Двухрастворное проявление плёнки

Всего 9 сообщ. | Показаны 1 - 9
Двухрастворное проявление плёнки
Здравствуйте, товарищи!
Есть некоторые вопросы на повестке дня.
Позавчера навёл двухрастворную мелкозернистую модификацию Д-76.
Обнаружил следующее: проявлять в одном двухспиральном бачке плёнки разной чувствительности (напр., 400 и 3200) вполне возможно и результат очень неплох - нет потерь в светах и тенях (тени не вытянулись только там, где, вероятно, при съёмке не получили должного экспонирования), негативы ровные
Второй раствор отвечает за развитие и завершение проявления и, что немаловажно, за вытягивание теней. Но кое-где не вытянулись тени - значит ли это, что:
1. надо во втором растворе держать дольше,
2. менять после 5 плёнок, напр. По рецепту на литр - 50 г буры,
3. переэкспонировать на ступень выше от нормы?

Надо набить руку с этим проявителем, очень мне он понра-рек.
У кого есть опыт, чирканите пару строк.
Re: Двухрастворное проявление плёнки
Так, реплика.

Один товарищ постоянно Диафином пользуется, он тоже двухрастворный.
Очень, говорит, нра-рек для пуша.
Чувствительность на ступень поднимает by default, а зерно и контраст не растит.
Re: Re: Двухрастворное проявление плёнки
Цитата:

от:Воинствующий Пофигист
Так, реплика.

Один товарищ постоянно Диафином пользуется, он тоже двухрастворный.
Очень, говорит, нра-рек для пуша.
Чувствительность на ступень поднимает by default, а зерно и контраст не растит.

Подробнее

я слышал про Диафин, но смысла для меня в нём нет, когда под рукой химия. только в моём случае не то, что не растит зерно (зерна на широкой 400 Дельте, по-моему, ваще нет) и контраст - мой проявитель выравнивает контраст. только как бы ещё вытянуть тени, ай вандер? то ли при съёмке увеличить, то ли во втором растворе дольше держать....
впрочем, переэкспонированную на 3 ступени широкую Дельту 400 он проявил без проблем и пересветов.
Re: Двухрастворное проявление плёнки
С современными материалами двухрастворные проявители не всегда работают хорошо. Уж очень тонкие теперь пошли эмульсионные слои. И на современных ТОНКОСЛОЙНЫХ эмульсиях их работа бывает нестабильной - результаты трудновоспроизводимы, и очень сильно зависят от ньюансов обработки (в частности, от агитации). При обработке в двухрастворных проявителях тонкая эмульсия может очень слабо "напитываться" в первом растворе. В результате, приходится время обработки в первом растворе удлиннять, и начинается заметное самостоятельное проявление именно в первом растворе.
Руслан, а второй раствор с Бурой вообще стОит использовать только одноразово!

Есть и ещё интересные "двухрастворные" проявители (прочитаете - поймёте, посему кавычки ;) ), в частности здесь (примерно с середины ветки) разбирается проявитель Жана Фажа:
http://d-76.ru/main/forum/index.php?showtopic=42

Вообще ни на что не похожая штучка! Но очень интересная.
Re: Re: Двухрастворное проявление плёнки
Цитата:

от:Aleksiy
С современными материалами двухрастворные проявители не всегда работают хорошо. Уж очень тонкие теперь пошли эмульсионные слои. И на современных ТОНКОСЛОЙНЫХ эмульсиях их работа бывает нестабильной - результаты трудновоспроизводимы, и очень сильно зависят от ньюансов обработки (в частности, от агитации). При обработке в двухрастворных проявителях тонкая эмульсия может очень слабо "напитываться" в первом растворе. В результате, приходится время обработки в первом растворе удлиннять, и начинается заметное самостоятельное проявление именно в первом растворе.
Руслан, а второй раствор с Бурой вообще стОит использовать только одноразово!

Есть и ещё интересные "двухрастворные" проявители (прочитаете - поймёте, посему кавычки ;) ), в частности здесь (примерно с середины ветки) разбирается проявитель Жана Фажа:
http://d-76.ru/main/forum/index.php?showtopic=42

Вообще ни на что не похожая штучка! Но очень интересная.

