Благо, что в начале пути опытный мастер рассказал как поступать с плёнками при покупке...
класть их сразу в холодильник...
Купленные в конце 80-х несколько десятков ОРВОХРОМ-21 (дефицит по советским временам) по мере использования изымались из холодильника. Последняя была просрочена лет на четверо... Изменения качества не было. Те, что купил на грани срока годности холодильник уже не спас - упала на ступень/полступени чувствительность и поблекли цвета.
С чернобелыми пленками 250ед. которые очень долго хранил в холодильнике и после срока годности - чувствительность упала более чем на ступень, а зерно стало крупнее. Резко повысился контраст. Теоретически такую пленку можно использовать для стилизованых портретов или "ню" с сильным контровым светом, где главное форма и граница "света и тени" на форме...
Т.е. снимать просроченной пленкой то, что требует по замыслу художника эффект зерна и резкой игры очень резкого контраста, забыв о детализации и тональных переходах. Снимать со значительной передержкой до 3-4-х ступеней... О звенящей резкости тоже забыть. При передержках резкость уходит... Т.е. придумать как художественно использовать: контраст, нерезкость, зерно, блеклость красок (для цветных плёнок). Для этого покупать несколько пленок из одной партии и для стабильной повторяемости "эффектов" хранить в холодильнике по мере использования.
Есть мастера, которые любят (и умеют) работать в стиле "очень старой пленки". Один из таких мэтров в Риге это Глэйзд. Кажется уже умер. Его учил другой старый мастер (очень опытный любитель) у которого учился и я. Глэйзд еще использовал для усиления контраста светофильтры при чернобелой пленке. Их секрет (комбинацию фильтров и технику обработки плёнок под них) никто не знает, а его работы неоднократно публиковались в советское время в качестве иллюстраций и отдельными альбомами и календарями. По его работам, в детстве, учился воспринимать фотографию как игру света и тени.