Осмелюсь ещё раз повторить то, что и так очевидно при экспозамере и почему он разный, причём, как минимум, один из них неправильный:
всё дело в типе просветления!
Дело в том, что просветление имеет ярко выраженный цвет на отражение, следовательно, пропускание тоже поплывёт по цвету. Со старыми объективами с малым количеством линз и с однослойным покрытием должно быть более-менее точно, потому что и влияние просветления мало (отражающих поверхностей мало), и спады у полосы пропускания пологие.
Многослойные же просветления мало того, что они имеют другую крутизну характеристик пропускания/ отражения, так они ещё и другие участки спектра давят.
Скажете, ну и что? А теперь самое время вспомнить, что экспозамер делается или из-под цветных фильтров матрицы, или на зеркалках из-под фильтров экспозамера, которые у кого-то цветные, а у кого-то нейтральные (как бы, потому что ближнее ИК они обязаны давить и не факт, что не прихватывают при этом красный участок, и не факт, что матрица это делает идентично...).
А если даже экспозамер уходит от цветастости оптики на целый стоп, то почему цвет на выходе должен быть одинаковым? Естественно, он отличается.
Кстати, старые объективы желтят, потому что покрытие на отражение сиреневое, то есть, сирени на выходе из объектива будет недоставать и появится избыток оппозитного цвета.
Насчёт того, что цвет не правится.
Правится! Прямо в конвертере, хоть на вкус делаем пресет, хоть калибруем камеру + каждый объектив и ставим профиль...
Насчёт так называемой "плотности цвета". Это вкус, испорченный слайдами, у которых входной ДД 1,5-2Д, а выходной - 3-4Д.