Подробнее

Алексий. Неоднократно проявлял в двухрастворном Штеклера современные пленки... Использовал для этого ротационный процессор Jobo CPP - 2. Все замечательно получается. Толщина здесть не при чем. Агитация действительно имеет решающее значение. Но про это в оригинальном рецепте и для старых пленок особо говорилось.
Проявление в первом растворе, по-любому, имеет место в любом двухрастворном рецепте, но оно носит чисто "зачаточный" характер. Время выдерживания в первой ванне (собственно, с проявляющими веществами) обусловливает будущую чувствительность. Важно, чтобы Сульфит Натрия там, был без ощутимых примесей соды.
Замечательным свойством любой двухрастворной формулы является - невозможность перепроявить пленку. А вот, добиться очень ощутимого прироста деталей в тенях (увеличением времени во второй ванне) возможно. И часто желательно.
И Сафин прав, в одной закладке можно проявлять пленки с разным базовым временем обработки, все они будут проявленны правильно и в номинал по чувствительности. Удачи Всем!
Re: Re: Re: Двухрастворное проявление плёнки
Цитата:

от:Омельченко Юрий
Цитата:

от:Aleksiy
С современными материалами двухрастворные проявители не всегда работают хорошо. Уж очень тонкие теперь пошли эмульсионные слои. И на современных ТОНКОСЛОЙНЫХ эмульсиях их работа бывает нестабильной - результаты трудновоспроизводимы, и очень сильно зависят от ньюансов обработки (в частности, от агитации). При обработке в двухрастворных проявителях тонкая эмульсия может очень слабо "напитываться" в первом растворе. В результате, приходится время обработки в первом растворе удлиннять, и начинается заметное самостоятельное проявление именно в первом растворе.
Руслан, а второй раствор с Бурой вообще стОит использовать только одноразово!

Есть и ещё интересные "двухрастворные" проявители (прочитаете - поймёте, посему кавычки ;) ), в частности здесь (примерно с середины ветки) разбирается проявитель Жана Фажа:
http://d-76.ru/main/forum/index.php?showtopic=42

Вообще ни на что не похожая штучка! Но очень интересная.

Подробнее

Алексий. Неоднократно проявлял в двухрастворном Штеклера современные пленки... Использовал для этого ротационный процессор Jobo CPP - 2. Все замечательно получается. Толщина здесть не при чем. Агитация действительно имеет решающее значение. Но про это в оригинальном рецепте и для старых пленок особо говорилось.
Проявление в первом растворе, по-любому, имеет место в любом двухрастворном рецепте, но оно носит чисто "зачаточный" характер. Время выдерживания в первой ванне (собственно, с проявляющими веществами) обусловливает будущую чувствительность. Важно, чтобы Сульфит Натрия там, был без ощутимых примесей соды.
Замечательным свойством любой двухрастворной формулы является - невозможность перепроявить пленку. А вот, добиться очень ощутимого прироста деталей в тенях (увеличением времени во второй ванне) возможно. И часто желательно.
И Сафин прав, в одной закладке можно проявлять пленки с разным базовым временем обработки, все они будут проявленны правильно и в номинал по чувствительности. Удачи Всем!

Подробнее

Сульфит натрия должен быть не ниже ЧДА.Если марки "ФОТО",то в нём на сто граммов сульфита приходиться где-то около 5-6 г соды,а такой сульфит уже не годиться для двухрастворного проявления.НО, - проблема решаемая.Капаем несколько капель фенолфтолеина.Раствор сульфита окрашивается в слабый малиновый цвет,а затем по капелькам добавляем 3% раствор метабисульфита натрия до исчезновения окраски.Таким образом нейтрализуем соду.
Re: Двухрастворное проявление плёнки
Цитата:

от:Известный фотограф Сафин. всё.

Второй раствор отвечает за развитие и завершение проявления и, что немаловажно, за вытягивание теней. Но кое-где не вытянулись тени - значит ли это, что:
1. надо во втором растворе держать дольше,
2. менять после 5 плёнок, напр. По рецепту на литр - 50 г буры,
3. переэкспонировать на ступень выше от нормы?

