"Первая мировая война впервые поставила на очередь вопрос о создании в России собственной мощной оптико-механической промышленности. На самом деле, в стране существовали только зачатки этой промышленности. Были два военных завода, оптические мастерские Обуховского завода и сборочные мастерские Цейсса и Герца, реквизированные в начале войны; на них производились по заграничным образцам из заграничного оптического стекла бинокли, панорамы, прицелы. В Москве пробовали строить приборы завод Таубера и Цветкова и завод Трындина, в Киеве уже во время войны открылись починочные мастерские под руководством В.П. Линника. Первый русский оптотехник, Александр Львович Гершун, скончался в начале войны. Большой оптико-механический завод, который строился в Петрограде на средства французского концерна Шнейдер- Крезо и во главе которого должен был стать А.Л. Гершун, так и не был закончен. Все существовавшие предприятия, очень небольшие по масштабу занимали по оценке Дмитрия Сергеевича к 1917 г. менее тысячи рабочих.
Уже в середине 1915 г. остро встал вопрос о производстве оптического стекла в России, так как оптическое оснащение царской армии к этому времени оказалось в значительной части разрушенным. Это была катастрофа. До войны Германия была почти мировым монополистом в производстве оптического стекла. Во Франции и Англии, правда, существовало небольшое производство стекла, в России не было ничего, в Америке также.
В конце 1915 г. к решению вопроса о производстве оптического стекла был привлечен Дмитрий Сергеевич. На фарфоровом заводе в Петрограде решено было организовать производство оптического стекла. Ученые и инженеры должны были организовать это дело. Среди них, кроме Дмитрия Сергеевича, были Илья Васильевич Гребенщиков, Александр Иларионович Тудоровский, инженер Николай Николаевич Качалов и ряд начинавших тогда работу молодых физиков и вычислителей: Иван Васильевич Обреимов, Александр Алексеевич Лебедев, вычислители Евгений Григорьевич Яхонтов, несколько позднее Георгий Георгиевич Слюсарев и др. Все эти лица сыграли потом выдающуюся роль в организованном после Октябрьской революции Государственном Оптическом институте. Работа на заводе пошла очень энергично.
До революции было сделано следующее: И.В. Гребенщиков, Н.Н. Качалов и несколько рабочих ознакомились в Англии с производством оптического стекла на заводе братьев Ченс, и в 1916 г. на Фарфоровом заводе в Петрограде был отстроен корпус и пущено в ход небольшое производство. давшее до революции около 3 т оптического стекла. Далее здесь же была начата организация вычислительных работ, так как очень быстро выяснилось, что бесполезно готовить стекла, если нет аппарата, могущего вычислять нужные оптические системы и давать определенные задания заводу оптического стекла. Создание вычислительного бюро и обучение необходимых кадров вычислителей есть заслуга А.И. Тудоровского. Он уже был и первым заведующим физической лабораторией на заводе оптического стекла. Дмитрий Сергеевич был душой всего дела. Он участвовал во всех организационных начинаниях и входил во все принципиальные вопросы, поднимавшиеся химиками и физиками на заводе (природа стекла, зависимость оптических свойств от состава, вопросы аддитивности свойств стекла, вопросы отжига, быстрое измерение показателя преломления и дисперсии, контроль производства и т.д.). Нет сомнения, что первыми удачами завод в значительной степени был обязан энтузиазму, энергии и организаторским способностям Дмитрия Сергеевича.