Название «Петергоф» в переводе с немецкого языка означает «двор Петра». Первое упоминание о Петергофе относится к 1705 году. Именно тогда Петр I остановился здесь по пути из Кронштадта в Санкт-Петербург. С этого времени начинается история Петергофа – летней резиденции русских императоров, комплекса дворцово-парковых ансамблей с неповторимыми фонтанами.
Добираться до Петергофа удобнее всего на маршрутных такси (например, № 224, 424), отправляющихся от станции метро «Автово» города Санкт-Петербурга. Все маршрутные такси, следующие в сторону Петергофа, имеют надпись «ФОНТАНЫ». Интервал движения маршрутных такси – 5-10 мин. Стоимость проезда до Петергофа – 60 руб. Время в пути – примерно 35 мин.
Приехав в Петергоф, можно остановиться в одной из гостиниц города (их примерно 5), например:
- в гостинице «Самсон» (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 44; адрес в Интернете: www.samson-hotel.ru; телефон: 8-812-334-71-55);
- в гостинице «Фрейлинский дом» (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Дворцовая площадь, д. 7; телефоны: 8-812-450-54-03, 8-812-326-18-31).
Я поселилась в гостинице «Фрейлинский дом». Она входит в состав Культурно-экскурсионного центра «Фрейлинский дом», являющегося структурным подразделением Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Гостиница «Фрейлинский дом» занимает один из фрейлинских корпусов, построенных в 1858 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа. Фрейлинские корпуса до 1917 года предназначались для размещения придворных девушек. Гостиница стала функционировать в одном из таких корпусов после реконструкции в 2006 году.
Гостиница «Фрейлинский дом» мне очень понравилась. Во-первых, представляет интерес и настраивает на возвышенный лад ее старинное здание. Во-вторых, гостиница комфортабельна (здесь есть все необходимое для полноценного отдыха, ежедневно сотрудниками гостиницы ненавязчиво производится уборка номеров и замена полотенец). В-третьих, она расположена в красивом, тихом и удобном месте (рядом с основной достопримечательностью Петергофа – Нижним парком). В-четвертых, стоимость проживания в одноместном стандартном номере (правда, на мансардном этаже) составила всего 1200 руб. в сутки (без питания). Отмечу, что бронирование номера в этой гостинице осуществляла за две недели до приезда без предоплаты. К тому же, не пришлось оплачивать и услугу по бронированию гостиничного номера.

Фото – здание гостиницы «Фрейлинский дом».

