессоръ В. В. Маттэ всегда готовъ познакомить каждаго ученика съ пріемами и свойствами гравюры, ксилографіи и т. п., но нормально установленнаго нъ Академіи ознакомленія даже съ этими пріемами репродукціи въ стенахъ „у сфинксовъ"—нетъ въ наличности. Оно имеется только для спеціально желающихъ. И потомцы Академіи выходягь изъ ея стенъ съ этой стороны даже элементарно необразованными. Ясно, что въ Императорской Академіи Художествъ более чемъ необходимъ хотя бы Музей всехъ типовъ художественной репродукціи для восполненія зіяющаго пробела образованія нашихъ художниковъ, не знаюіцихъ простейшихъ принциповъ и сравнительныхъ достоинствъ методовъ художественной репродукціи^ въ основу которыхъ положена фотографія.
Наша И. Академія Художествъ давала все для развитія у ея питомцевъ техники искусства, художниковъ же она, и никакая Академія въ міре, не создавала. „Художникъ", въ полномъ значеніи этого слова, создавался не учрежденіемъ, а причинами совсемъ иными, о которыхъ распространяться не къ чему. Итакъ, главнымъ образомъ, наша Академія была школой техники, а потому знакомство со всякой техникой, могущей съ прибавкою къ ней таланта художника, стать искусствомъ, неминуемо надлежитъ быть введенною въ разумно и деловито организованное высшее художественное училище. Изъ сказаннаго не следуетъ, что мы указываемъ на необходимость учить въ Академіи фотографировать, а истекаетъ выводъ о желательности прививки академистамъ знаній хотя бы характерностей геліогравюры, сетчатой цинкогравюры2 фототипіи, цветныхъ способовъ и т. п.
Всггамнимъ, что въ Академіи допускаются линейки, рейшины, лекалы, готовальни, въ ней учать законамъ перспективы и т. д.; словомъ, въ ней даютъ все побочныя приспособленія и указанія, облегчающія непосредственную работу рукъ и глазъ. ГІочему же въ томъ-же нашемъ высшемъ художественномъ училище не знакомятъ съ такими же данными, облегчающими работу художника, какія лежатъ въ современномъ развитіи фотографіи? Не говоря уже о значеніи фотографіи, какъ о записи, этюде и т. п., роль ея шире, какъ въ смысле указаннаго въ начале излагаемаго, такъ и въ смысле непосредственно вспомогательныхъ, возможныхъ ея силамъ, услугъ. Фотографія даетъ на холсте не только готбвый контуръ, но готовое полное изображеніе светотеней. Она гибка дать верное перспективное начертаніе, какъ подготовительную работу художника. Она можетъ нарисовать на любомъ кривомъ своде изображеніе, неискривленное при разсматриваніи его снизу.
Нижніе края купола Храма Христа Спасителя въ Москве, писанные профессорами Н. А. Кошелевымъ и Б. К. Венигомъ по эскизамъ пр. П. В. Басина, не были-бы съ горизонтально вытянутыми лицами серафимовъ, если-бы гг. художники были знакомы съ элементарной фотографической проекціей волшебнымъ фонаремъ. Поль Бодри не умалилъ своего таланта, широко применивши этотъ методъ при писаніи плафоновъ Большой Парижской оперы. В. В. Верещагинъ не написалъ бы трети своихъ восточныхъ архитектуръ, если-бы сторонился отъ этого-же техническаго пріема. Темъ более странно, что нашимъ художникамъ предоставляется право самимъ, своимъ умомъ и случая. ми доходить до того, что можно было-бы въ школе дать, какъ элементы техники.
Наконецъ, нельзя не обратить вниманія еще на курьезный пробелъ знанія, нашихъ художниковъ, происходящій изъ за пассивной беззаботности Академіи. Оговоримся, что этотъ нашъ упрекъ - мы шлемъ и всемъ европейскимъ художественнымъ академіямъ.
