Хочу сделать кое-какие тесты, связанный с замером светопропускания и ДД, обращаюсь к квалифицированным специалистам с вопросом о том, как создать условия для такого исследования.
Неясны некоторые вещи, в частности, как создать стандартизованные условия для замеров, где добыть в Москве фотометрический клин и как его правильно просветить.
В идеале нужно получить примерный аналог того, с помощью чего анализируют ДД камер на dpreview.com
фотометрическое исследование - вопросы оборудования
Всего 11 сообщ.
|
Показаны 1 - 11
фотометрическое исследование - вопросы оборудования
Re[Доктор Ктулху]:
с точностью превосходящей точность самой цыфры - никак.
фотик сам себе фотометр,, ну если нет доверия к фстроеному експонометру то скоко это абсолютно света меряеться отдельным
фотик сам себе фотометр,, ну если нет доверия к фстроеному експонометру то скоко это абсолютно света меряеться отдельным
Re[Доктор Ктулху]:
от: Доктор КтулхуЗачем? ДД измерить сравнительно просто. Снимай серую карту с экспозицией от -10 ст. диафр. до +10 ст. диафр. от нормы и затем строй графики плотности изображения, уровня шумов и прочего в зависимости от экспозиции. Сделай это для ИСО 100, ИСО200 и для максимального ИСО, чтобы выявить как чувствительность влияет на ДД. Примерно также это делалось и на плёнке. ДД уж точно в диапазон 20 EV войдет. И на графике увидишь, в каких пределах яркости передаются линейной функцией - это и будет ДД. Чтобы исключить влияние ошибки затвора и диафрагмы, снимай на одной и той же экспопаре, но меняй яркость серой карты, приближая-удаляя источник света. Удобно использовать для этого lightbox или просветный экран с цветностью 5000К и регулируемой яркостью.
добыть ... фотометрический клин
Светопропускание, пожалуй, только в сравнении с некоторым эталонным объективом можно измерить. Точно также измеряя плотность изображения.
Я не спец, принимай это как частное мнение.
Re[Доктор Ктулху]:
Отвечу, пожалуй, сразу обоим :)
У меня задача не изыскать точные данные по оптическим плотностям, а получить некие сравнительные характеристики.
Скажем, замерить, сколько реальных стопов съедает фильтр или же сравнить ДД двух камер.
Через серую карту это делать неудобно и муторно.
dpreview.com пошли по более рациональному пути и используют фотометрический клин и калиброванную подсветку, получая в итоге сцену с широтой 13 стопов.

Хотя в отличие от dpreview у меня задача получить не абсолютные данные, а относительные, поскольку задача не изыскать точные характеристики, а понять РАЗНИЦУ, предложенная dpreview методика вполне применима и для моих задач.
Вопрос только в том, где у нас достать клин и как сделать грамотную подсветку.
У меня задача не изыскать точные данные по оптическим плотностям, а получить некие сравнительные характеристики.
Скажем, замерить, сколько реальных стопов съедает фильтр или же сравнить ДД двух камер.
Через серую карту это делать неудобно и муторно.
dpreview.com пошли по более рациональному пути и используют фотометрический клин и калиброванную подсветку, получая в итоге сцену с широтой 13 стопов.

Хотя в отличие от dpreview у меня задача получить не абсолютные данные, а относительные, поскольку задача не изыскать точные характеристики, а понять РАЗНИЦУ, предложенная dpreview методика вполне применима и для моих задач.
Вопрос только в том, где у нас достать клин и как сделать грамотную подсветку.
Re[Доктор Ктулху]:
Но, по мне, Вы больше времени потеряете на дОбычу клиньев :) Сделать 20 тестовых снимков серой карты по очереди одной камерой и другой потребуется не более часа в обычной студии. Но Вы, конечно, предпочтете побегать по Мосфильму, в цехе проявки должны быть сенситометрические установки, которые для калибровки обычно оснащены клиньями. Сбегайте ещё в ГОИ, если он еще жив, тоже должны быть такие вещи. :)
Re[Доктор Ктулху]:
от: Доктор Ктулху
Вопрос только в том, где у нас достать клин и как сделать грамотную подсветку.
Подсветка наверное проще вспышкой, современные довольно стабильны. Самое главное - будет заведомо достаточно света. Всякие лампочки и светодиоды видимо придётся компенсировать выдержкой.
