Хороший текст. Автор - miu mau. Оригинал: http://www.miu-mau.org/70.html
-----------------------------------------------------
Этот текст касается только дизайна и графики. Я хотела написать статью, а не эссе, поэтому сразу ограничим беседу самым главным.
Что побудило меня к его написанию?
Я регулярно получаю письма от дизайнера, с настойчивыми просьбами оценить его работы. Сказать о них что-либо хорошее сложно, хотя он очень старается и работает много, а обижать человека не хочется. Он чувствует какой-то непорядок и не устает обращаться со вопросами: "Скажи что-нибудь про мои работы. Почему они не нравятся заказчикам и отталкивают работодателей?" Все друзья и коллеги, видевшие его труды, как один выносят приговор: "У человека нет вкуса". Звучит как диагноз ужасной неизлечимой болезни, который страшно сообщить пациенту. Действительно ли это так? Поиски надежды на исцеление привели нас к вопросу: можно ли, при наличии большого желания, старания и усилий обзавестись этим труднодоступным "хорошим вкусом"?
Вкус эстетический - способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. (БСЭ)
Утверждают, будто о вкусах не спорят. Однако что такое "плохой вкус", понимают все профессионалы, успешно работающие графиками или дизайнерами. Само по себе слово "вкус" описывает нечто индивидуальное, субъективное, то, в чем человек руководствуется собственными предпочтениями, а не общими правилами, и тем не менее, хороший или плохой вкус в графике и дизайне - это вполне конкретные понятия, определяемые многочисленными параметрами. Хотя здесь идет речь о таких тонких материях, как чувство меры или гармония, границы хорошего вкуса описаны достаточно четко. Счастливые обладатели развитого хорошего вкуса чаще всего не могут сформулировать даже десятка правил, которыми руководствуются сами, - они были обучены им с детства и пользуются своими знаниями интуитивно.
Постичь все правила хорошего вкуса означало бы, изучить сразу целый ряд сложнейших наук. Похоже на изучение китайского языка - в детстве ено выучить можно, но для взрослого человека это почти немыслимо. Не только потому, что надо запомнить 15 тысяч иероглифов, которые часто невозможно отличить друг от друга в различных написаниях - этот язык имеет целое измерение, нам совершенно не знакомое - в нем надо петь. От интонации, с которой произносится определенное слово, зависит его значение, и часто одно и то же слово "спетое" двумя разными способами, имеет несколько диаметрально противоположных значений. О том, насколько трудно понять носителей языка, говорящих быстро и невнятно, нечего и думать.
Но можно говорить медленно и отчетливо.
После того, как Адриан Фрутигер разработал систему "Univers", придумывание совершенно новых шрифтов, пригодных для набора больших текстов, в принципе, закончилось. Эта система описала все правила, которым нужно следовать, для того чтобы шрифт выглядел гармонично. Для многих букв есть разные допустимые варианты, но их число оказалось ограниченным. По его собственным словам, Фрутигер просчитал не столько все закрашенные плоскости, сколько "воздух между ними", и вывел формулу абсолютного равновесия между светом и тьмой. Справедливость его утверждений подтверждается статистикой, - с момента создания системы Univers, первые 5 мест в "top ten" используемых по всему миру шрифтов стабильно заняты шрифтами Frutiger, а его OCR-B признан мировым стандартом компьютерной промышленности с 1973 года. Сегодня Фрутигер с уверенностью говорит: следуйте при создании ваших шрифтов законам, описанным в системе Univers, и ваше произведение будет выглядеть хорошо в любом случае.
Ему понадобилось несколько десятков лет, чтобы разложить по полочкам правила хорошего вкуса в отношении всего лишь нарисования всех букв алфавита. На изучение этих правил потребуется не намного меньше времени.
В более широком смысле описать правила обращения с тенью и светом и расположением изображений на плоскости попытался Леонардо да Винчи. Мне попадались всего двое, умудрившихся прочитать и изучить полное собрание его сочинений на эту тему, и даже самых важных законов, вроде "золотого сечения", отобранных некогда "для ленивых", хватает на целую дисциплину именуемую композицией, изучаемую во всех художественных вузах в течении четырех лет.
"Хороший вкус" требует знания нескольких наук подобного калибра - о цветах, композиции, перспективе, о фактурах, ненавистного для всех студентов материаловедения и докучливой науки о шрифтах.
Выходит, что обучить любого желающего правилам хорошего вкуса можно, хоть это и трудно, и надежды на то, что у взрослого, занятого человека хватит на это времени и мотивации, мало. Почему же тогда никто не признается в этом, а отсутствие вкуса рассматривается как безнадежное положение?
1.