Въ этихъ высшихъ школахъ искусства не знакомятъ съ выдающимися произведеніями художественнаго творчества посрецствомъ превосходныхъ, почти совсемъ тождественныхъ цветныхъ фотографическихъ діапозитивовъ, могуІцихъ отразить на экране въ краскахъ въ подлинный размеръ любой изъ шедевровъ любого музея. Для высшаго образованія это безусловно необходимо. Нельзя давать дипломъ законченнаго художника, когда для Полноты его знаній ему надо объехать полъ Европы, чтобы осмотреть ея галлереи. Если ранее у насъ создавали ежегодно двухъ, трехъ счастливчиковъ, посылавшихся Академіей за границу на казенный счетъ для совершенствованія и знакомства съ зарубежной живописью, то, какъ и ныне, остальныхъ выпускаемыхъ питомцевъ лишали возможности увидеть и познакомиться съ главнейшимъ, созданнымъ въ искусстве. Настоящее развитіе фотографіи даетъ возможность почти атрофировать вышеупомянутыя командировки, поровну наделивъ всехъ питомцевъ Академіи должнымъ знаніемъ.
Намъ кажется, что и сказаннаю вполне достаточно для уясненія значенія роли фотографіи въ родственномъ содружіи съ искусствомъ и художниками, не касаясь ея значенія, какъ самостоятельнаіо художественнаго творчества, способнаго къ композиціи, лисировкамъ, эволюціи „вынашиванія" результата—равнаго какъ и въ живописи. Цель изложеннаго состоитъ въ томъ, чтобы еще лишній разъ указать художникамъ и ихъ учителямъ—воспитателямъ на серьезную насущность не идти мимо Голконды пользы и богатствь, всегда готовой осыпать изъ рога изобилія каждаго, кто не хочетъ становиться въ положеніе человека, стремящагося самостоятельно изобрести давно уже существующій порохъ.
//Фотографъ-любитель, 1909 г. №1. с.8-11.
Продолжение следует, если Модератор возражать не будет.
Фотография и художники
Всего 5 сообщ.
|
Показаны 1 - 5
Фотография и художники. 1909 г.
Re: Фотография и художники. 1909 г.
Спaсибo зa пoстинг нa редкoсть интересный текст, единственнaя прoсьбa: если сoхрaняете oригинaльную oрфoгрaфию, тo делaйте этo пoлнoстью, т.к. мнoгие слoвa, сoдержaщие, к примеру букву ять без нее кaк-тo не читaются... вернее читaются неудoбнo... Хoтя кoнечнo нaйти клaвиaтуру сo стaрoй русскoй oрфoгрaфией, нaвернoе не прoстo...
Re: Фотография и художники. 1909 г.
от: Jester
Копированіе съ двухъ полусильныхъ склеенныхъ негативовъ въ первое время вызвало протестъ въ обществе.
Да уж, ничего в мире не меняется. Достаточно вспомнить многочисленные вариации темы "Имеет ли право фотография, обработанная в фотошопе, считаться фотографией?". :)
Re: Re: Фотография и художники. 1909 г.
Прекрасная статься, спасибо Джестер.
Re: Re: Фотография и художники. 1909 г.
от:Jimmi
Спaсибo зa пoстинг нa редкoсть интересный текст, единственнaя прoсьбa: если сoхрaняете oригинaльную oрфoгрaфию, тo делaйте этo пoлнoстью, т.к. мнoгие слoвa, сoдержaщие, к примеру букву ять без нее кaк-тo не читaются... вернее читaются неудoбнo... Хoтя кoнечнo нaйти клaвиaтуру сo стaрoй русскoй oрфoгрaфией, нaвернoе не прoстo...Подробнее
Дело не в раскладке клавиатуры, я же не вручную текст набираю, рехнулся бы. Просто был не уверен, что в этой кодировке ять (ѣ) поддерживается. Сейчас попробовал - нормально. Но исправлять уже не буду, учту на будущее.