Фото – одноместный стандартный номер на мансардном этаже в гостинице «Фрейлинский дом».
В гостинице «Фрейлинский дом» я провела три дня. За это время я познакомилась с основными достопримечательностями Петергофа. Перечислю их.
1. Нижний парк площадью 102,5 га, в котором находится наибольшее количество фонтанов (в т. ч. 4 каскада), дворцов-музеев, музеев. Здесь же располагаются гроты. Со стороны Нижнего парка осуществляется вход в самый популярный музей Петергофа «Большой дворец», а также в музей «Особая кладовая». Отсюда виден Финский залив с пристанью.
2. Верхний сад площадью 15 га.
3. Парк Александрия площадью 115 га с дворцом-музеем «Коттедж», Фермерским дворцом-музеем, Готической капеллой и др. строениями и сооружениями.
4. Колонистский парк площадью 29 га с Царицыным и Ольгиным павильонами на соответствующих островках, а также с Ольгиным прудом.
Указанные объекты относятся к Государственному музею-заповеднику «Петергоф».
5. Собор святых апостолов Петра и Павла начала ХХ века (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 32).
6. Гражданские постройки города Петергофа, относящиеся к ХIХ веку:
- главные императорские конюшни (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Аврова, д. 2);
- готические дома (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Александрийское ш., дома 4, 5, 6, 7, 8);
- дом поручика В. Струкова (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 11/4);
- дом командира уланского полка (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 13);
- почта (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 15);
- дом генерал-майора, первого историка Петергофа А. Гейрота (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Никольская, д. 11);
- дом майора В. Трувеллера (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 46);
- кавалерские дома (адрес одного из домов: Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 4);
- верхнесадский дом (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 11);
- фрейлинские корпуса (адрес: Санкт-Петербург, Петергоф, Дворцовая площадь, дома 7, 8).
7. Площади:
- площадь Жертв революции (бывшая Театральная площадь);
- Торговая площадь.
8. Красный пруд.
Сразу отмечу, что купаться в Петергофе, в принципе, негде. Вода в Финском заливе не отвечает санитарным требованиям, поэтому единственный пляж в районе парка Александрия закрыт, купаться запрещено. Дно Ольгиного пруда покрыто зарослями. В крайнем случае, можно окунуться в Красном пруду (в месте, где находятся ступеньки, ведущие в воду). Однако, со слов местных жителей, после купания необходимо принять душ (чтобы не подцепить какую-либо инфекцию).
9. Музеи, находящиеся в городе Петергофе за пределами Нижнего парка:
- музей игральных карт (располагается в одном из кавалерских домов по адресу: Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 4);
- музей коллекционеров (располагается в верхнесадском доме по адресу: Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 11);
- музей семьи Бенуа (располагается в одном из фрейлинских корпусов по адресу: Санкт-Петербург, Петергоф, Дворцовая площадь, д. 8).
НИЖНИЙ ПАРК делится на три части:
1. центральную;
2. западную;
3. восточную.
Вход в Нижний парк платный.
Я не буду описывать фонтаны и музеи Нижнего парка. Эта информация с соответствующими схемами и изображениями в достаточном количестве содержится как в Интернете, так и в печатных изданиях. Мне, например, очень понравилась книга Е. П. Чернобережской «Стрельна и Петергоф. Подробный путеводитель». Она была выпущена в 2008 году Санкт-Петербургским издательством «Паритет». Книга включает в себя 480 страниц текста, полностью раскрывающего суть вопроса, дополненного необходимыми иллюстрациями. Я приобрела это издание за 478 руб. через Интернет-магазин «ozon.ru» (его телефон: 8-495-510-27-27). Я лишь перечислю фонтаны, музеи и другие заслуживающие внимания объекты, находящиеся в каждой из частей Нижнего парка. При этом я дам необходимые пояснения о порядке посещения того или иного музея.
Прежде всего, должна сказать, что фонтаны в Нижнем парке (впрочем, как и в Верхнем саду) работают с мая по середину сентября. Их включают ежедневно в 11.00 часов, а выключают в рабочие дни в 18.00 часов, в выходные и праздничные дни – в 19.00 часов. Следует отметить, что фонтаны начинают функционировать постепенно. Первым запускается самый высокий водомет Петергофского фонтанного ансамбля «Самсон». При включении фонтанов играет торжественная музыка. На этом мероприятии присутствует большое количество людей.
1. ОБЪЕКТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА.
Фонтаны центральной части Нижнего парка:
- Большой каскад (этот фонтанный ансамбль включает в себя более 60 фонтанов, около 250 статуй и рельефов);
- фонтан «Самсон»;
- аллея фонтанов, находящаяся по сторонам Морского канала, ведущего к Финскому заливу;
- Воронихинские колоннады;
- фонтаны «Чаши»;
- фонтаны мраморных скамей («Нимфа» и «Данаида»);
- фонтан «Фаворитка» (его очень любят дети).
В бассейне по кругу движутся четыре ярких утки. Их пытается догнать собачка. Струи воды бьют как из утиных клювов, так и из пасти собачки. Это действие сопровождается утиным кряканьем и собачьим лаем (звуки воспроизводятся специальным устройством).
И наконец:
- парные фонтаны «Адам» и «Ева».
Музеи центральной части Нижнего парка:
- «Большой дворец»;
- «Особая кладовая»;
- «Гроты Большого каскада».
Напомню, что наибольшей популярностью у туристов пользуется музей «Большой дворец».
Большой дворец представляет собой самое объемное и красивое здание в Петергофском ансамбле. Он был построен в ХVIII веке как императорская резиденция и предназначался для проведения торжественных приемов и праздников.
Сейчас во дворце располагается музейная экспозиция. Она знакомит с дворцовыми интерьерами и произведениями искусства ХVIII – начала ХIХ веков.
Музей «Большой дворец» работает ежедневно, кроме понедельника и последнего вторника месяца. Следует отметить, что касса этого музея функционирует в особом режиме. Так, индивидуальные посетители обслуживаются здесь с 12.00 до 14.00 и с 16.15 до 17.45. Поэтому в «Большой дворец» попасть сложно. Чтобы посетить музей, надо занять очередь в кассу до ее открытия (утром не позднее 11.30). Одновременно следует встать в очередь, формирующуюся у входа в музей. Тогда можно будет попасть в «Большой дворец» ориентировочно в 12.45. Таким образом я посетила музей в будний день – во вторник. Что творится здесь в выходные и праздничные дни в летнее время года, я не знаю. Вход в «Большой дворец» осуществляется с экскурсией. Это происходит следующим образом. Сотрудниками музея из числа очередников – индивидуальных посетителей через определенные промежутки времени набирается группа в составе примерно 20 чел. Группу встречает экскурсовод и начинает проводить экскурсию по дворцу. Продолжительность экскурсии – около 1 часа.
Представляет интерес музей драгоценностей и императорских реликвий «Особая кладовая». Этот музей располагается в корпусе под гербом – западном павильоне Большого дворца. Корпус под гербом был построен в середине ХVIII века. Он предназначался для иностранных гостей – европейских монархов, наследных принцев и великих герцогов. При отсутствии гостей здесь пребывали хозяева. По преданию, в корпусе под гербом жила Екатерина II.
Действующая в корпусе в настоящее время экспозиция «Особая кладовая» знакомит с изделиями из золота, серебра; демонстрирует предметы, изготовленные на фирме Фаберже. Кроме того, здесь можно увидеть одежду императоров (костюм Петра I, туфли Екатерины II), их личные вещи (готовальню Николая I, часы Александра II) и т. д.
По «Особой кладовой» проводятся экскурсии, в том числе и с группами индивидуальных посетителей. Экскурсия начинается тогда, когда набирается 10-15 экскурсантов – индивидуальных посетителей. Попасть в этот музей несложно. Он имеет свою кассу, которая работает с 10.30 до 17.00 ежедневно, кроме последней среды месяца. Касса в течение нескольких минут обилечивает всех желающих посетить музей.
В жаркие солнечные дни рекомендую посетить музей «Гроты Большого каскада». Вход в этот музей осуществляется только в составе экскурсионной группы. Билеты можно приобрести в кассе музея, расположенной в одном помещении с кассой «Большого дворца».
Экскурсия начинается с Верхнего (Малого) грота и заканчивается посещением Нижнего (Большого) грота.
Гроты были построены в 1716-1720 годах по инициативе Петра I. Они облицованы туфовым камнем и украшены скульптурами. В гротах царит прохлада.
В Нижнем (Большом) гроте имеется фонтан-шутиха в виде вазы с фруктами, стоящей на каменном столе. Принцип действия фонтана-шутихи заключается в следующем. Как только кто-нибудь из присутствующих протянет руку к фруктам, его сразу обдадут водяные струи, поднявшиеся из неприметных дырочек, проделанных на поверхности стола.

Фото – интерьер Нижнего (Большого) грота.
Во время экскурсии по музею посетители увидят тоннели с водоподводящими трубами и узнают о принципе работы фонтанов Петергофа.
2. ОБЪЕКТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА.
Фонтаны западной (Марлинской) части Нижнего парка:
- фонтан «Китовый»;
- Львиный каскад;
- менажерные фонтаны (представляют собой высокие водяные столбы, полые внутри; они производят впечатление мощности при небольшом расходе воды);
- каскад «Золотая гора»;
- фонтаны-клоши «Тритоны».
Музеи западной (Марлинской) части Нижнего парка:
- павильон Эрмитаж;
- дворец «Марли».
Эрмитаж, построенный в Петергофе в ХVIII веке, стал прототипом всех российских «эрмитажей» («мест уединения»), возведенных впоследствии.
Этот нарядный павильон с большими окнами стоит на стилобате, окруженном рвом. Попасть в здание Эрмитажа можно, воспользовавшись мостиком, перекинутым через ров.
Павильон предназначался для отдыха императорских особ и их встреч с лицами из ближайшего окружения.
На первом этаже Эрмитажа располагаются кухня и буфетная с механизмом подъемного стола.
Второй этаж павильона представляет собой один просторный зал. Именно там стоит большой подъемный стол, и экспонируются полотна западноевропейских художников ХVII – начала ХVIII веков в шпалерной развеске.
Этот музей уникален тем, что он демонстрирует инженерную конструкцию подъемного стола. Кстати, подъемный стол можно увидеть в действии. Расписание сеансов работы подъемного стола: в 13.00, 14.00, 15.00 часов по субботам и воскресеньям.
В Эрмитаж можно попасть как с экскурсионной группой (если она наберется в количестве 7-10 человек из числа индивидуальных посетителей), так и самостоятельно. Касса музея находится рядом с павильоном.
Скромный дворец «Марли» был построен в ХVIII веке и первоначально предназначался для проживания «знатных особ». Но уже с середины ХVIII века он стал хранилищем книг, мебели, посуды и др. вещей императора Петра I. Свое название этот дворец получил от названия резиденции французских королей Марли ле Руа (расположенной неподалеку от Парижа).
Сейчас во дворце «Марли» размещается музейная экспозиция, воссоздающая интерьеры петровской эпохи.
Сюда можно попасть как с экскурсионной группой (если она наберется в количестве 7-10 человек из числа индивидуальных посетителей), так и самостоятельно. Касса музея находится рядом со зданием дворца.
Кроме фонтанов и музеев, в западной части Нижнего парка следует осмотреть:
1. памятник Петру I;

