Тема закрыта

Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам

Всего 14 сообщ. | Показаны 1 - 14
Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
С благодарностью принял в дар данный аппарат. Есть несколько вопросов к имеющим опыт использования этого увеличителя.
1. Не могу добиться равномерной фокусировки противоположных сторон проецируемого изображения. Или левая сторона в фокусе или правая. Даже если полностью освободить винт держателя головки объектива, ближний левый угол все равно не в фокусе. Ни одной из комбинаций положений регулировок не могу добиться равномерной фокусировки. Были такие проблемы у кого-нибудь еще? Как вы их решали?
2. Сложно добиться равномерной освещенности. В комплекте шла обычная матовая лампа на 60 вт. С ней на прикрытой диафрагме выдержка достигала 50с, + при закрытии красным фильтром все видно было очень плохо. Сейчас поставил матовую зеркальную лампу 100 вт. Стало получше. Но с равномерностью все равно проблемы. Это еще с матовым стеклом…. А без него вообще страшно смотреть…..
Возможно, у кого-нибудь были подобные проблемы. Поделитесь опытом, как вы их решали? Очень интересны и любые советы по усовершенствованию этого аппарата, т.к. в целом конструктив, по сравнению с УПА, Ленинградом и Доном понравился. В частности возник вопрос: зачем внутри головка увеличителя покрашена черным цветом? Логично, на мой взгляд, было бы покрасить ее белой краской или обтянуть фольгой…. Кто-нибудь этим занимался? Возможно, кто-то менял стекла в прижимном столике… или вообще их стоит выкинуть?
Вопрос по объективам: в комплекте был Mikar s 55/4,5 и Amar s 105/4,5. Ваше мнение по поводу этих объективов по сравнению с Индустарами, Вегами и с другой стороны – относительно Никкоров, Родагонов и Компонаров? И, может кто знает, можно ли ввернуть Родагон в этот увеличитель? Понадобятся ли переходники и где их можно купить?
Спасибо за любую информацию или ссылки на оную.
Re: Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
По пункту 1, а если прикрыть диафрагму до 8 не помогает, все равно на открытой печатать не будете, настраиваете резкость по центру на полной диафрагме и закрываете до 8 должно быть нормально.

По вопросу 2, собственно с равномерностью света сам в шоке, но правда занимался всего гдето минут 40, еще помучаюсь может чего и выйдет, если получится отпишу.
Объективы все ругают, мне тоже не понравились правда не печатал просто на проэкцию слайда смотрел, поставить другие можно только стандартно у них резьба 39*1 а в крокусе 42*1 нужен переходник 39*42 покупал недели две назад в фотомастерских РСУ меньше 100руб.

Если будет или есть какая информация по тюнингу этого прибора не сочтите за труд черкните на fedor126 собачка mail.ru .
Re: Re: Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
Диафрагмирую всегда до 16.......
А переходник, который вы купили уже имели опыт использовать? Нормально с ним Вега 11У встает на Крокус, интересно?
По равномерности света у меня менне критичные требования. Печатаю с узкой пленки максимум 20х30.
Если будет информация - поделюсь. Да и вы если что - пишите. parfilov@inbox.ru Аськой не пользуюсь. Удачи.
Re: Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
Через переходник ставил Индустар 90У он по физическим размерам идентичен Веге 11у, встает нормально только не очень удобно диафрагму менять, но не критично.
Судя по проблемам которые вы описываете у вас с ним что то страшное поле для узкой пленки освещенность я настроил практически без проблем, а вот с нерезкостью по полю как то странно на моем на 6*9 на диафрагме 8 все более менее, при том что вообще не настраивал.
Может вам не имеет смысла возится с крокусом для узкой пленки, купите Дон по моему 103(если интересно дома буду посмотрю точно) я его купил за 400 рублей (на молотке нашел). У дона при значительно меньших рамерах все в порядке с этим, плюс цветоголова можно мультиконтраст печатать без фильтров, объектив родной очень неплох и 20 на 30 без проблем.
Если бы не 120 пленка с желанием печатать 30*40 я на нем бы и печатал полностью устраивал, а вот крокус я чувствую еще дорабатывать напильником немеренно, да и без гарантии на успех.
Re: Re: Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
да... стоит подумать о печати на Доне
Re: Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
На 35 мм пленку:

- матовое стекло нафиг
- третюю/верхнюю линзу конденсора нафиг
- стекла из рамочки нафиг
- "родные" объективы нафиг

Теперь можно начинать работать:

- матовую/опал/зеркальную с матовым покрытием лампу небольшой мощности
- вариант объектива Индустар 61 Л/З, стараться НЕ диафрагмировать
- в рамочке вместо стекол пластинки (антистатический пластик, картон) с отверстием под размер кадра