Мало того, что правил огромное количество, и выучить их все невероятно сложно, небольшие отступления от них часто не считаются чем-то зазорным, и большинство профессионалов совершают их регулярно. Когда начинается обсуждение вопроса, можно ли позволить себе отступать от правил, и насколько, профессионалы прикрываются фразой "о вкусах не спорят". Для людей понимающих все просто - нарушать правила можно, до тех пор, пока человек знает и помнит об их существовании. Слишком далеким отступление считается, "Если влияние этого правила более не просматривается в работе." (с) Фрутигер.
Дискуссия заканчивается очень простым замечанием: Зная большинство правил, можно обойтись и без отступлений. Возможно, это будет не столь романтично, но опыт показывает, что результат от этого скучнее или хуже не становится. Примером тому служат работы иллюстратора Доминика, много лет назад давшего себе обет держаться в рамках правил, выявленных Леонардо.
2.
В последнее время в графических и дизайнерских произведениях окружающих нас со всех сторон, наблюдается совершенно невероятное засилие безвкусия. Этот "праздник дурного вкуса" настолько масштабен, что напрашивается мысль о некоем тайном заговоре, преследующем цель отшибить у людей всякие остатки понимания происходящего. Может это делается для того, чтобы "надавить" на людей и "поставить их на место", по принципу, "что скажем, то и съедите"? Размышлять об этом здесь бессмысленно, но разобраться с красотой и уродством в таких условиях становится явно намного сложнее.
Неужели - в морг?
Обратимся к самым старомодным источникам. Те самые "шедевры мирового искусства", вошедшие в историю, соответствуют правилам более всего, на них стоит смотреть часто и внимательно. Основательное художественное образование тоже пригодится, чем старомоднее и строже - тем лучше, заодно можно прикинуть реалистичные сроки, - чтобы заметно продвинуться, понадобится не меньше 4 лет регулярной работы над вопросом.
А примеры, явно противоречащие всем правилам хорошего вкуса, и тем не менее безудержно восхваляемые со всех сторон, мы рассматривать не будем вовсе. Их популярность обусловлена другими причинами, находящимися за пределами наших интересов.
Следует иметь ввиду, что приобретенный тяжелым трудом хороший вкус все равно будет почти никому не нужен. Нет его - плохо, но когда он есть, его неизменно душат со всех сторон, ссылаясь на бредовые пожелания заказчиков и самые разные "политические причины".
Но мы-то знаем, что самых "непонятных и ненужных вещей" людям хочется больше всего.
Чтобы немного разбавить...
Всего 14 сообщ.
|
Показаны 1 - 14
Чтобы немного разбавить...
Re: Чтобы немного разбавить...
Еще цитатка того же автора. Слова типа дезигн можно заменять на фотография.
[quot]В какой-то момент дизайн представляет возможность относительно просто заработать себе кусок хлеба с маслом, и дизайнеры, сознательно решившие кормить себя этой работой до конца дней своих, старательно развивая все описанные выше способности, и изучая все вокруг с целью пополнить арсенал своих творческих приемов, становятся сокровищем для всякого работодателя.
Другие решают, что пора становиться "самостоятельной величиной" и, перелистав собственную папку, вдруг озадачиваются страшным вопросом: "Где же мой почерк? Мой собственный, неповторимый стиль, где во всех этих коллажах из увиденного вокруг - я?"
Выясняется, что даже зарисовки, сделанные "для себя" носят отпечаток всего, столь старательно изучавшегося в последние годы. Исполнив копии всего лучшего не один раз, мы не можем сделать аппликации не похожей на работы великого Матисса, наброска, не вдохновленного любимым Шиле или стилизованной фигурки, не напоминающей работы пятерых популярных иллюстраторов современности сразу. О большинстве своих работ мы слышим: "Понятно, ты смотрел сюда", или "Тебе нравится вот это".
Ничего страшного в том, что в работах художника заметно влияние его кумиров нет, однако дизайнеров и иллюстраторов подводит привычка копировать и срисовывать образцы, старательно подавляя собственные "индивидуальные черты", иной раз до их возникновения дело просто не доходит.
Откуда же берется это неповторимое "я", называемое почерком, собственным стилем или лицом рисующего человека? Из его уникального взгляда на мир.