Фото – памятник Петру I.
2. сад Венеры;

Фото – сад Венеры.
3. памятную скамью с бюстом великой княгини Александры Николаевны (установленную в память о скончавшейся в 19-летнем возрасте дочери императора Николая I, жены датского принца Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского).

Фото – памятная скамья с бюстом великой княгини Александры Николаевны.
3. ОБЪЕКТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА.
Фонтаны восточной (Монплезирской) части Нижнего парка:
- каскад «Шахматная гора»;
- фонтан «Оранжерейный»;
- Римские фонтаны;
- фонтан «Пирамида»;
- фонтан-шутиха «Водяная дорога» (ежедневно в 13.00, 14.00, 15.00 часов с двух сторон аллеи навстречу друг другу вырываются сотни наклонных струй, образуя «водяную дорогу»);
- фонтан-шутиха «Елочки» (представляет собой три металлических хвойных деревца, из иголочек которых брызжут струйки воды, из-за чего подойти к деревьям невозможно);
- фонтан-шутиха «Дубок» (фонтанный комплекс, состоящий из металлического дуба, пяти металлических тюльпанов, окутанных струйками воды, и «обманных» скамеек; как только кто-нибудь приблизится к фонтану или присядет на скамейку, его тут же накроют струи воды);
- фонтан-шутиха «Зонтик» (представляет собой зонтик с широкой ножкой, вокруг которого располагаются скамьи; стоит только человеку зайти под зонтик, как он становится отгороженным от всех струями воды, бьющими из краев зонтика);
- фонтан «Солнце»;
- фонтаны-шутихи «Скамейки» (стоит только подойти поближе к скамейке, как осмелившийся сделать это будет с ног до головы залит водяными струями);
- фонтаны «Сноп» и «Колокола».
Музеи восточной (Монплезирской) части Нижнего парка:
- дворец «Монплезир»;
- Екатерининский корпус;
- Банный корпус;
- вольеры.
Дворец «Монплезир» получил свое название от французских слов «mon plaisir», что в переводе на русский язык означает «мое удовольствие». Он расположен на самом берегу Финского залива. Этот дворец был построен в ХVIII веке. Его очень любил Петр I. Дворец «Монплезир» представляет собой одноэтажное кирпичное здание с высокой ярусной шатровой крышей, соединенное галереями с небольшими павильонами – люстгаузами. Нарядность этому зданию придают выбеленные известью швы в кирпичной кладке.

