снимки техники? Я имею ввиду фотографии, где какой-нибудь гаджет
представлен не в естесственном окружении, лежащий на траве или на столе,
а сфотографирован так, как будто кроме него больше ничего не
существует? И выглядит он отлично. А еще, вы наверняка заметили, что на
фотографиях "неспециалистов" - предметы далеко не всегда такие
красивые...
Попробуем стать немного специалистами и сделать снимок небольшой вещицы.
Для этого нам потребуется больше оборудования, чем просто
фотоаппарат с объективом. Список можно разделить на две части - то, без
чего мы не сможем обойтись, и то, что нам может помочь, но обязательным
не является.
Первая часть списка оборудования. Обязательная
Она состоит из всего одной вещи: фотобокса. Фотобоксы бывают разные.
наиболее распространенными являются формы в виде куба, конуса и
"кокона". Самый стандартный и распространенный - куб.
Фотобокс можно сделать своими руками, как рассказано тут,
а можно просто купить, обойдется недорого (от 50 уе), и от самодельного
будет отличаться складной конструкцией, что принесет немало пользы в
будущем. Мой бокс, например, в сложенном состояниии занимает места не
больше, чем летающая тарелка.
Фотобокс - простейший метод борьбы с тенями. Для начинающих
фотографов - очень удобный инструмент. Опытные фотографы, в дополнение
к боксам, используют предметные столы, которые требуют понимания
правильной установки света, но дают большую гибкость в реализации
художественных замыслов.
Простейший домашний вариант стола можно сделать из листа плотного ватмана.
В качестве отступления: предметная съемка, она же, на
жаргоне - "предметка", очень хороший тренажер для работы со светом. Вы
можете использовать любые подручные светильники, располагать их как
считаете нужным и смотреть на результат. Главное, что вас никто не
будет подгонять, и никто не будет страдать из-за ваших экспериментов,
потому что предметы обычно никуда не спешат, и не обижаются на плохие
снимки. "Предметка" легко может стать любимым развлечением и поможет
коротать долгие зимние вечера. Учтите: вы обязательно получите отличный
результат, только нужно запастись терпением.
Вторая часть списка оборудования. Необязательная
Штатив.
Все равно штатив крайне желателен. В список необязательных вещей я
его поставил лишь потому, что дома можно найти что-то, с помощью чего вы
сможете худо-бедно, но закрепить фотоаппарат, а если снимать со
вспышкой, то выдержки станут достаточно короткими и смаза можно не
опасаться. Но снимать таким методом все подряд - не очень интересно. И
очень неудобно. И у вас может пропасть желание вообще этим всем
заниматься. Так что шататив пригодится. Можно обойтись короткими
настольными треногами или оригинальными штуками типа gorillapod (и не
забудьте про голову для штатива - они идут в комплекте не со всеми
треногами).
Чуть не забыл: не покупайте штативы, которые качаются от щелчка затвора.
Дистанционный пульт.
Он очень облегчит вам работу. Вот страница родного SR9NX01.
О приобретении не пожалеете. Конечно, можно щелкать и руками, или
использовать спуск с задержкой, но это неудобно и неоперативно.
Вспышка.
Можно использовать вспышку. Одна из тех редких ситуаций, когда "пых в
лоб" принесет достойный результат. Вспышки к фотоаппаратам Samsung NX
найти можно здесь.
Фон.
То, на чем лежит ваш предмет называется фон. Обычно - бумага или
ткань. Вы уже догадались, что чисто белый вариант хорош для
протокольной съемки, и если появляется желание добавить в снимок изюма,
то объект съемки и фон должны друг с другом взаимодействовать.
Контрастировать или гармонировать - вопрос вашей идеи, но в любом
случае - не забывайте использовать подручные материалы, которые можно
приобрести во всяких художественных лавках по демократичным
ценам (иногда годится и фотошоп, а иногда - старое полотенце).
Подготовка к съемке
С оборудованием - понятно. Теперь, для новичков в фотографии, хочу
сделать отступление в терминологию. Далекие от фотографии люди часто
путают макро-съемку и предметную съемку. Так вот, макро-съемка и
предметная съемка - это теплое и мягкое. Макро подразумевает под собой
фотографию, когда реальные размеры объекта съемки близки к его размерам
на матрице фотоаппарата. Предметная съемка - это съемка предметов, и не
более. То есть, макро-съемка тоже может быть предметной. Но чаще всего,
под предметной съемкой подразумевается фотографирование неодушевленных
объектов, которые можно перенести в руках. Что-то, что меньше
автомобиля, но больше монеты. Отступление это я сделал для того, что бы
сообщить хорошую новость: макро-объектив для предметной съемки
необязателен. У него есть некоторые преимущества перед обычными, по
резкости например, но обычный китовый объектив (Samsung NX 18-55/3.5-5.6
или 20-50/3.5-5.6) отлично подойдет для задуманного. У китовых
объективов Samsung NX присутствуют два важнейших для нас параметра -
отменная резкость по всему полю кадра и малая дистанция фокусировки
(конечно, с остальными объективами NX ситуация не хуже, или даже лучше).