Копируя чужой рисунок, мы воспроизводим не мир вокруг нас, а чью-то интерпретацию вещей, живьем нами не виданную. Кто-то уже пережил и выстрадал увиденное, изобразил, как мог, наделив произведение своим настроением, характером, опытом и фантазией. Все, что мы можем срисовать с чужой работы, нашим не является
Единственный способ избавиться от чужих шаблонов или наработок и обзавестись собственными - отложить подальше все лучшие примеры, книги и картинки. Что для начинающего художника - обязательно, для опытного дизайнера или иллюстратора, желающего обзавестись собственным лицом - смерть. Не нужно больше заглядывать в любимые книги, чтобы вспомнить, как было нарисовано красивое пятно или положены штрихи. Смотрим на реальный мир и пытаемся изобразить то, что видим. И штрихи изобретаем и совершенствуем сами, и цветные пятна рисуем всеми материалами подряд, пока не получится то, что нас устраивает.
И когда родится работа, начиненная вашими мыслями, чувствами, опытом и видением вещей, она будет неповторима и "похожа только на вас".
Жаль, что лишь немногим удается совмещать подобные эксперименты с "обычной работой дизайнера". [/quot]
[quot]В какой-то момент дизайн представляет возможность относительно просто заработать себе кусок хлеба с маслом, и дизайнеры, сознательно решившие кормить себя этой работой до конца дней своих, старательно развивая все описанные выше способности, и изучая все вокруг с целью пополнить арсенал своих творческих приемов, становятся сокровищем для всякого работодателя.
Другие решают, что пора становиться "самостоятельной величиной" и, перелистав собственную папку, вдруг озадачиваются страшным вопросом: "Где же мой почерк? Мой собственный, неповторимый стиль, где во всех этих коллажах из увиденного вокруг - я?"
Выясняется, что даже зарисовки, сделанные "для себя" носят отпечаток всего, столь старательно изучавшегося в последние годы. Исполнив копии всего лучшего не один раз, мы не можем сделать аппликации не похожей на работы великого Матисса, наброска, не вдохновленного любимым Шиле или стилизованной фигурки, не напоминающей работы пятерых популярных иллюстраторов современности сразу. О большинстве своих работ мы слышим: "Понятно, ты смотрел сюда", или "Тебе нравится вот это".
Ничего страшного в том, что в работах художника заметно влияние его кумиров нет, однако дизайнеров и иллюстраторов подводит привычка копировать и срисовывать образцы, старательно подавляя собственные "индивидуальные черты", иной раз до их возникновения дело просто не доходит.
Откуда же берется это неповторимое "я", называемое почерком, собственным стилем или лицом рисующего человека? Из его уникального взгляда на мир.
Копируя чужой рисунок, мы воспроизводим не мир вокруг нас, а чью-то интерпретацию вещей, живьем нами не виданную. Кто-то уже пережил и выстрадал увиденное, изобразил, как мог, наделив произведение своим настроением, характером, опытом и фантазией. Все, что мы можем срисовать с чужой работы, нашим не является
Единственный способ избавиться от чужих шаблонов или наработок и обзавестись собственными - отложить подальше все лучшие примеры, книги и картинки. Что для начинающего художника - обязательно, для опытного дизайнера или иллюстратора, желающего обзавестись собственным лицом - смерть. Не нужно больше заглядывать в любимые книги, чтобы вспомнить, как было нарисовано красивое пятно или положены штрихи. Смотрим на реальный мир и пытаемся изобразить то, что видим. И штрихи изобретаем и совершенствуем сами, и цветные пятна рисуем всеми материалами подряд, пока не получится то, что нас устраивает.
И когда родится работа, начиненная вашими мыслями, чувствами, опытом и видением вещей, она будет неповторима и "похожа только на вас".
Жаль, что лишь немногим удается совмещать подобные эксперименты с "обычной работой дизайнера". [/quot]
Re: Re: Чтобы немного разбавить...
Спасибо ео, очень интересно!
Re: Re: Чтобы немного разбавить...
Невыносимо грустно. Прочитав Это, вобщем-то, прописные истины, следует немедленно бежать подальше от интернет-ресурсов. Желательно, в Пцшкинский музей или в Третьяковку. Кстати. а вот фотомузея в Москве до сих пор нет. Я бы туда сбежал. ;)
Re: Re: Re: Чтобы немного разбавить...
от: CSB
Спасибо ео, очень интересно!
Присоединяюсь! :)
от:Александро1
Невыносимо грустно. Прочитав Это, вобщем-то, прописные истины, следует немедленно бежать подальше от интернет-ресурсов. Желательно, в Пцшкинский музей или в Третьяковку. Кстати. а вот фотомузея в Москве до сих пор нет. Я бы туда сбежал. ;)Подробнее
Есть. Московский дом фотографии - не совсем музей. Но там проходят очень интересные тематические выставки. Очень удобно, что на их сайте есть "афиша" :)
Re: Re: Re: Re: Чтобы немного разбавить...
Довольно симпатичный текст, но когда человек на полном серьезе пишет такое:
"Все, что я хотела в этой области сделать, я сделала. Всего достигла. Всему научилась. Все смогла."