Фото – вид на дворец «Монплезир» со стороны пристани на Финском заливе.
В настоящее время во дворце располагается музей, знакомящий с обстановкой, характерной для эпохи Петра I, вещами Петра I, картинами западноевропейских художников ХVII – начала ХVIII веков.
Сюда можно попасть как с экскурсионной группой (если она наберется в количестве 7-10 человек из числа индивидуальных посетителей), так и самостоятельно. Обращаю ваше внимание, что в дождливую погоду музей закрыт. Касса этого музея находится рядом с аллеей неподалеку от здания дворца.
Немного в стороне от дворца «Монплезир» установлена статуя Нептуна, изготовленная в 1716 году по рисунку Петра I.
Екатерининский корпус был построен для Елизаветы Петровны в середине ХVIII века. Первоначально он предназначался для пребывания «высочайших особ», однако позднее стал использоваться для проведения торжественных мероприятий.
Свое название Екатерининский корпус получил в честь Екатерины II. Именно отсюда в ночь на 28 июня 1762 года жена императора Петра III Екатерина Алексеевна тайно в сопровождении гвардейцев отправилась в Петербург для свержения с престола своего мужа (в результате чего она была провозглашена императрицей Екатериной II).
Сейчас здесь располагается музей. В экспозиции музея представлены великолепные образцы мебели, художественные изделия из золоченой бронзы работы французских мастеров конца ХVIII – начала ХIХ веков, замечательный Гурьевский фарфоровый сервиз.
Посетители музея могут познакомиться с 8 залами, среди которых: зеленая приемная (комната получила свое название по цвету окраски стен), кабинет Александра I и спальня Александра I (эти комнаты связаны с пребыванием в Петергофе любимого внука Екатерины II – Александра I), синяя гостиная и желтый зал (обе комнаты получили свое название по цвету окраски стен).
Сюда можно попасть как с экскурсионной группой (если она наберется в количестве 7-10 человек из числа индивидуальных посетителей), так и самостоятельно. Касса музея находится рядом с аллеей неподалеку от здания Екатерининского корпуса.
Банный корпус был построен в ХIХ веке для императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, болевшей чахоткой. Он представляет собой одноэтажное здание красного цвета с украшениями белого цвета, с шатровой четырехскатной крышей и чуть выступающей вперед центральной частью.
Банный корпус входит в число служебных построек Монплезирского ансамбля Нижнего сада. Эти постройки также включают в себя:
- ассамблейный зал;
- тафельдекерскую (тафельдекер – скатертник, заправляющий столом);
- кухню;
- кофишенскую;
- гостевые галереи;
- паровую для кавалеров;
- помещение для отдыха кавалеров;
- комнату с фонтаном-шутихой «Большой душ»;
- ванную фрейлин.
Комплекс служебных построек был возведен в ХVIII–ХIХ веках.
Сейчас в служебных постройках (в т. ч. и в Банном корпусе) располагается музей с общим названием «Банный корпус». Купив билет в этот музей, вы побываете во всех помещениях служебных построек. Билетная касса расположена рядом с аллеей. Настало время сказать, что эта касса обслуживает сразу четыре музея – дворец «Монплезир», Екатерининский корпус, Банный корпус, вольеры. Осмотр музея «Банный корпус» может производиться как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно.
Мне очень понравился этот музей, и я посетила его дважды за короткий промежуток времени.
Осмотр бытового комплекса Монплезирского ансамбля начинается с интерьеров Банного корпуса. Он состоит из приемной, туалетной, холодной ванной, теплой ванной и паровой.
Приемная предназначалась для дежурной фрейлины, сопровождавшей императрицу в Банный корпус. В этом небольшом помещении с одним окном выставлена мягкая мебель из красного дерева второй половины ХIХ века. Здесь дежурная фрейлина могла читать или рукодельничать.
Туалетная предназначалась для отдыха императрицы после водных процедур и небольших приемов близких ей лиц. Эта комната оформлена в голубом цвете. Она обставлена мягкой мебелью. Также здесь можно увидеть зеркало, мыльницу, пудреницу, флакон для духов и др. предметы, относящиеся к ХIХ веку.
Холодная ванная находится в центральной части Банного корпуса. В центре комнаты располагается опущенная ниже уровня пола дубовая полированная ванна, для входа в которую сделана лестница с перилами. Над ванной висит украшенная стеклянными растениями люстра-душ.
В этой комнате больная императрица Мария Александровна принимала лечебную водную процедуру, суть которой заключалась в следующем. Больную укутывали в мокрую простыню и накрывали сверху шерстяным одеялом. После этого ей давали пить холодную воду. При начале потоотделения требовалось принять холодный душ или ванну. Эта процедура способствовала облегчению дыхания.
В теплой ванной императрица Мария Александровна принимала лечебные ванны. Поэтому здесь мы видим заглубленную в пол мраморную ванну ХIХ века, над которой из стены выведено два крана, предназначавшихся, соответственно, для включения холодной и горячей воды. Вода поступала сюда по трубе. Чтобы сделать воду горячей, ее подогревали. Для размешивания воды в ванне пользовались деревянными веслами с отверстиями.
Суть лечебной ванны заключалась в следующем. Первоначально Мария Александровна погружалась в воду, температура которой составляла 35 градусов по Цельсию. Постепенно воду охлаждали. Когда больная начинала чувствовать холод, процедуру прекращали. Подобные ванны понижали температуру тела, освежали, способствовали закаливанию организма.
Паровая предназначалась для того, чтобы в ней париться. Потолок этой комнаты обшит липовыми досками, а пол и стены изготовлены из сосны. Следует отметить, что на Руси больше всего ценилась липа, т. к. при большой влажности и высокой температуре она издавала приятный запах меда. Здесь же мы можем видеть ступенчатый полок, на котором выставлена шайка для запаривания веников. В углу комнаты находится изразцовая печь с чугунными ядрами. Чугунные ядра использовались для сохранения тепла в паровой.
Мария Александровна парилась в этой комнате перед принятием холодного душа.
После знакомства с интерьерами Банного корпуса посетители музея отправляются в ассамблейный зал. Раньше на его месте находились поваренные палаты (т. е. кухня). В ассамблейном зале стоит большой стол, сервированный предметами из Вседневного сервиза, изготовленного на Императорском фарфоровом заводе в конце ХVIII – начале ХIХ веков.
Стены этой комнаты обшиты дубом и украшены вытканными шпалерами, относящимися к первой половине ХVIII века.
Тафельдекерская представляет собой комнату для хранения столового белья и посуды. В шкафах этой комнаты экспонируются изделия из фарфора и стекла ХVIII–ХIХ веков. В центре комнаты стоит стол. На нем можно увидеть так называемые холодильники для вин, наполнявшиеся льдом; различные вилки; а также столовые салфетки, сложенные в виде кораблика, лотоса и т. д. (предназначавшиеся для украшения столов).
Кухня представляет собой просторное помещение прямоугольной формы. Напротив окон вдоль стены устроен кирпичный свод, состоящий из вытяжных шатров для сбора и удаления дыма, гари и паров, образующихся при приготовлении пищи. Под вытяжными шатрами – плиты и русская печь (русская печь отличается от любой другой печи наличием спального места – лежанки).
В этой комнате также можно увидеть оловянные блюда ХVIII века, медную посуду ХVIII–ХIХ веков.
Вдоль стены установлены разделочные столы с разложенными на них муляжами овощей и фруктов.
Несложно догадаться, что в этой комнате готовили различные угощения для императорского стола.
Кофишенская предназначалась для приготовления чая, кофе, шоколада и др. напитков. Эта комната привлекает внимание бутафорскими фигурами повара с туркой, занятого приготовлением кофе; поваренка, сидящего на табуретке с кофемолкой в руках; и кота, рядом с которым лежит рыбка. В этой комнате также представлены утварь для приготовления кофе (жаровня для злаков и кофе, кофемолки, кофеварки), большая коллекция самоваров ХIХ века и др. предметы.
Из кофишенской посетители музея выходят на улицу и совершают прогулку по Китайскому садику.
Китайский садик был заложен в середине ХIХ века. Он отличается разнообразием пейзажных картин, созданных на небольшой территории.
На фоне плоского рельефа садика вырисовывается искусственный холм со скульптурной группой «Амур и Психея» (Амур – бог любви, Психея – олицетворение души человека). На склоне холма обустроен туфовый грот с двумя ступенями, имеющими формы раковин. Из грота в маленький прудик устремляется поток воды. В центре пруда находится туфовый островок, в центре которого бьет струя. Конечно, здесь имеется непременный атрибут Китайского садика – горбатый мостик.