Важно сказать о фокусных расстояниях, на которых мы будем вести
съемку. Чем ближе фотоаппарат к объекту съемки, тем более выражены
перспективные искажения - ближняя часть предмета будет визуально
увеличиваться, а дальняя часть - уменьшаться. И наоборот - чем
фотоаппарат дальше, тем пропорции будут более ровными. В некоторых
случаях, искажения могут быть элементом художественного замысла. Но, в
подавляющем большинстве случаев, они не дают снять объект похожим на
себя. Выглядит это примерно так:
Фото с широкого угла:
С узкого угла:
Для начала можно поступить просто: выставьте объектив на фокусное
расстояние в крайние 50мм (или 55мм) и поставьте фотоаппарат на таком
расстоянии, что бы объект съемки располагался в кадре, как вы это
задумали.
Если понравятся занятия предметкой, то всегда можно приобрести NX
50-200/4-5.6, например, для еще большего выравнивания перспективы или NX
60/2.8 macro. С 50-200, кстати, удобно работать, так как вместо
перемещения штатива можно использовать его зум.
Теперь к параметрам съемки. Начну с диафрагмы. Пик резкости у Samsung
NX 18-55/3.5-5.6 приходится на значение диафрагмы в 8, его и
используйте. Захотите поиграть с глубиной резкости, так, что бы часть
предмета или фона были размыты - приоткрывайте диафрагму.
И конечно - ISO. Ставьте минимальное или около него. Для Samsung Nx10, NX100, NX11 - ISO 100-200 будет оптимально.
Подходящими режимами будут: приоритет диафрагмы (А), или полное
ручное управление (M). Для точной установки экспозиции полезно
пользоваться гистограммой, включив ее отображение на экране
фотоаппарата.
Важный момент - если вы не привыкли пользоваться определением баланса
белого цвета по листу, то есть повод попробовать. Условия внутри бокса
не меняются до тех пор, пока вы не измените свет, так что можно сделать
замер ББ один раз перед началом съемки и указать его фотоаппарату
вручную.
Важно про свет: не используйте несколько ламп с разными свойствами.
При работе с маленьким фотобоксом можно вообще обойтись одним ярким
источником света, установив его над боксом, и это будет наипростейшим
решением. Кстати, дневной свет - отличное освещение, самое "правильное",
так что если вы можете разместить бокс днем у окна, то делайте именно
так.
О самих предметах съемки: мягкие игрушки взбейте, куклам придайте
интересные позы, следы пальцев с полированных поверхностей удалите, и
- очень важно - сдуйте или протрите пыль. Конечно, бывает трудно
предусмотреть прямо все, и на помощь придет последующая ретушь снимка,
но облегчить себе будущую работу определенно стоит.
С подготовкой мы закончили.
Съемка
Теперь вам нужно сфотографировать предмет с как можно большего
количества ракурсов. Смещение или поворот на пару миллиметров могут
кардинально изменить ощущение от снимка. Так же, не забывайте менять
высоту штатива (или вашей стопки журналов под фотоаппаратом).
Учитывая неспешность процесса съемки и доступность подручных средств,
типа компьютер, не ленитесь перекидывать на него снимки и рассматривать
их на большом экране. Это поможет вам быстрее оценить, как снять
предмет наиболее выигрышно.
Последний совет: снимайте в raw с последующем доведением снимка в
конвертере. Предметка не добавит фотографий в семейный альбом, так
что, "готовым джипегом" обойтись хоть и можно, но результат, как мне
кажется, будет незаконченным.
В итоге у вас на руках должно оказаться некоторое количество
изображений предметов, каждое из которых можно спокойно использовать при
оформлении статей и обзоров. Как это сейчас делаю я.
Отдаю должное фотоаппаратам Samsung NX - они отлично подходят для
предметки. В плюсах: резкие объективы с хорошим разрешением и APS-C
матрица с большим количеством пикселей (14 mpx на NX10, NX100,
NX11), LiveView с возможностью увеличения кадра при наведении на
резкость, отсутствие зеркала, а значит - меньшие колебания камеры при
спуске затвора (функция "предподъем зеркала" присутствует далеко не на
всех зеркальных камерах). В минусах... нет ничего.
Если вы посмотрите еще раз на список оборудования в начале статьи, то
поймете, что ограничений для занятий этим видом съемки нет. Даже
финансовых. Фотобокс можно сделать своими руками из картонной коробки
- я приводил ссылку на рецепт; поставить его на окно и фотографировать в
свое удовольствие все, что попадется вам под руку.
Финал
Одним списком все, что мы делали:
- Поставили фотобокс с фоном и осветили его одним источником света
Закрепили фотоаппарат
Поставили режим А(или М), выбрали вручную баланс белого, ISO 100 и
диафрагму от 8 или еще более узкую, установили фокусное расстояние не
менее 50мм
Выбрали подходящую выдержку вручную (если режим М), или сделали коррекцию экспозиции (если режим "А")
Навелись на резкость вручную
Сфотографировали предмет.
Все очень просто. Пробуйте.
PS: снимки объектива, гарнитуры, телефона и соуса Tabasco сделаны просто для статьи, в иллюстрационных целях.