чем отличаются "правила композиции" от "законов восприятия"

Всего 4 сообщ. | Показаны 1 - 4
чем отличаются "правила композиции" от "законов восприятия"
Эта заметка - результат наблюдений за обменом мнениями фотографов на форумах и обсуждениях фоторабот.

"Законы" восприятия (или скажем физики или еще какого либо явления) - это формулировки закономерностей в этом явлении, которые человечеству удалось во первых заметить, а во вторых более менее сформулировать. Эти формулировки непрерывно уточняются как по результатам тщательности самих наблюдений, так и в ходе осознания и обобщений этих результатов.
"Закон" бытия невозможно "не исполнить", например глупо говорить нечто в роде: "я отказываюсь исполнять закон всемирного тяготения". Так же глупо говорить про кого то, что он "выполняет умышленно закон тяготения". "закон" проявлется в тех или иных явлениях сам по себе. Его можно просто "не знать". А можно еще просто не замечать даже зная о нем - ну как поступает большинство с тем же "тяготением". Вообще о "законах" размышляет лишь небольшая часть человечества, поставившая перед собой какие ни будь особые задачи, "ученые" например. Остальные люди живут свободно, не задумываясь о них. И это - нормально.

"Правила" целиком сочиняет человек, и по форме и по сути. Правило предписывают поведение человека, но не отражают состояние действительности.
Правила можно нарушать. Технически это возможно. Чтобы правила "выполнять" перво наперво необходимо знать правила, необходимо "образование".

Часть правил поведения общества принятоназывать "законами", пример тому "уголовный кодекс". Однако подобный закон не равен закону того же "тяготения" и не более чем сочиненное кем то "правило".

Когда фотографы спорят о необходимости соблюдения "законов и правил" , то заметно, что смешивают в одну кашу и законы восприятия и правила кем то сочиненные. Потому и не могут достигнуть никакого консенсуса.

Рассмотрим споры о "законах композиции" и "правиле золотого сечения". Уже в формулировках этих понятий полная неопределеннось. В композиции как таковой "законов" нет. Есть несколько законов в восприятии композиций, то есть в поведении человека, а не в свойствах объекта наблюдения. То есть в данном случае важны условия , в которых находится наблюдатель,а не только то, как выглядит композиция. Понимания этого обычно в спорах не заметно.
С "правилами ЗС" дело обстоит еще печальней. Мало того, что с "правилами" можно поступать произвольно по определению, так еще и сами правила подразумеваются бог весть кем сочиненные, да еще и совершенно разные.

Когда идет уголовное разбирательство, первое что делают люди - уточняют, какая именно "статья УК" нарушена в деле. У фотографов все не так: они говорят "вообще" о всех "правилах ЗС" в любой формулировке, не видя разницы даже в том под какие именно условия писалось то или иное правило. Это примерно так же как если судья россии то возмет уголовный кодекс настоящей России, то кодекс времен Николая второго, то кодекс Арабских Эмиратовискренне не делая между ними разницы.

Вот в чем проблема наших споров.
Re[AndreyAP]:
Например:
Пресловутый "закон восприятия золотого сечения" действует независимо от воли автора и зрителя. Действует независимо даже от того, знают эти оба о том как он формулируется и в чем проявляется.
Что касается до "правил применения" - то их придумана тьма, в том числе и удивительно глупых. Даже по большей части глупых. Поэтому весьма логично именно "правилами" пренебрегать - при случае "закон восприятия" проявится сам по себе и проявится именно "как надо".
Re[AndreyAP]:
Вот что ещё важно понимать:
"Правила композиции" пишутся конкретными людьми как обобщение их личного опыта и их личного кругозора.
Именно поэтому эти правила не совпадают не только у разных авторов, но даже у разных "школ" и даже у "академий". Даже у современников "правила" разнятся.
Re[AndreyAP]:
Цитата:

от:AndreyAP

Вот что ещё важно понимать:
"Правила композиции" пишутся конкретными людьми как обобщение их личного опыта и их личного кругозора.
Именно поэтому эти правила не совпадают не только у разных авторов, но даже у разных "школ" и даже у "академий". Даже у современников "правила" разнятся.

Подробнее

Лишь слегка дополню. Имеет смысл заменить слово "правила" на словосочетание "рекомендации по применению/использованию..." и всё встаёт на свои места. В остальном всё абсолютно верно. Есть законы восприятия, которые работают не зависимо от хотелок воспринимающих и даже не заметно для самих воспринимающих. Так вот рекомендации описывают приёмы и методы, которые позволяют строить композицию таким образом, что бы эти самые законы восприятия многократно увеличивали свою эффективность в восприятии смысла, содержания художественного произведения, его эмоционального воздействия на зрителя... ну и тыды
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта