Поучиться у Курского

Всего 2 сообщ. | Показаны 1 - 2
Поучиться у Курского
Курский Леонид Дмитриевич, мэтр отечественной фотографии, автор и соавтор 5 книг-учебников по фотосъемке, теперь преподает в Первой Национальной школе телевидения.
Из интервью с ним.
ЛД. - Для выживания любого искусства, любого мастерства нужна преемственность от поколения к поколению, у нас в стране ее не стало более 20 лет назад. С прилавков исчезли книги по фотографии наших мастеров, зато появились книги фотомастеров с Запада. Я не говорю, что наши лучше, а чужие – хуже. Но фотография разных стран возникала и развивалась разными путями. И это очень важно. В итоге сейчас мои студенты, только приходящие в Школу телевидения, западных фотографов знают лучше, чем отечественных. И обратите внимание – чтобы найти сейчас хорошую книгу по истории отечественной фотографии – это надо много времени потратить. А важного, ценного, полезного в том пути, который прошло наше фотоискусство – очень много. Важного, ценного и полезного и для сегодняшних, современных фотографов.

Корр. – Леонид Дмитриевич, я неоднократно слышала о том, что Вы – последний из могикан пленочной фотографии. Это так? Почему вы предпочитаете пленку?
Л.Д. – Да, это так. Но цифра сейчас наступает по всем фронтам. Особенно, в обучающем процессе. Если же говорить о пленочной фотографии, то необходимо сказать, что там больше возможностей для самосовершенствования. Сначала вы снимаете, потом проявляете и получаете возможность увидеть, что же вы там натворили. И в процессе печати вы имеете возможность вернуться на шаг назад и еще раз понять, что вы снимали, как вы видели, да еще и с критическим отношением. То есть пленка дает возможность быстрее продвигаться вперед, обучаться с большей эффективностью. Это момент совершенствования видимого мира и освоения фотографического изображения, даваемого объективом. Геометрическая оптика, которая присутствует с неизбежностью, поскольку без нее не будет фотоаппарата, она рисует мир чуть иначе, чем мы видим его глазом. Это перспектива сугубо геометрическая. Наш глаз работает так же: двухсантиметровый по фокусному расстоянию объектив, причем с некоторыми несовершенствами, но картинку мы не глазом видим, в глазу только электрические сигналы, картинку складывает мозг. Важно то, что мозг трансформирует сигналы из глаза таким способом, который сформировался за всю нашу предысторию, не только человеческую, но и вообще всего живого. Наш орган зрения изначально способствовал выживанию. 90 процентов информации, которую мы получаем, мы получаем через зрение, остальные органы чувств вспомогательные, они не способны полностью заменить нам зрение.
Визуальная перспектива же категорически отличается от того, что показывает объектив. А так, как это перспектива 5-метровых и близких к тому расстояний, то начинающие фотографы неизбежно ошибаются, делая кадр, и не учитывая специфику зрения, специфику объектива и реальности. Это неизбежные ошибки возникают потому, что мало кому приходит в голову изучать принципы визуальных изображений. А это основа основ. Кстати сказать, зарубежные авторы учебников по фотографии о визуальной культуре не пишут ни слова, в чем кроется большая ошибка. И многие наши фотографы осознают ее в процессе обучения, когда сталкиваются с тем, что не получается того, что задумывалось. А почему? Потому что вот эти азы визуализации оказались не изученными, не понятыми. И это приводит к тому, что уходит индивидуальность из фотографии, все начинающие фотографы снимают одинаково, банально, с высоты своего роста, потому что их не научили видению и культуре исполнения того, что они видят.


Корр. – Леонид Дмитриевич, давайте теперь поговорим о Вас. Вы давно преподаете?
Л.Д. – Да. Давно. С начала 60-ых.

Корр. – Ого! А поколения Ваших учеников за все это время сильно отличаются друг от друга?
Л.Д. – Первое, что могу сказать: процент талантливых, увлеченных не меняется от поколения к поколению. Но, конечно, различия есть. И корни этих различий во времени, в окружающих обстоятельствах. Когда в 60-ые я начинал преподавать, все общество было на подъеме, и это влияло и на обучающуюся молодежь. Тогда надо было экзамен держать, конкурс проходить, чтобы попасть в число слушателей. Лет 15 назад картина уже была другой: было много лишних людей, которые пришли на ученическую скамью по самым разным причинам, например, чтобы родители отстали и т.д. Сейчас же мои ученики оплачивают свое обучение в Школе телевидения, поэтому и отношение серьезнее. Но помимо слушателей в обучении задействованы еще и педагоги, ведь так? И вот это тоже проблема. Потому что многие сегодняшние педагоги по фотомастерству (я не говорю, конечно, о педагогах нашей Школы) оказались в этой роли не по устремлению, а по причине каких-то жизненных обстоятельств. Хороший преподаватель обязан быть и мастером в том предмете, которому обучает, и талантливым педагогом, иначе толку не будет. А вот таких мало, исчезающее мало. Поэтому часто слышу жалобы на то, что человек пришел на какие-то фотокурсы, отдал деньги, потратил время, а на выходе – не то, что совсем ноль, но близко к тому. Преподаватель не смог научить даже при наличия желания у его учеников учиться, вкалывать, стараться. Хотя и педагогов тоже винить как-то не с руки. У нас нет методического центра, нет центра подготовки преподавателей. То есть сейчас никто и нигде не готовит преподавателей фотографии, никто не поможет какими-то методическими разработками и т.д.

Вместе с Курским в Первой Национальной преподают Владимир Вяткин и Дмитрий Феклисов.
чему поучиться у Леонида Дмитрича?
Феклисов - красавчик!
Вот у кого на парах всегда интересно, весело и что самое главное - после занятий появляется результат!

Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта

Обратная связь

Здесь вы можете оставить свои контактные данные, чтобы мы могли связаться с вами.