Когда мы снимаем портрет, приоритетным значением в настройках становится диафрагма. Для нас важна глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Чем она меньше, тем сильнее размывается фон и акцентируется внимание на человеке, которого мы фотографируем. Управлять глубиной резкости мы можем с помощью диафрагмы. Чем шире открыта диафрагма ( f:1.8 2,8 3,2 4,0) тем сильнее размывается фон.
В камерах Samsung NX и EX мы можем использовать ручной режим (М) или приоритет диафрагмы (A). В Ручном режиме (М) – все параметры мы выбираем самостоятельно. В режиме Приоритета диафрагмы (А) - фотограф выбирает нужное ему значение диафрагмы, а выдержку подстраивает автоматика камеры.
Объективы Samsung позволяют широко открывать диафрагму. Например, компактный и легкий объектив с фокусным расстоянием 20-50мм, а также стандартный 18-55 мм со стабилизацией изображения (OIS), диафрагма может открываться до f:3,5.
Фокусное расстояние данных объективов позволяет использовать их для практически всех видов съемки. На 50мм мы можем снимать портреты, а на широком угле (18-20 мм) - пейзажи, закаты, городские сценки. Эти объективы идеально подходят для ежедневной фотосъемки и для путешествий.
Телеобъектив 50-200 мм, также имеет встроенную систему стабилизации. Длиннофокусные объективы имеют меньшую глубину резкости и также подходят для портретной съемки. Телевичок мы можем использовать при съемке репортажа, когда приблизиться к модели нет возможности.
Все вышеперечисленные объективы имеют революционную возможность менять настройки с помощью фокусировочного кольца. Эта функция называется i-Fn.
Нажимая кнопку выбора установок, вы с помощью фокусировочного кольца изменяте значения диафрагмы, выдержки, баланса белого и ISO.
Напоминаем, что скоро будут доступны новые объективы Samsung. Для портретной съемки - суперсветосильный объектив премиум класса - 85мм/F1.4!!! Подробно о новых объективах Samsung можно почитать вот здесь: http://vgripe.com/blog/nx/289.html
Итак, давайте поговорим о портретной съемке подробнее. Сделать хороший портрет не так просто. Если фотосъемка запланированная, то лучше всего заранее продумать, где она будет проходить, что будет на дальнем плане, а также поразмышлять о композиции. Если такой возможности нет, то думать надо быстро и лучше всего помнить несколько важных правил для съемки портрета.
Установки. Выбрать нужную диафрагму и установить, необходимые для условий съемки, значения ISO и баланса белого.
Фон. При выборе фона, обратите внимание, что находится на заднем плане. Фотография двухмерна. Объекты на дальнем плане, незамеченные во время съемки, могут оказаться в очень непривлекательных местах. Например, деревья, растущие из головы или любые другие объекты окружающего нас мира. А также будьте внимательны к линии горизонта (если съемка происходит на улице), она может подрезать голову или лечь ровно над головой, что выглядит очень непривлекательно, чтобы избавиться от этой проблемы надо понизить или повысить точку съемки. А также помните о том, что фон не должен быть главнее человека. Чтобы "отсечь" фон, раскрывайте диафрагму.
Композиция. Уровень глаз желательно расположить на расстоянии одной трети от низа или верха кадра (правило третей). Самой распространенной ошибкой при съемке портретов является неполный кадр со свободным пространством по сторонам от объекта.
Свет. Фронтальное освещение убивает объем, лицо становится плоским. Не стоит располагать человека под лучами яркого солнца – глаза прищурятся, появятся нежелательные тени.
Лучше всего, чтобы освещение было мягким (утреннее и вечернее время дня или облачные дни). Тени можно подсветить вспышкой. Фотокамера Samsung NX 11 имеет управление импульсом, его можно усилить и ослабить.
Можно использовать также отраженный свет от белого листа бумаги, направленный снизу.
Если расположить человека так, чтобы свет падал сбоку, мы получим рисующий свет.
Можно попробовать сделать портреты в контровом свете, тогда диафрагму нужно будет прикрывать, чтобы не получилось переэкспонирования.
Выбор точки съемки. Крупный план принято снимать на уровне глаз модели, поясной портрет – на уровне подбородка и портрет в полный рост – на уровне пояса. Однако, мы можем нарушать эти правила для получения интересных эффектов. Например, при съемке фрагмента или лица целиком расположите камеру на уровне лба портретируемого (чуть выше уровня глаз), попросите человека поднять глаза на объектив - и получите весьма выразительный портрет.
Контакт с моделью, непринужденность. Чтобы фотографии получились живыми и искренними, разговаривайте с человеком, спрашивайте его и подлавливайте момент. Эмоции человека в определенной степени зависят от того, что вы ему говорите, какую тему затронули. Общение фотографа и модели очень важно. Человек должен раскрепоститься перед камерой. Снимая портреты на Samsung NX11, я обычно не пользуюсь видоискателем. Человек видит мои глаза, барьер между нами сокращается. Я могу выбирать композицию кадра на дисплее и при этом смотреть модели в глаза, шутить и задавать вопросы. И самое главное – хвалите! Раз уж вы снимаете этого человека, значит он вам интересен! Хвалите его, пусть он улыбается и радуется. Есть еще одна уловка - снимайте постоянно, человек привыкает к звуку затвора и раскрепощается.
При разговоре о портретах, в первую очередь подразумеваются изображения людей. Но и птицу, и собаку, и верблюда можно сфотографировать так, что получится самый настоящий портрет. Надеюсь, вы со мной в этом согласитесь.
Всегда можно сделать пару кадров и успокоиться, однако если вы потратите немного больше времени, подумаете как лучше показать этого человека, что можно рассказать о нем, то получите наиболее интересный результат. Конечно и на бегу можно сделать отличные снимки. Однако фотографии людей практически всегда выходят намного лучше, если фотограф выстроит определенные отношения с человеком и не пожалеет времени. Тогда вне зависимости от того, где вы снимаете - на улице или в студии, формально или неформально - у вас получатся отличные снимки.
Будем очень рады вашим фотографиям с описанием и рекомендациями по съемке в этом жанре.