...или вот такое (без тени улыбки):
"Однажды мой друг Стэнли - очень хороший фотограф - подслушал беседу двух художников, которые сокрушались о том, как сложно заставить руку рисовать то что у автора в голове. "У меня таких проблем нет" - сказал Стэнли - "когда я смотрю на что-то через объектив, оценив условия вокруг, я точно знаю, что у меня получится". Рецепт Стэнли прост - он учился на фотографа в дорогом американском институте, где ему пришлось сделать сто тысяч фотографий, записывая при этом все про условия, в которых делался снимок. После все эти "где", "когда" "чем" и "на чем" нужно было анализировать и запоминать, и через каких-то 15 лет Стэнли научился безошибочно предвидеть, как будут выглядеть его фотографии.
С рисунками и картинами все еще сложнее."
становится неловко за автора.
"Все, что я хотела в этой области сделать, я сделала. Всего достигла. Всему научилась. Все смогла."
...или вот такое (без тени улыбки):
"Однажды мой друг Стэнли - очень хороший фотограф - подслушал беседу двух художников, которые сокрушались о том, как сложно заставить руку рисовать то что у автора в голове. "У меня таких проблем нет" - сказал Стэнли - "когда я смотрю на что-то через объектив, оценив условия вокруг, я точно знаю, что у меня получится". Рецепт Стэнли прост - он учился на фотографа в дорогом американском институте, где ему пришлось сделать сто тысяч фотографий, записывая при этом все про условия, в которых делался снимок. После все эти "где", "когда" "чем" и "на чем" нужно было анализировать и запоминать, и через каких-то 15 лет Стэнли научился безошибочно предвидеть, как будут выглядеть его фотографии.
С рисунками и картинами все еще сложнее."
становится неловко за автора.
Re: Чтобы немного разбавить...
К сожалению для профессии "дизайнер", доступность компьютера сделала свое черное дело и, каждый, кто открыл графический пакет именует себя этим звучным именем. И отделить зерна невероятно тяжело.
Re: Re: Чтобы немного разбавить...
от:И.П.Б.
К сожалению для профессии "дизайнер", доступность компьютера сделала свое черное дело и, каждый, кто открыл графический пакет именует себя этим звучным именем. И отделить зерна невероятно тяжело.Подробнее
В фотографии ту же функцию выполнило изобилие [цифро]мыла.
Re: Re: Re: Чтобы немного разбавить...
от:Egorот:И.П.Б.
К сожалению для профессии "дизайнер", доступность компьютера сделала свое черное дело и, каждый, кто открыл графический пакет именует себя этим звучным именем. И отделить зерна невероятно тяжело.Подробнее
В фотографии ту же функцию выполнило изобилие [цифро]мыла.Подробнее
Совершенно верно. Чем проще получить результат и доступнее процесс, чем меньше извилин надо задействовать, тем больше желающих :) А сейчас, даже наличие спец.образования, не говорит ни о чем.
Re: Re: Re: Re: Чтобы немного разбавить...
Интересно. Мне кажется, что вкус - понятие приобретаемое. Его возможно привить, развить или приобрести. Если вспомнить графа Монте-Кристо, то за исключением приключений и самой истории в принципе человек приобрел "вкус". Это требует многих усилий, и, наверное, самообразования. Мне так каааца.
Re: Re: Re: Re: Re: Чтобы немного разбавить...
от:RVR
Интересно. Мне кажется, что вкус - понятие приобретаемое. Его возможно привить, развить или приобрести. Если вспомнить графа Монте-Кристо, то за исключением приключений и самой истории в принципе человек приобрел "вкус". Это требует многих усилий, и, наверное, самообразования. Мне так каааца.Подробнее
Эх, еще бы учителей достойных найти. И непротиворечивых.
Спасибо автору.
Хорошая статья. Спасибо автору.
Re: Чтобы немного разбавить...
Жека спасибо!! действительно интересно и познавательно! развить тему мне пока не видется возможным.. пока только поглащаю!
еще раз спасибо!
еще раз спасибо!
Re: Re: Re: Re: Re: Чтобы немного разбавить...
от:RVR
Интересно. Мне кажется, что вкус - понятие приобретаемое. Его возможно привить, развить или приобрести. Если вспомнить графа Монте-Кристо, то за исключением приключений и самой истории в принципе человек приобрел "вкус". Это требует многих усилий, и, наверное, самообразования. Мне так каааца.Подробнее
Мне тоже так кааца.:) Ещё добавлю, что вкус должен лечь на подготовленный фундамент - и самообразование, и образование, и интеллект мало-мальский, и опыт (жизненный в том числе), и пр.