Цитата:от:Real_Pastor
Ну да, тесты по светопропусканию хоть иногда встречаются, пусть и отсутствуют чаще всего в маркировке. Типа ф-стопы - это геометрическая светосилы, а т-стопы - светопропускание. И в отличие от геометрической светосилы, светопропускание может быть разным даже у одинаковых объективов, один новый, а второй слегка поюзанный и с пылью на линзах. ГРИП тот же, а света уже меньше на матрицу попадает и т-стопы меньше, соответственно. И да, чаще всего, чем больше линз, тем меньше светопропускание. У того же 70-200 от кэнона т-стопы на дхо - 3.3, то есть заметно ниже 2.8...Подробнее
Раньше многолинзовый объектив со светосилой f1,4 имел реальную светосилу как и не светосильный собрат с f3,5. Причина была проста - потери света на границе "стекло-воздух". На каждой такой поверхности за счет переотражений терялось до 5% света. Для многолинзового объектива потери могли составить 35%. О создании 12-16-линзовых объективов тогда вообще мечтать не могли - потери света были бы катастрофичными. Проблему решила технология нанесения просветляющего покрытия. Сначало оно было однослойным и только на 2-3-х линзах. Наносили, как правило, для определённых спектров света, участвующих в формировании изображения на плёнке. Это позволило снизить потери на границе "стекло-воздух" до 0,2-0,5 процентов для каждой из границ. Потери стали составлять всего 3,5% для семилинзового объектива, что позволило приблизить физическую светосилу с геометрической. Сама технология нанесения просветляющего покрытия по тем временам была сложная. Затем всё усовершенствовалось и просветляющее покрытие стали наносить уже трёх- и даже семислойное (как, например, делал Пентакс). Но, опять же, не на все линзы (очень дорого получается для потребителя). В теории, если на все линзы объектива нанести просветляющее покрытие для всего спектра видимого света, то можно будет видеть только оправу объектива с двигающимися в ней лепестками диафрагмы. Сейчас уже никого не удивишь зумами с семнадцатью линзами. Предвосхищая возражения "а как же объективы со светосилой 0,85 или 0,96, которые выпускали уже в середине 20-го века"? Да, они были "светосильными"...с реальной светосилой 3,5.
Отмечу, что просветляющие покрытия могли отсвечивать разными цветами - от фиолетового до янтарно-жёлтого, что разделило объективы фотографами на "холоднорисующие" и "теплорисующие". При съёмке на слайд разными объективами оттенки снимков получались разными. При просмотре слайдов через проектор это вызывало дискомфорт. Цейс решил проблему следующим образом - на объективы стали наносить просветляющее покрытие, дающее в итоге одинаковый цветовой оттенок на слайде, а сами объективы стали маркироваться индексом T*, обозначавшего стабильную цветопередачу.
Тенденция по улучшению изображения за счёт применения новейших разработок в оптикостроении сохранились и некогда революционные решения - асферические линзы, линзы с низким и сверхнизким коэффициентом преломления, флюоритовые линзы, новые просветляющие покрытия (нанопокрытия) получили широкое распространение. Правда, Цейс и тут не остался в отстающих или середнячках. Его превосходные объективы Отус, Мальвус и многие другие могут являться эталоном высочайшего качества изображения для других производителей оптики.