Подробнее

Про этот проявитель говорить не буду, но давным-давно я использовал двухрастворный эквивалент Д-76. Мне он не шибко понравился, но вообще-то двухрастворное проявление было моим основным. Приду домой, найду рецепт.

Общие принципы такие:

а)В первом растворе пленка набирает проявляющее вещество и довольно быстро (за минуты). Перебрать его она не может, потому что эмульсия лишнего не насосет. Однако, если эмульсия тонкослойная (синтетическая), то проявителя может оказаться маловато (см. реплику Aleksiy). Поэтому, по сравнению с рецептом концентрацию первого раствора следует увеличить (по нынешним временам раза в 2 - 3, т.е. в 2.5).

б)За счет проявления во втором растворе щелочь расходуется очень быстро. Если это простой раствор с содой или бурой, то он одноразовый. См. опять-таки Aleksiy. Но если это раствор с буфером, то его и вправду хватает на несколько пленок.

в)Регулировать плотность и контраст временем выдержки в 1 или 2-м растворах в данном случае крайне нежелательно (хотя иногда и советуют). Потому что проявление должно пройти до конца; при этом мелкозернистость и пониженная гамма будет обеспечена рецептурой. Учтите, что многие современные пленки имеют зажатую гамму, поэтому регулировка контраста для них с помощью изменения времени проявления неэффективна.

г)Нежелателен дополнительный занос проявляющего вещества во вторую ванну. Поэтому лучше всего после первого раствора улитку с пленкой перенести в другой бачок, предназначенный только для 2-го (щелочного) раствора. Промывки и фиксирование можно делать уже в этом бачке.
Re: Re: Двухрастворное проявление плёнки
Цитата:

от:zzy
Цитата:

от:Известный фотограф Сафин. всё.

Второй раствор отвечает за развитие и завершение проявления и, что немаловажно, за вытягивание теней. Но кое-где не вытянулись тени - значит ли это, что:
1. надо во втором растворе держать дольше,
2. менять после 5 плёнок, напр. По рецепту на литр - 50 г буры,
3. переэкспонировать на ступень выше от нормы?

Подробнее

Про этот проявитель говорить не буду, но давным-давно я использовал двухрастворный эквивалент Д-76. Мне он не шибко понравился, но вообще-то двухрастворное проявление было моим основным. Приду домой, найду рецепт.

Общие принципы такие:

а)В первом растворе пленка набирает проявляющее вещество и довольно быстро (за минуты). Перебрать его она не может, потому что эмульсия лишнего не насосет. Однако, если эмульсия тонкослойная (синтетическая), то проявителя может оказаться маловато (см. реплику Aleksiy). Поэтому, по сравнению с рецептом концентрацию первого раствора следует увеличить (по нынешним временам раза в 2 - 3, т.е. в 2.5).

б)За счет проявления во втором растворе щелочь расходуется очень быстро. Если это простой раствор с содой или бурой, то он одноразовый. См. опять-таки Aleksiy. Но если это раствор с буфером, то его и вправду хватает на несколько пленок.

в)Регулировать плотность и контраст временем выдержки в 1 или 2-м растворах в данном случае крайне нежелательно (хотя иногда и советуют). Потому что проявление должно пройти до конца; при этом мелкозернистость и пониженная гамма будет обеспечена рецептурой. Учтите, что многие современные пленки имеют зажатую гамму, поэтому регулировка контраста для них с помощью изменения времени проявления неэффективна.

г)Нежелателен дополнительный занос проявляющего вещества во вторую ванну. Поэтому лучше всего после первого раствора улитку с пленкой перенести в другой бачок, предназначенный только для 2-го (щелочного) раствора. Промывки и фиксирование можно делать уже в этом бачке.