Фото – Китайский садик, примыкающий к бытовому комплексу Монплезирского ансамбля.
После прогулки по Китайскому садику посетителей музея знакомят с гостевой комнатой (из гостевой галереи). Гостевые комнаты предназначались для гостей Петра I. Здесь можно увидеть кровать, платяной шкаф с витыми колонками, комод с подсвечником, стаканом и т. д. (шкаф и комод были изготовлены в Германии в ХVIII веке).
Паровая для кавалеров. Обстановка этого помещения напоминает паровую императрицы.
Помещение для отдыха кавалеров. В этой комнате находятся диван, мягкие стулья из красного дерева ХIХ века. Кроме того, здесь можно увидеть предметы мужского туалета: щетки для полирования ногтей, предмет для придания формы усам и т. д.
Комната с фонтаном-шутихой «Большой душ» – самая интересная комната в музее. В центре этой комнаты расположен бассейн с бронзовой колонной. На колонне находится медный шар-брызгало с отверстиями. По периметру бассейна расположено 265 фонтанных насадок. Во время действия фонтана из насадок вырывается 101 дугообразная струя и 164 вертикальные струи, из-за чего подойти к бассейну невозможно.

Фото – фонтан-шутиха «Большой душ» в действии.
Ванная фрейлин. Это помещение выполнено в розовых тонах. Здесь находится ванна на ножках, станок для сушки полотенец и др. предметы.
Последним музеем восточной (Монплезирской) части Нижнего парка являются вольеры – деревянные павильоны с куполами, завершенными световыми фонариками. Они были сооружены в ХVIII веке. В вольерах в летнее время года расставлялись и подвешивались клетки с соловьями, дроздами, канарейками, попугаями, колибри.
В настоящее время в вольерах, также как и в ХVIII веке, можно увидеть различных птиц. Чтобы попасть в вольеры, надо приобрести соответствующий билет в музейной кассе, расположенной рядом с аллеей около одного из вольеров.
Покидая территорию восточной (Монплезирской) части Нижнего парка, обратите внимание на памятник Петру I, установленный на пересечении двух аллей, и здание Большой оранжереи (в нем нет музейной экспозиции). Если у вас будет время, посетите парк-лабиринт, расположенный почти у самой границы Нижнего парка с парком Александрия.
ВЕРХНИЙ САД.
Вход в Верхний сад бесплатный. По размеру и количеству объектов осмотра он уступает Нижнему парку. В Верхнем саду туристы любуются фонтанами, осматривают аптекарский огород, прогуливаются по берсо (крытым аллеям, сформированным из клена, липы и орешника).
Фонтаны Верхнего сада:
- фонтан межеумный, т. е. неопределенный (его скульптурный декор неоднократно изменялся);
- фонтан «Нептун» – самый большой и пышный фонтан Верхнего сада (бог морей Нептун возвышается на пьедестале, украшенном маскаронами, геральдическими щитами, венками и др. элементами; рядом с пьедесталом сидят нимфы на бочках, всадники на морских конях, мальчики на дельфинах);
- фонтан «Дубовый» (когда-то включавший в себя медный дуб, который до настоящего времени не уцелел);
- симметричные фонтаны квадратных прудов со статуями, соответственно, Аполлона и Венеры.
К сожалению, гости Петергофа, в основном, довольствуются только посещением Нижнего парка и Верхнего сада. Возможно, на знакомство с другими объектами у них просто не хватает времени. Я же считаю, что, приехав в Петергоф, надо обязательно побывать в парке Александрия. К слову, туда ежедневно через небольшие промежутки времени от площади Нижнего парка, расположенной перед каскадом «Шахматная гора», отправляются экскурсионные паровозики. На них можно объехать всю территорию парка Александрия, слушая рассказ аудиогида о его достопримечательностях, и вернуться обратно. Стоимость такой экскурсии составляет 250 руб. (для взрослого). Продолжительность экскурсии – 30 мин.
ПАРК АЛЕКСАНДРИЯ.
Вход в парк Александрия платный.
Отличительной особенностью парка Александрия является разнообразие открывающихся взгляду пейзажей.
К числу основных построек Александрии относятся выполненные в готическом стиле:
1. дворец Коттедж;
2. Фермерский дворец;
3. Готическая капелла.
Заслуживают внимания также следующие объекты:
- Руинный мост;
- готический колодец;
- могила П. И. Эрлера (садового мастера, принимавшего участие в создании парка Александрия);
- другие постройки Александрии (готическая караулка, здание телеграфной станции, великокняжеский дом, домик адмирала).
Следует отметить, что дворцово-парковый ансамбль Александрия был создан во второй четверти ХIХ веке и являлся частным владением русских императоров (т. е. он не был предназначен для официальных церемоний). Парк был назван Александрией в честь императрицы Александры Федоровны – супруги императора Николая I.
Коттедж (в переводе с английского языка – «сельский домик») был построен в 1826-1829 годах. По окончании строительства Николай I подарил его Александре Федоровне, и владение получило название «Собственная Ее Величества дача Александрия».
Коттедж – главная достопримечательность Александрии.
Коттедж представляет собой двухэтажное здание желтого цвета с мансардой. Архитектурно-декоративное решение дворца выполнено в стиле готики. Постройка имеет остроконечную крышу. Она украшена стрельчатыми арками, окнами-эркерами и др. элементами. Представляет интерес один из фасадов Коттеджа, в его нише размещается скульптурная группа «Мадонна с младенцем».
Интерьеры Коттеджа также оформлены в готическом стиле.
Сейчас во дворце располагается музейная экспозиция. Она знакомит с интерьерами частной резиденции русских императоров и предметами декоративно-прикладного искусства. Посетители музея осматривают вестибюль, парадную лестницу и залы, среди которых:
- гостиная, поражающая не роскошью, а интимностью обстановки;
- библиотека, по своему интерьеру напоминающая убранство средневекового замка (в этой комнате представлено много картин; одна из работ была написана Ф. А. Моллером в 1846 году на сюжет романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», на этой картине изображена Татьяна за письмом к Онегину);
- столовая с обеденным столом (на котором выставлен большой парадный Собственный сервиз на 24 персоны ХIХ века, изготовленный на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах специально для Коттеджа);
- туалетная Николая I (с выставленной в ней частью мебельного гарнитура из ясеня ХIХ века);
- девичья комната умершей в 19-летнем возрасте Александры Николаевны (дочери Николая I), сохранявшаяся в неприкосновенности как реликвия в память о трагедии императорской семьи.
В Коттедж можно попасть как с экскурсионной группой (если она наберется в количестве 7-10 человек из индивидуальных посетителей), так и самостоятельно. Касса музея находится рядом со зданием Коттеджа.
Около коттеджа обустроен собственный садик Александры Федоровны.

