При этом, пейзаж является крайне сложным жанром, и требует от фотографа навыков больших, чем умение выбирать экспопару и устанавливать штатив.
В этой статье я расскажу об основных моментах, которые должны быть учтены пейзажистом. Информация будет далеко неполная, но достаточная для того, что бы вы смогли сделать хорошие снимки и получить от этого удовольствие.
Вам понадобится много оборудования. Помимо китового комплекта Samsung NX рекомендую иметь следующий набор:
Объектив NX 16/2.4 (который вот-вот начнет выпускаться). Если его нет, то используйте китовые NX20-50/3.5-5.6 или NX18-55/3.5-5.6. Универсальный Samsung 18-200/3.5-6.3 тоже подойдет для наших задач
Объектив NX 50-200/4-5.6
Поляризационные фильтры на все ваши объективы
Штатив - необязателен, но чрезвычайно желателен
Дистанционный пульт (Samsung выпускает отличный недорогой пульт: SR9NX01.) - можно обойтись используя таймер фотоаппарата, но это не так удобно.
Летом - то, что будет защищать вас от солнца, а зимой - то, что спасает от холода.
Огромное количество терпения.
Перед выездом убедитесь в том, что:
Аккумулятор заряжен (а лучше иметь запасной)
Карта отформатирована (конечно, запасная тоже не повредит)
В сумке присутствует полный комплект вашего оборудования
Пейзажи снимаются вне дома. У вас не будет под рукой шкафчика, где вы храните элементы системы, или электророзетки, которая дает жизнь вашему оборудованию.
Неважно, заранее вы приметили вид для съемки или выбрали местность заочно, лишь предполагая, что там можно найти хорошие планы - выдвигайтесь туда заранее. Для пейзажей чаще всего работает правило утренней и вечерней съемки - когда лучи солнца падают под углом, все тени выражены, интересные цвета присутствуют, и освещение не такое контрастное, как в полдень. Но возможны исключения, и частые.
Хорошее место для съемки найти непросто. Причина - правила композиции для пейзажей. Конечно, правила можно нарушать, но есть мнение, что прежде, чем позволить себе отступления от правил, нужно научиться их соблюдать - это поможет сократить время обучения, и не придумывать свой собственный велосипед.
Правило третей известно всем, кто хоть немного увлечен фотографией, вот статья в Википедии. К нему можно добавить важный элемент - разделение композиции на планы - ближний, средний и дальний. Нужно, что бы на снимке присуствовали хотя бы два плана. Например, фотография моря и неба будет гораздо интереснее, если вы покажете немного берега прямо перед собой.
Вы, наверное, обращали внимание на то, что вид, который можно описать одним словом "Вау!", на сразу же сделанном снимке выглядит далеко не так впечатляюще, как в реальности. Можно сказать, что сокращение разрыва между впечатлением от фотографии и впечатлением от реальности - и есть главная задача пейзажиста. Что бы ее решить вам нужно будет выполнить множество действий. Первым из них стоит считать поиск точки съемки, желательно не одной, и определение фокусного расстояния для кадра. Давать советы тут невозможно, все опирается на ваще ощущение будущего снимка. Чем больше вы снимаете, тем легче вам это удается. Я специально повторяю - вы не должны расстраиваться первыми неудачами, "пейзаж" требует терпения во всем.
Расположитесь на найденной точке, сделайте несколько тестовых снимков. Если вы ими довольны, то все хорошо. Если нет - ищите точку съемки дальше и ждите нужного освещения.
Для начала и при условии использования фотоаппаратов Samsung NX я советую следующие параметры:
ISO 100
Авто Баланс Белого
Режим приоритета диафрагмы
Диафрагма от 6.3 до 11 (но не более)
Настоятельно рекомендую использование штатива - при заходе солнца выдержки на таких диафрагмах будет не хватать
Не забывайте почаще вращать поляризационный фильтр - так вы сможете управлять "глубиной" неба или моря.
При съемке меняйте ракурсы и фокусные расстояния. Следите за углом наклона снимков относительно горизонта.
О фокусных расстояниях я хочу поговорить отдельно. Существует ошибочное мнение о том, что пейзаж нужно нсимать на широкий угол. Это неверно. Пейзаж, пожалуй единственный жанр фотографии, который абсолютно не ограничен фокусными расстояниями.
Чем меньше фокусное расстояние, тем более подчеркивается перспектива, ближние объекты визуально увеличиваются, а дальние - уменьшаются. Если фокусное расстояние большое, то перспектива нивелируется, дальние объекты становятся более пропорциональными, а передние и дальние планы "слипаются". Не ограничивайте себя инструментами, особенно, если у вас нет опыта - снимайте одни и те же сцены на разных фокусных. Так вы научитесь заранее определять нужный угол для будущего кадра.
Если природный пейзаж кажется вам скучным, добавьте в него людей или элементы цивилизации. При съемке городских пейзажей старайтесь зацепить небо и зелень.
По возможности, используйте естесственные рамки для видов на фотографиях - деревья, мосты, ворота, ограды, вообще все, что может прикрыть кадр хотя бы с пары сторон.
Вертикальная или горизонтальная ориентация снимка - ваш собственный выбор.
Читайте книги и смотрите красивые снимки. Хорошей практикой будут попытки повторения чужих работ. Конечно, в точности это не сделать, потому что пейзаж - еще более изменчив, чем люди, но вы поймете, чем руководствовался автор оригинала и сможете использовать эту идею в своем творчестве.
В итоге, сложив все эти знания, оборудование, и чувства - вы получаете несколько кадров. Чем больше - тем лучше. Некоторые из них будут очень похожи. И вы сделаете отбор. Непростой процесс. Можно руководствоваться принципом "один вид - одна фотография". Ну действительно, зачем выкладывать в галерею снимок и рядом такой же второй, но "тут вот кусочек дерева не так торчит"? Если у вас есть сомнения при удалении дублей, то не пожалейте времени и сделайте черновую обработку - что бы более полно представлять финальный результат.
После отбора займитесь обработкой снимков в Samsung Raw Converter (или других программах, поддерживающих raw-файлы Samsung). Рекомендую сделать несколько вариантов, и сделать перерыв на один-два дня. Отдохнув, вы сможете более критично оценить тот вариант, с которым ваш снимок будет наиболее выигрышным.
Советы новичкам: пейзажи бывают черно-белыми; перешарп - плохо, следите за мерой (это не только пейзажей касается); натуральные цвета могут быть скучными. В общем - не бойтесь экспериментировать.
И, напоследок, хочу сделать одно важное, как мне кажется, замечание. Съемка пейзажа и отдых - разные вещи. Старайтесь их разделить. За десять минут вы не снимете хороший пейзаж. Выделяйте для этого занятия часы, а не минуты, и потом уже сами решайте - стоит ли совместить поездку за город для отдыха с поездкой за снимками.
"Пейзажная фотография" - действительно сложный жанр. При этой съемке нужно учитывать множество мелочей, половина из которых не зависит от вас. Вы не можете переставить свет или передвинуть бутафорию. Но это компенсируется необычайным удовлетворением от полученного результата. Действительно, пейзажи - "цепляют".
Пробуйте, снимайте, и ваши пейзажи обязательно будут радовать зрителей.