Про максимально черный и белый не много не согласен.Художественный отпечаток может быть создан в эфирном восприятии где нибудь между 8-7 зонами и при этом там не будет черного,если по содержанию его там быть не должно,и наоборот в 3-5,и тогда там не будет совсем белого. Все зависит от сюжета. Почитайте Брюса Бренбаума "Фотография.Исскуство самовыражения"Там очень много от фотографии и совсем мало от денситометрии. Сам Адамс,пропагандируя зону 3,как отправную точку по теням,никогда так не поступал в своей печати. Я стараюсь всегда экспонировать так,чтобы получить более плотные негативы,сместив зону 5 в зону 6-7,а иногда в зону 8-9.Тем самым очень легко тени поместить в зону 4-5.Потом просто надо подольше поработать со светами на более длительных выдержках,запечатав эти самые света,но получить все богатство теней,нижняя граница которых будет не на подошве характеристической кривой негатива в зоне 1-2,а в 3 зоне.Тем самым мы улучшаем разделение тонов. Технически правильная печать-это и есть художественная печать,которая дает ощущение красоты и необъяснимого восторга.А брак-он и в Африке брак. Тут никакая система не поможет.Шкала адамса должна быть в голове.Мне сплит грейд система нужна только для отправной точки моих творческих задач и для исследования плотностей негатива,и мне никогда не нужен денситометр,который сужает мои возможности.По денситометру мои негативы будут сплошь перепроявленными да и только. Нюансов много.Ручная печать всегда останется уникальным управлением процесса создания изображения и всегда будет сочетать огромное количество техник.)