Какой вопрос - такой ответ или почему важна плоскость фокуса в Rolleiflex TLR

Всего 1 сообщ. | Показаны 1 - 1
КАКОЙ ВОПРОС - ТАКОЙ ОТВЕТ ИЛИ ПОЧЕМУ ВАЖНА ПЛОСКОСТЬ ФОКУСА.


И так, чтобы не мучить Harry Fleenor вопросами, эту часть еще может оставим на сладкое, так как всегда интересно мнение знающего человека, хотя бы для сравнения посмотреть, что он ответит на нормальный, развернутый вопрос, охватывающий все исходные нашего разбора.
Ведь все знают - какой вопрос задашь такой ответ получишь.


Для начала напомним пройденное!
Изменение глубины зазора фильмканала происходит за счет смещения прижимного столика в камерах RolleiflexTLR. Об этом говорят изменение высоты жестких упоров в конструкции камеры путем перемещения прижимного столика (положение 24-36, 6х6), подтверждается показанием автоколлиматора и соответствующими рекомендациями производителя, чьи инженеры предусмотрели данную конструкцию. Кому интересно, зазор между направляющими фильм канала и прижимным столиком в положении 6х6, по моим замерам, составляет:
- для камер 2.8F и 3.5F = ~0.3мм
- для камер типа 2.8С и 2.8 D= ~0,25мм.
Почему разница, сказать трудно, может сточилось со временем, может предусмотрено конструктивно, ведь конструктивно камеры все время дорабатывали, но глубина зазора фильмканала аккурат в границы толщины широкой пленки ТИП-120. Для справки, по микрометру толщина пленки ТИП-120 FOMA-100 составляет ровно 0.25 мм, вместе с ракордом, другие могут быть толще или тоньше.
При перемещении столика из позиции 6х6 в позицию 24х36, глубина зазора фильмканала уменьшается примерно в 2 раза (в моем случае 0.017мм), ровно чтобы скомпенсировать толщину ракорда и не мешать нормальному движению пленке без него.

После повторения прошлого материала вернемся к основной теме.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА ПЛОСКОСТЬ ФОКУСА.

Был проведен эксперимент с несколькими камерами Rolleiflex(2.8С 2.8F 3.5F)
Rolleiflex2.8С 2.8F– юстированы по пленке с положением столика 6х6
Rolleiflex3.5F– юстирована по зеркалу приложенное к направляющим фильмканала.
Замеры, честно сказать очень неоднозначные, так как все показания всегда были не похожими, но в них есть система.
При замере на камерах Rolleiflex 2.8С и 2.8F (с нормальным положением прижимного столика) показания варьировались в диапазоне плс\мнс 0.05мм относительно нулевой точки. При переводе прижимного столика в положение 24х35, показания могли уходить до +0.15 +0.2 мм (очень много) создавалось впечатление неравномерного натяжения пленки выгиба пленки в сторону объектива. В принципе, такое поведение пленки допускается, но в нашем случае оно имело достаточно значительный характер. Дополнительно отмечается резкое затруднение протягивание пленки (показатель того что нет технологического зазора для нормального протягивания пленки, что косвенно подтверждает выкладки в начале статьи и каждый лично может проверить, без какого либо дорогостоящего оборудования)
При замере на камере Rolleiflex3.5F была явная не системность , показания изменялись в большом диапазоне, примерно от -0,05 мм до +0,16 (было и больше) буду переделывать.

Теперь самое интересное, в фотографии есть не маловажная составляющая, которая отвечает за условие получения резкого изображения (грубо но близко к теме) – кружок нерезкости (рассеяния). Для среднего формата (6х6) эта величина = 0,058мм
С учетом диафрагмы, зона формирования глубины резкости фокуса на плоскости пленки составит:
- для 2.8 = 0,16мм
- для 3.5=0,2мм
т.о. получается, что для камер 2,8 пленка может иметь погрешность колебания в пределе 0,16 мм в оба направления, для 3.5 это составит 0.2 мм.

А теперь вернемся к снятым отклонениям для пленки в разных положениях прижимного столика и вариантов юстировки, будет видно, что для полностью открытых диафрагм, в случае когда какое либо рекомендованное условие при работе с камерой не выполняется, резкость изображения практически проходит по краю, при условии что фотограф и объект не влияют на всю нашу систему - они статичны (что в реальности не так). Совсем другая картина если соблюдать рекомендаций при эксплуатации камеры и выполнении работ по юстировке оптической части.

Интересное дополнение.
Зная тот факт, что пленка не могла быть протянута идеально (имела искажение плоскости) инженеры компании Franke & Heidecke, в некоторых моделях Rolleiflex TLR, предусмотрели держатели под специальную вставку "pan-glass", которую изготавливали из оптического стекла, тем самым с ее помощью пытаясь уменьшить влияние искажения плоскости пленки и получения лучших результатов.




ЭТО ТОЛЬКО ПЕРВАЯ ЧАСТЬ, ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Далее раскроем момент, почему же с такими хорошим объективом (Planar и Xenotar), некоторые кадры имеют небольшое разрешение, хотя субъективно резкость на месте и снимали со штатива.

для нетерпеливых - можете начинать отсюда
https://vk.com/rolleiflex_tlr?w=wall-43156828_1263

Не забываем критиковать, дополнять и делать замечания!

#rolleiflex #rolleicord #rollei #planar #xenotar #xenar #среднийформат #6x6
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта

Обратная связь

Здесь вы можете оставить свои контактные данные, чтобы мы могли связаться с вами.