Прежде всего - советскую технику нужно брать на антресолях. Если не у ваших родственников, то у их знакомых обязательно что-нить лежит.
Что такое Зенит ЕС - загадка не только для меня, но и для Абрамова. http://www.photohistory.ru/index.php?pid=1207248178961039
Есть Зенит С - камера винтажная, лично мною любимая, но трудная для начинающего. И Зенит Е - самая массовая зеркалка в мире, отработанная и достаточно беспроблемная. (М.б. ЕС - какой-нить белорусский клон? Или Вы что-то путаете).
Затворы у ФЭДов и Зенитов в основном одинаковые, имеют общий прототип - довоенную Лейку.
ФЭД-5 (ФЭД-5С) и Зенит-Е имеют примерно одинаковые экспонометры (у ФЭД-5В и Зенита С экспонометра нет). *
В общем, это "одноклассники" с одним кардинальным отличием: Зенит - зеркалка. Это значит, что в видоискателе Вы видите ту самую картинку, которую нарисовал объектив и которая попадет на пленку. Значит, сможете без особых проблем снимать макро, экспериментировать с неродными объективами и т.п.
ФЭД-5 - дальномерный. С ним без привычки легче наводить на резкость, чем по матовому стеклу Зенита. Но съемка макро сопряжена с такими трудностями, что лучше о ней забыть.
К ФЭДу можно недорого подобрать "джентльменский набор" сменных объективов: широкоугольный 35мм и длиннофокусный 135мм.
К Зениту стекла немного дороже, зато их море, в т.ч. не только зенитовские, но и оч хорошие от немецкой Практики и японские Пентакс. С переходником их можно использовать практически на любых цифровых камерах. (ФЭДовские стекла подойдут только к формату 4/3).
Так что на перспективу лучше Зенит. А прямо сейчас попробовать - ФЭД, пожалуй, легче в освоении.
*Селеновые элементы экспонометров со временем "выгорают" и начинают врать. Как-то реагировать на свет они будут, но как именно, Вы узнаете только после того, как проявите пленку. С др стороны, порча селена - не правило. На обоих моих Зенитах-Е экспонометры не врут, а им за 30 лет.
Удачи в выборе!