Фото – собственный садик Александры Федоровны.
В садике можно увидеть ажурную чугунную беседку зеленого цвета. Она была сооружена в 1889 году. Рядом с беседкой в 1990-х годах был установлен памятник последнему российскому цесаревичу Алексею, убитому при расстреле императорской семьи в 1918 году. В 1912 году, будучи практически при смерти, цесаревич Алексей произнес фразу: «Поставьте мне памятник в саду». Почти через сто лет это завещание цесаревича было исполнено.

Фото – памятник цесаревичу Алексею, установленный в садике.
Фермерский дворец сначала был фермой – П-образным павильоном, похожим на скромный сельский домик. Наряду с собственно фермой, в здании были предусмотрены комнаты для служителей, кухня, кладовые, ледник, а также комнаты для проживания 13-летнего сына Николая I – цесаревича Александра, расположенные на пристроенном втором этаже.
В 1838 по 1859 годы ферма перестраивается, в результате чего павильон превращается в обширный двухэтажный Фермерский дворец, выполненный в готическом стиле.
Фермерский дворец стал летней загородной резиденцией семьи Александра II. Вокруг него появились разнообразные постройки для учебы и игр великих князей – сыновей Александра II: детская крепость, пожарная каланча (ее можно увидеть и сегодня), водяная мельница, крестьянская избушка.

Фото – вид на Фермерский дворец и пожарную каланчу.
В Фермерском дворце император Александр II не только отдыхал в кругу семьи, но и занимался государственными делами. Так, именно здесь обсуждался Манифест об отмене крепостного права.
Сейчас в Фермерском дворце располагается музей, который был открыт для посетителей в 2010 году. Музей посвящен семье императора Александра II и знакомит посетителей с ее бытом. Среди залов Фермерского дворца хорошо запоминаются:
- синий кабинет Александра II;
- комната Марии Александровны.
В Фермерский дворец можно попасть как с экскурсионной группой (если она наберется в количестве 7-10 человек из индивидуальных посетителей), так и самостоятельно. Касса музея находится рядом с его зданием.
Готическая капелла – небольшая домовая церковь императорской семьи. Эта церковь была построена в 1834 году и освящена во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Поскольку архитектурное решение церкви выдержано в готическом стиле, ее стали называть Готической капеллой.
Готическая капелла представляет собой небольшое здание с одинаковыми фасадами. Фасады церкви украшены чугунным кружевным орнаментом и 43 медными фигурами святых. Здание Готической капеллы имеет стрельчатые порталы (т. е. красиво оформленные входы) и отличается наличием восьми башен со шпилями, увенчанными православными крестами.
Готическая капелла полностью отреставрирована. Она была освящена в 2006 году. В 2007 году здесь отпевали во время обряда перезахоронения привезенные из Дании останки императрицы Марии Федоровны – матери последнего российского императора Николая II.
Сегодня Готическая капелла принимает и индивидуальных посетителей, и экскурсионные группы. Касса музея находится около здания капеллы.
Каменный Руинный мост появился в Александрии в 1827-1829 годах. Он перекидывался через Щеголев ручей на дороге, соединяющей Коттедж с Готической капеллой. Вблизи моста в то время сохранялись руины бывшего меншиковского дворца «Монкураж». Благодаря этому мост и получил название Руинный. К сожалению, Руинный мост ХIХ века до нашего времени не уцелел. В настоящее время он полностью восстановлен. Как и раньше, по краям Руинного моста на постаментах стоят большие декоративные вазы, а его перилами служат необработанные стволы берез.
Готический колодец представляет собой чугунный навес для колодца. Он был изготовлен в ХIХ веке в готическом стиле и является образцом художественного литья.
Могила П. И. Эрлера – садового мастера, принимавшего участие в создании парков Петергофа (в т. ч. Александрии), отмечена надгробным камнем с соответствующей надписью. Умер П. И. Эрлер в Петергофе в 1857 году. Первоначально он был похоронен на Свято-Троицком кладбище. В 1970 году его прах был перезахоронен на территории Александрии.
Готическая караулка и здание телеграфной станции располагаются неподалеку от главного входа в парк Александрия со стороны Санкт-Петербургского проспекта.
Великокняжеский дом (предназначенный для обучения великих князей Николая и Михаила – сыновей императора Николая I) и домик адмирала (в котором гостил генерал-адмирал, великий князь Константин Николаевич, приезжавший к брату – Александру II) находятся рядом с Коттеджем.
После знакомства с парком Александрия целесообразно побывать в Колонистском парке. Должна сказать, что если о парке Александрия туристы, не посещавшие его, как правило, наслышаны, то о Колонистском парке (с Царицыным и Ольгиным павильонами на соответствующих островках) не знают ничего. А этот объект, поверьте, заслуживает внимания.
КОЛОНИСТСКИЙ ПАРК.
Вход в Колонистский парк платный.
Колонистский парк был заложен в середине ХIХ века на месте болота. Свое название он получил от граничащих с ним строений Александринской немецкой колонии.
Большую часть парка занял выкопанный здесь и наполненный водой Ольгин пруд, получивший свое название в честь одной из дочерей Николая I Ольги. Из вынутой земли для обустройства пруда на территории Колонистского парка было образовано два островка – Царицын и Ольгин. На островках были в итальянском стиле возведены павильоны, соответственно, для жены Николая I Александры Федоровны (Царицын павильон) и его дочери Ольги (Ольгин павильон).
Царицын павильон представляет собой одноэтажное, ассиметричное по планировке здание с лоджиями и примыкающей к нему трехэтажной смотровой башней.
Сейчас здесь открыт музей. В Царицыном павильоне насчитывается пять залов.
Самое красивое помещение – атриум (центральная часть древнеримского дома, представлявшая собой внутренний световой двор). Здесь мы видим четыре мраморные колонны изысканного серого цвета, поддерживающие вогнутую крышу. В полу атриума – отделанный мрамором квадратный бассейн. В центре бассейна находится небольшой фонтан-клош, украшенный цветами. В этом помещении много бронзовых статуэток. Следует обратить внимание на мраморную скульптуру Ч. Баруцци «Психея с бабочкой».
Гостиная – самый большой зал павильона. Здесь также располагаются мраморные колонны. Узорчатый мозаичный пол в гостиной изготовлен петергофскими мастерами из мрамора и известняка различных цветов. В гостиной стоит мягкая мебель с обивкой зеленого цвета. В интерьере комнаты присутствует непривычное сочетание ярких контрастных цветов (например, красного и зеленого и т. д.).
Столовая выдержана в бело-синих тонах. Центральная часть пола – помпейская мозаика I века до н. э. – I века н. э. (приобретенная для Царицына павильона у герцога Максимилиана Лейхтенбергского, супруга старшей дочери Николая I Марии Николаевны).
Главным украшением кабинета Александры Федоровны являются витые мозаичные колонны византийской работы ХII – ХIV веков.
Комната для бесед обставлена полукруглыми скамьями, обитыми ярко-синей тканью, и небольшими столиками.
В Царицын павильон можно попасть только с экскурсионной группой (если она наберется в количестве 7-10 человек из индивидуальных посетителей). Обращаю внимание, что в дождливую погоду музей не работает. Его касса располагается при входе на территорию музея.
Очень красива территория Царицына острова. На ней в большом количестве высажены цветы, в том числе редчайшие розы сорта «Infant de France», селекции 1860 года (отличаются от современных сортов формой бутона и толщиной лепестков).
Перед южным фасадом Царицына павильона на Царицыном острове расположен южный садик. Он заканчивается изготовленной в духе античности мраморной скамьей, украшенной бюстами Юпитера и Юноны, статуями Флоры и Цереры.
Посередине садика привлекает внимание фонтан. В центре его мраморного бассейна располагается ваза с цветами, укрытая колоколом - клошем. Рядом мы видим скульптуру «Нарцисс» (юноша будто любуется своим отражением в воде).
В южном садике также установлена бронзовая скульптура «Амазонка, сражающаяся с барсом».
А напротив этой скульптуры, в нише южного фасада Царицына павильона, располагается бронзовая фигура «Молящегося мальчика».
Неотъемлемой частью ансамбля Царицына острова является собственный садик императрицы Александры Федоровны.
В центре садика расположена воссозданная реставраторами Хрустальная колонна из голубых и белых стеклянных трубочек, увенчанная позолоченной скульптурой «Девочка с попугаем». Колонна была подарена Александре Федоровне братом – прусским королем Фридрихом-Вильгельмом II.
Кроме того, в садике можно увидеть «Руины». Они представляют собой фрагменты третьего Исаакиевского собора, разобранного в первой половине ХIХ века.
На Царицыном острове следует обратить внимание еще на одну достопримечательность – дуб с могилы Вашингтона. Дубок, выращенный из желудя, упавшего с дуба, росшего у могилы Вашингтона, посадил сам Николай I. А желудь был преподнесен ему в подарок американским народом.
Царицын остров соединяется с Ольгиным островом деревянным мостом.
Расположенный на Ольгином острове Ольгин павильон создан в виде трехэтажной башни, выступающей из воды.
В настоящее время здесь находится музей. В Ольгином павильоне насчитывается 3 зала. На каждом этаже находится по одному залу.
Нарядная столовая располагается на первом этаже. Главным украшением столовой является нарядно убранный стол. На столе стоят части фарфорового и серебряного сервизов, входившего в состав приданого Ольги Николаевны. Она вышла замужем за наследного принца Карла Вюртембергского и стала королевой Вюртемберга. Заслуживает внимания портрет Ольги Николаевны, написанный художником П. Н. Орловым в 1846 году. На нем Ольга Николаевна запечатлена в белом платье на фоне виллы в Палермо в 1846 году.
Весь второй этаж павильона занимает кабинет Ольги Николаевны. Здесь представлена мягкая мебель из орехового дерева, обитая бархатом. В кабинете Ольги Николаевны очень уютно.
На третьем этаже находится кабинет Николая I, интерьер которого выглядит достаточно скромно. Этот кабинет выполнен в голубом цвете. В кабинете Николая I стоит письменный стол, на котором лежат книги по военному делу.
В Ольгин павильон можно попасть только с экскурсионной группой (если она наберется в количестве 7-10 человек из индивидуальных посетителей). Обращаю внимание, что в дождливую погоду музей не работает. Его касса располагается при входе на территорию музея.
На Ольгином острове растет множество деревьев и цветущих кустов. Здесь обустроены клумбы с цветами. На этом острове можно увидеть и грядки клубники, земляники, а также кусты смородины, крыжовника и др.
К северо-востоку от Колонистского парка возвышается действующий собор святых апостолов Петра и Павла, возведенный в 1905 году в русском стиле.