А клин можно из плёнки сделать. Подобрать из снимков серой карты с нужной плотностью и складывать. Потом и переснять можно для удобства, но стандартные ч/б плёнки проявляют до максимальной плотности 2,4...2,8, больше - надо уже режим менять, на технических можно получить под 4 вроде бы... Померить можно хоть фотодиодом, только изменение небольшое будет, прибор потребуется приличный. В продаже оптические клинья бывают, но искать надо, это обычно в разделе полиграфического оборудования проходит... У меня сейчас таких знакомств не осталось, к сожалению.
Re[Domin]:
от:Domin
Но, по мне, Вы больше времени потеряете на дОбычу клиньев :) Сделать 20 тестовых снимков серой карты по очереди одной камерой и другой потребуется не более часа в обычной студии. Но Вы, конечно, предпочтете побегать по Мосфильму, в цехе проявки должны быть сенситометрические установки, которые для калибровки обычно оснащены клиньями. Сбегайте ещё в ГОИ, если он еще жив, тоже должны быть такие вещи. :)Подробнее
Тут еще дело в том, что мне нужно получить наглядные кадры для обзора, где можно ткнуть пальцем: "вот тут градации в треть стопа различимы, вот тут они уже кончились, вот в тенях пробито, а тут только шум".
Я веду блог с полутысячной аудиторией, для которой характеристические кривые, построенные на основе "каких-то там серий снимков серой шкалы", будут совершенно не наглядны.
Т.е. клин будет не только удобен, но и во всех отношениях оптимален. Особенно если учитывать погрешности, которые будут набегать из-за нестабильности освещения при съемке 20 тестовых кадров :)
Re[Доктор Ктулху]:
от: Доктор КтулхуЭто верно. Можно поступить следующим образом: взять ЧБ негатив, как предлагает Игорь Новиков, экспонированный и проявленный до плотности D0,1 (вместе с плотностью подложки) и складывать такие негативы слоями. Три слоя дадут плотность D0,3, т.е. уменьшение светопропускания в 2 раза, на одну ступень диафрагмы. В принципе, так можно набрать необходимое количество ступеней. Клин должен иметь диапазон плотностей больший, чем у камеры. ДД в 15 ступеней означает разницу плотностей D4,5. Это 45 слоев с D0,1. Недостаток диапазона реального клина можно компенсировать двумя снимками с разной яркостью подсветки.
клин будет не только удобен, но и во всех отношениях оптимален.
[del]
Re[Domin]:
Спасибо за информацию!
Пока буду пытаться отыскать клин, срочности никакой, а этот прибор в нормальном виде мне потом еще пригодится :)
С освещением уже сложнее. В принципе при наличии спектрофотометра-денситометра можно подобрать источник и его мощность, ориентируясь на участок клина с 18%.
Пока буду пытаться отыскать клин, срочности никакой, а этот прибор в нормальном виде мне потом еще пригодится :)
С освещением уже сложнее. В принципе при наличии спектрофотометра-денситометра можно подобрать источник и его мощность, ориентируясь на участок клина с 18%.
Re[Доктор Ктулху]:
ЗЫ
Про температуру источников света зря стерли информацию в пред. сообщении. Она тоже важна как бы...
Про температуру источников света зря стерли информацию в пред. сообщении. Она тоже важна как бы...
Re[Доктор Ктулху]:
Это по ошибке из другой темы.
Но если Вам нужно, повторю:
Касательно колориметрии и методики определения цветовой температуры: наиболее точный результат дает визуальный способ сравнения цветности источников света. Световой куб располагается одним ребром к наблюдателю. На одну из граней проецируется эталонный свет, на другую грань - измеряемый. Подбором яркости и цветности эталонного источника наблюдатель добивается одинакового визуального впечатления от обеих граней светового куба. Далее с регуляторов эталона считывается цветность испытуемого источника света.
Другой способ - измерение колориметром (MINOLTA III F, например), т.е. люксметром с тремя зональными светофильтрами. В зависимости от уровня освещенности фотодатчика за каждым светофильтром делается вывод о спектральной температуре.
Но если Вам нужно, повторю:
Касательно колориметрии и методики определения цветовой температуры: наиболее точный результат дает визуальный способ сравнения цветности источников света. Световой куб располагается одним ребром к наблюдателю. На одну из граней проецируется эталонный свет, на другую грань - измеряемый. Подбором яркости и цветности эталонного источника наблюдатель добивается одинакового визуального впечатления от обеих граней светового куба. Далее с регуляторов эталона считывается цветность испытуемого источника света.
Другой способ - измерение колориметром (MINOLTA III F, например), т.е. люксметром с тремя зональными светофильтрами. В зависимости от уровня освещенности фотодатчика за каждым светофильтром делается вывод о спектральной температуре.