Подробнее

zzy .
Не сочтите за неуважение к Вашему мнению, НО!
1. Что это за синтетические эмульсии такие? Где Вы это взяли?
2. Что за "Зажатая Гамма!" ?
3. Про неэффективность регулировки контраста проявлением - Вы на каких экспериментальных данных базируетесь?
Такие Ваши высказывания тут вводят многих не искушенных посетителей сайта в недоумение и отворачивают от собственных опытов... Что наиболее важно для каждого, кто начинает заниматься черно-белой работой.
Действительно есть неподходящие друг-другу пары (проявитель-пленка), где может "проявляться" Ваше наблюдение. Но это не общее правило.
Мы сегодня все живем в цифровую эру. Поэтому вынуждены (я не исключение) проявлять свои негативы так, чтобы их можно было не только оптически отпечатать, но и отсканировать без проблемм. А между тем, общеизвестно, что негатив для проекционной печати на большой формат отпечатка должен быть контрастнее, чем под обычный 20х30. А сканировать с такого плотного негатива - вообще будет проблемматично. И на ролике пленки сюжеты у нас настолько разные по свету, что все уже приняли за норму максимально выравнивающее проявление, а оно далеко от максимально качественного.
Современные пленки часто не тоньше, а толще прежних в смысле толщины эмульсии, поскольку часто этих слоев на ней не один, и не два... Поэтому все она хорошо "насыщает". И управляется с контрастом не хуже, а лучше прежних. Просто нужно выбрать один-два сорта пленки и один-два проявителя, - оптимальные под Ваши задачи, и максимально их изучить.
И важно давать себе отчет, что фотография вообще - это работа со светом. Часто для оптимальной передачи его рисунка приходится выбирать проявку, где будет заметнее зерно и хуже контурная резкость, но будет передан свет. Такую проявку дают неразбавленные D-76 , Атомал. И наоборот - есть сюжеты, где ни в каком случае не возможно потерять передачу деталей в светах, тогда будет нужен рецепт (Родинал, Пирокат или тот-же двухрастворный Штеклера), где света негатива по-любому не перепроявятся. Удачи!
Re: Re: Re: Двухрастворное проявление плёнки
Цитата:

от:Омельченко Юрий
1. Что это за синтетические эмульсии такие? Где Вы это взяли?
2. Что за "Зажатая Гамма!" ?
3. Про неэффективность регулировки контраста проявлением - Вы на каких экспериментальных данных базируетесь?

Подробнее

1.У классических чисто желатиновых эмульсий недостатков сильно больше, чем достоинств. Сейчас практически нигде натуральный желатин не используется, или во всяком случае сильно модифицирован синтетикой. Синтетика позволила резко улучшить физико-механику и адгезию слоев, снизить толщину пленок и повысить концентрацию светочувствительного материала. Состав и технология - это довольно специальные вещи, потому что набухающих в воде сеток прорва немерянная, но упоминания хотя бы здесь:

http://www.kursa4.com/referats/preview/9367#

http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00084/98400.htm&encpage=bse&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/bse/00084/98400.htm%26text%3D%25F4%25EE%25F2%25EE%25E3%25F0%25E0%25F4%25E8%25F7%25E5%25F1%25EA%25E8%25E9%2B%25FD%25EC%25F3%25EB%25FC%25F1%25E8%25FF%26reqtext%3D%2528%25F4%25EE%25F2%25EE%25E3%25F0%25E0%25F4%25E8%25F7%25E5%25F1%25EA%25E8%25E9%253A%253A612876%2B%2526%2526%2B%25FD%25EC%25F3%25EB%25FC%25F1%25E8%25FF%253A%253A604215%2529//6%26%26isu%3D2

Разумеется, надо сравнивать однотипные старые и новые пленки. Речь в топике идет о ч/б и сравнивать такие эмульсии с многослойными цветными некорректно.

2,3.Правильные названия - "фотоматериал с постоянным коэффициентом контрастности" и "фотоматериал с постоянной гаммой проявления". Расхожий пример - Фото64. У традиционного фотоматериала при проявлении характеристическая кривая (если она нарисована с нормальной S-образностью - общий подъем слева направо. А то сейчас любят рисовать наоборот. Ну, с точностью до знака - и так тоже можно) при удлинении проявления поворачивается против часовой стрелки, сдвигается влево и плотности в полках тоже растут. Т.е. гамма растет с проявлением. Постоянная гамма означает, что поворота не будет.

Поэтому очень часто гамму советуют регулировать временем и/или энергичностью проявления. А на многих современных пленках это выявится сильно иначе. Потому что рекомендации переписываются из книжки в книжку, а жизнь - она идет своим ходом.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта