Появилась возможность принять участие в экспедициях, проводимых Русским Географическим Обществом.
"Экспедиция к месту гибели дирижабля "СССР В6" и на острова Белого моря".
Начало экспедиции 15-20 августа. Продолжительность 10-15 дней.
Вопросы задавать в личку.
Краткая информация о дирижабле СССР В-6
Этот дирижабль был создан под личным руководством прославленного итальянского исследователя Арктики и выдающегося кон[censored]тора – генерала Умберто Нобиле. С 1932 по 1937 год, он, по приглашению советского правительства курировал дирижаблестроение в нашей стране. С его помощью было налажено серийное строительство больших воздушных кораблей, а в 1934 году построен и самый большой советский дирижабль СССР В-6 — модификация знаменитого дирижабля "Италия". Этот воздушный гигант совершил много замечательных перелетов и установил мировой рекорд продолжительности полета, обогнав лучший немецкий дирижабль "Граф Цеппелин". К сожалению, судьба его оказалось трагичной.
Спасая участников экспедиции "Северный полюс-1", февральской ночью 1938 года, при странном стечении обстоятельств, он потерпел катастрофу, врезавшись недалеко за Полярным кругом в вершину горы высотой 446 м. Из 19 членов экипажа в живых осталось 6 человек. Громкие похороны героев в Москве, а затем забвение.
Вновь о СССР В-6 вспомнили в семидесятые годы, когда на место катастрофы наткнулся геолог, действительный член Русского Географического Общества Юрий Ерёмин. С тех пор его судьба оказалась тесно связанной не только с тайной гибели дирижабля СССР-В6, но и историей воздухоплавания в России. Много лет он собирал материалы, встречался с участниками и очевидцами событий то трагической ночи. В 2000 г. тайной гибели СССР-В6, перенимая эстафету от Юрия Григорьевича, занялась Комиссия научного туризма Русского Географического общества, организовавшая на место трагедии несколько экспедиций.
1938 год. Что он говорит для живущих сейчас? Сталин, Ежов, репрессии. Эту историю еще помнит взрослое поколение, в общих чертах изучало в школе по истории и географии. А современная молодежь? Почти ничего.
Зима 1938 года, вся страна с замиранием сердца читает газеты, слушает Радио. Там, далеко на Севере, терпит бедствие Первая в Мире Советская дрейфующая станция Северный Полюс- 1.
Первая экспедиция, высаженная на самолетах прямо на Полюс, сносится течением мимо Гренландии вниз, к югу, в теплые воды Гольфстрима, медленно и неуклонно навстречу гибели.
Льдина со станцией крошится, колется, трещины рассекают ее пополам, проходят под дном палаток. Надежд перебраться, на более крепкую льдину нет. Лодок, плотов тоже нет. Положение отчаянное. Паники – никакой. Уверены – их спасут.
Радиограмму за радиограммой шлет станция, указывая свои координаты. Льдина уменьшается с каждым днем. Идет счет буквально по дням. Начинается февраль, убывает полярная ночь.
Страна бросила все свои средства. Героев надо спасти, это престиж не только внутренней, но и внешней политики.
Думали послать на выручку дальние самолеты, но им не пробиться, слишком далеко, нет промежуточных мест для посадки, да и на что садиться, льды в районе СП-1 крошатся.
Ледоколы. Они уже вышли из Мурманска и Кронштадта, но им идти далеко, могут и опоздать.
Да, их спасли. Страна встречала Героев – Папанинцев, спасенных 19 февраля 1938 года ледоколами Таймыр и Мурман.
И мало кто знает, их могли спасти гораздо раньше. Не случись непредвиденного…
5 февраля из Долгопрудного (что под Москвой) на выручку Папанинцам вылетел самый большой советский дирижабль СССР В-6.
Длина 104, высота 26 метров. Три моторные гондолы, две боковые и одна кормовая. Большая пассажирская гондола с пилотским постом управления, подвешенная посредине.
Вылетели из Москвы в сложных метеоусловия, сильный ветер, глубокий циклон, снег, низкая облачность. Надо спешить.
Летели под нижней кромкой облаков, придерживаясь железной дороги на Мурманск. Выше сплошное молоко. Еще выше солнце, но как ориентироваться. Барометр-анероид, магнитный и гирокомпас, астролябия – вот все навигационные приборы.
Были еще "высотомеры" в виде фосфорных бомбочек. Их поджигали, бросали вниз, секундомером засекали время падения, уточняя, таким образом, показания барометра - высотомера. Связь по радио на коротких и средних волнах. Не было и точных карт Севера.
Прошли Новгород, Череповец, Петрозаводск, Беломоро-Балтийский канал. Ночь, впереди Кандалакша, Кольский и Мурманск. Затем Северный Ледовитый. Льдина. Всего полпути.
Экипаж считал, что идут высоко. Метров 600, не менее. Ориентиром служила железная дорога и большие костры, разжигаемые на каждой станции и в промежутках. Неожиданностей не предвиделось. Догадывались, что циклон занижал показания барометра и увеличивал высоту полёта, но считали – летят с запасом.
Тем курсом на высоте полёта 600 м (что показывал высотомер) вероятность встречи с горой Н[censored] (446 метров) была в обще - то почти исключена, скорее можно было натолкнуться на стоящие за ней более высокие сопки….
Отблески и грохот двух взрывов были слышны в Кандалакше.
Шесть человек, - три бортмеханика, бывшие в моторных гондолах, двое членов экипажа из пассажирской гондолы и один из грузовой чудом остались живы. Почекин, стоявший впереди, у окна пилотской, вылетел через него. Воробьев, стоявший в гондоле облокотившись на запасной двигатель, вылетел вслед за ним, в проделанную двигателем в момент столкновения дыру в обшивке. Борт инженер Устинович, отдыхавший в гамаке под килем, отделался просто испугом - ни царапины. Спаслись еще 3-и бортмеханика, находившиеся каждый в своей моторной гондоле.
Рано утром их, греющихся у костра из обломков дирижабля, обнаружил высланный на поиск отряд лыжников из ближайшего лагеря геологов, там же в лагере оказали первую медицинскую помощь.
Правительственная комиссия, из ведомства МГБ тов. Ежова, немедленно выехала на место. Все проходило в обстановке строгой секретности.
Материалы расследования были засекречены.
Юрий Григорьевич Ерёмин, старейший член комиссии воздухоплавания Русского Географического Общества, проделал огромную работу, в надежде установить истину. Но секретный акт из архивов НКВД до сих пор не дают никому.
Через 34 года, в сентябре 1972 году, и на месте трагедии, по инициативе Ю.Г. Еременко, был поставлен и торжественно открыт небольшой памятник, который вертолетом доставили прямо на вершину горы. Был проведен торжественный митинг, в котором приняли участие дожившие до этого времени оставшиеся в живых члены экипажа дирижабля, родственники и потомки погибших, общественность города Кандалакша и Москвы.
Истинная причина катастрофы не установлена до сегодняшнего дня.