Фото – вид на собор святых апостолов Петра и Павла и Царицын павильон, расположенный на Царицыном острове в Колонистском парке.
При желании во второй половине дня можно, заплатив 50 руб., подняться на колокольню этого собора. Оттуда открывается великолепный вид на город Петергоф.

Фото – вид на Ольгин пруд, Царицын и Ольгин острова.

Фото – вид на Верхний сад, Нижний парк и Финский залив.
Если после осмотра всех вышеперечисленных достопримечательностей у вас останется время, обратите внимание на гражданские постройки города, относящиеся к ХIХ веку.
Главные императорские конюшни (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Аврова, д. 2) представляют собой комплекс возведенных в готическом стиле зданий для содержания лошадей, а также для размещения манежа, конного ведомства и проживания служащих. Каждое здание комплекса напоминает средневековый замок. Величественный вид здания достигается за счет девяти массивных башен по углам в верхней его части и зубчатых стен. Сейчас в этих зданиях размещаются структурные подразделения санатория «Петродворец».

Фото – императорские конюшни.
Каменные готические дома (Санкт-Петербург, Петергоф, Александрийское ш., дома 4, 5, 6, 7, 8) предназначались для императорских гостей (среди которых могли быть иностранные монархи, принцы и т. д.). Сейчас в этих домах располагаются спальные корпуса санатория «Петродворец».

Фото – готический дом.
Дом поручика В. Струкова (Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 11/4) представляет собой красивое каменное одноэтажное здание желтого цвета с бельведером (смотровой башенкой) и фронтонами (треугольными завершениями фасадов). Сейчас здесь располагается Дворец бракосочетания.

Фото – дом В. Струкова.
Дом командира уланского полка (Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 13) представляет собой двухэтажное здание зеленого цвета с пилястрами (вертикальными выступами на стене).

Фото – дом командира уланского полка.
Здание почты (Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 15) несколько напоминает комплекс зданий императорских конюшен. Оно тоже выполнено в готическом стиле. Сейчас в этом здании, как и раньше, размещается отделение связи.

Фото – здание почты.
Дом генерал-майора, первого историка Петергофа А. Гейрота (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Никольская, д. 11) представляет собой двухэтажное здание желтого цвета, главный фасад которого украшен декоративными элементами в виде «кружев».

Фото – дом А. Гейрота.
Дом майора В. Трувеллера (Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 46) представляет собой двухэтажный особняк желтого цвета со смотровой башней. Этот дом предназначался для дочери Трувеллера Веры в связи с ее вступлением в брак.

Фото – дом В. Трувеллера.
Кавалерские дома. Адрес одного из таких домов: Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 4. Эти дома предназначались для размещения придворных чинов и кавалеров. Кавалерские дома представляют собой одноэтажные здания желтого цвета.

Фото – кавалерский дом.
Верхнесадский дом (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 11) включен в ограду Верхнего сада и представляет собой длинное двухэтажное здание желтого цвета с подвальным этажом, украшенное пилястрами. Сначала в нем размещалась кухня, а позднее здесь были устроены жилые помещения для придворных.

Фото – верхнесадский дом.
Фрейлинские корпуса (Санкт-Петербург, Петергоф, Дворцовая площадь, дома 7, 8) предназначались для размещения придворных девушек.

Фото – фрейлинский корпус.
Заслуживают внимания и площади Петергофа.
Площадь Жертв революции располагается неподалеку от готических домов. Раньше она называлась Театральной площадью, т. к. здесь располагалось здание императорского театра. Торжественное открытие театра состоялось в 1837 году. В 1910 году театр сгорел. Через некоторое время на этом месте разбили сквер. Сейчас здесь можно увидеть памятник Жертвам революции, а сама площадь получила название «Площадь Жертв революции».

Фото – площадь Жертв революции.
Торговая площадь находится рядом с собором святых апостолов Петра и Павла. Некогда она была достаточно оживленной. Здесь продавали различные изделия. В конце ХIХ века на краю Торговой площади была построена часовня во имя преподобного Иосифа Песнопевца (не сохранилась). Сейчас на этом месте разбит сквер, за которым располагается рынок.

Фото – Торговая площадь.
Неподалеку от Торговой площади находится выкопанный при императрице Анне Иоанновне Красный пруд. Его название произошло от располагавшихся некогда рядом с ним деревянных конюшен, выкрашенных в красный цвет. Конюшни до наших дней не уцелели, а пруд продолжает называться Красным.

Фото – Красный пруд.
Музеи, находящиеся в городе Петергофе за пределами Нижнего парка.
Музей игральных карт (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 4).
Впервые карты появились в Китае. В Россию они попали, скорее всего, во время польско-литовской интервенции (в ХVII веке).
Музей игральных карт предложит вашему вниманию игральные, гадальные, обучающие, детские, географические, исторические и др. виды карт. Здесь можно познакомиться с русскими, восточными, западноевропейскими картами ХVI–ХХ веков. Кроме того, в этом музее имеются необычные карты, например, тюремные карты (сделанные из обоев), карты с изображением видных политических деятелей и т. д.
Музей коллекционеров (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 11).
Основную часть экспозиции музея составляют коллекции, подаренные Государственному музею-заповеднику «Петергоф» петербургскими коллекционерами, к числу которых относятся И. Эзрах и супруги Тимофеевы.
Здесь можно увидеть живопись и графику, выполненные на рубеже ХIХ–ХХ веков (работы В. Борисова-Мусатова, П. Кончаловского, Р. Фалька, А. Бенуа, Б. Кустодиева, М. Добужинского, Н. Рериха, Н. Гончаровой, З. Серебряковой и др.), рисунки старых мастеров, а также коллекцию русского и западноевропейского фарфора ХVIII–ХIХ веков.
Музей семьи Бенуа (Санкт-Петербург, Петергоф, Дворцовая площадь, д. 8).
Династия Бенуа дала русскому и мировому искусству ХIХ–ХХ веков десятки талантливых архитекторов, художников, театральных и музыкальных деятелей.
Родоначальником этой династии стал Николай Бенуа, сын придворного кондитера Павла I. Будучи архитектором Высочайшего Двора, Николай Бенуа возвел в Петергофе здания императорских конюшен, почты, фрейлинских корпусов и др.
Коллекция музея состоит из живописи, графики, скульптуры, предметов театрально-декоративного искусства, архитектурных проектов, редких фотографий и подлинных вещей, принадлежавших наиболее известным представителям творческой династии Бенуа (к числу которых можно отнести Александра Бенуа – участника художественного объединения «Мир искусства», Альберта Бенуа – акварелиста, Леонтия Бенуа – архитектора, Зинаиду Серебрякову – художницу и др.).
Для полноты предоставляемой информации упомяну еще несколько музеев, которые я не посетила:
- музей императорских яхт (расположен в Нижнем парке неподалеку от пристани);
- музей императорских велосипедов (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 1);
- музей фонтанного дела (расположен на Деловом дворе неподалеку от Красного пруда).
О питании в Петергофе.
К сожалению, питание в ресторанах и кафе города Петергофа отличается дороговизной. Так, средняя стоимость обеда «вытягивает» на 850 руб. Поэтому многие туристы ездили за продуктами питания в магазин «Пятерочка» (расположенный в нескольких остановках от Торговой площади).
Я пару раз обедала в кафе «Трапеза» (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Калининская, д. 9). В нем вкусно готовят. К тому же, там очень уютно и комфортно (когда на улице было жарко, в кафе работал кондиционер). Стоимость обеда (без салата) обходилась мне примерно в 750 руб.

Фото – в кафе «Трапеза».
Один раз мне довелось пообедать в ресторане «Морской» (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Правленская, д. 11). Там за обед я заплатила около 1000 руб. Однако, на мой взгляд, в «Трапезе» готовят вкуснее (по крайней мере, первые блюда).
Слышала, что вкусно и относительно недорого (где-то в пределах 800 руб.) можно пообедать в ресторане при гостинице «Самсон» (туда пускают всех желающих). Адрес этого заведения: Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 44. За достоверность этой информации поручиться не могу, т. к. сама я там не была. А вот про кафе «Вена» (Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 30) говорят, что там все очень дорого, и стоимость обеда может обойтись в 1500 руб. Это кафе я тоже не посещала.
Ну вот, наверное, и все. На этом я, пожалуй, и закончу свой отчет о поездке в Петергоф. Благодарю всех за внимание и желаю удачных и интересных путешествий!