Дополнение к выше изложенному - еще приходилось приподнять конденсор где-то на сантиметр-два.
Re: Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
Цитата:

от:edelveys
С благодарностью принял в дар данный аппарат. Есть несколько вопросов к имеющим опыт использования этого увеличителя.
1. Не могу добиться равномерной фокусировки противоположных сторон проецируемого изображения. Или левая сторона в фокусе или правая. Даже если полностью освободить винт держателя головки объектива, ближний левый угол все равно не в фокусе. Ни одной из комбинаций положений регулировок не могу добиться равномерной фокусировки. Были такие проблемы у кого-нибудь еще? Как вы их решали?

Подробнее

Возможные причины : неперпендикулярность штанги поверхности стола, незначительный поворот корпуса увеличителя, поворот объективной доски, перекос рамки или стекол. Порядок проверки и настройки:
1. Металлической линейкой проверить плоскость стола. Если стол покоробился и имеет неплоскостность более 1 мм - его необходимо заменить.
2. Стол выставить по уровню в горизонтальной плоскости.
Проверить уровнем или отвесом вертикальность штанги. При отклонении от вертикали проверить затяжку гаек штанги, и подбором прокладок под основание штанги установить её вертикально.
3. На корпусную пластину установить уровень, ослабить затяжную гайку, выставить корпусную пластину по горизонту, затянуть гайку.
4. В рамку вставить негатив, сфокусироваться (на полностью открытой диафрагме), и при полностью открытых шторках рамки замерить размеры левой и правой стороны изображения негатива на рабочем столе (увеличитель при этом поднять на 2/3 максимальной высоты). При расхождении размеров более, чем на 5 мм вращением объективной доски добиться равенства размеров.
5. Проверить фокусировку по полю, и убедиться в её равномерности. Если равномерности нет - замените уровень на исправный либо отрегулируйте его.
Цитата:

от:edelveys
2. Сложно добиться равномерной освещенности. В комплекте шла обычная матовая лампа на 60 вт. С ней на прикрытой диафрагме выдержка достигала 50с, + при закрытии красным фильтром все видно было очень плохо. Сейчас поставил матовую зеркальную лампу 100 вт. Стало получше. Но с равномерностью все равно проблемы. Это еще с матовым стеклом…. А без него вообще страшно смотреть…..
Возможно, у кого-нибудь были подобные проблемы. Поделитесь опытом, как вы их решали? Очень интересны и любые советы по усовершенствованию этого аппарата, т.к. в целом конструктив, по сравнению с УПА, Ленинградом и Доном понравился. В частности возник вопрос: зачем внутри головка увеличителя покрашена черным цветом? Логично, на мой взгляд, было бы покрасить ее белой краской или обтянуть фольгой…. Кто-нибудь этим занимался? Возможно, кто-то менял стекла в прижимном столике… или вообще их стоит выкинуть?

Подробнее

Стекла выкинул, матовое стекло оставил. Лампочка матовая зеркальная на 150 Вт. Проверяйте лампочку тщательно - на колбе не должно быть надписей и видимых на включенной лампочке дефектов стекла колбы - это все потом увидите на снимках. Настройку освещенности провожу при полностью закрытой диафрагме, печатаю при полностью открытой, либо прикрытой до 5,6.
Цитата:

от:edelveys
Вопрос по объективам: в комплекте был Mikar s 55/4,5 и Amar s 105/4,5. Ваше мнение по поводу этих объективов по сравнению с Индустарами, Вегами и с другой стороны – относительно Никкоров, Родагонов и Компонаров? И, может кто знает, можно ли ввернуть Родагон в этот увеличитель? Понадобятся ли переходники и где их можно купить?
Спасибо за любую информацию или ссылки на оную.

Подробнее

Родные объективы попользовал раз - и избавился от них.
Re: Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
Начинаем тюнинг 4SL. Итак обратите внимание на стол он же экран,посмотрите с торца по длинной стороне.Где то в середине он наверное прогнутый,от времени,от веса головки. В последних моделях Крокусов они исправят это делая стол из двойного ДСП. Что еще можно? По периметру усилить металл. уголком,или снизу по диогонали (дон-110.103,203). Когда добьетесь идеальной плоскости,можно наклеить белый пластик 88-м клеем или аналогом.Установив штангу добейтесь ее перпендикулярности по отношению к столу как по "кивку" так и лево .право.Рисуют или находят на прозрачной пленке прямоугольник(были определители резкости),естественно все параллельно,из угла в угол диагонали.Проецируйте этот рисунок до 20Х30 или 30х40 и измеряйте стороны прямоугольника.добивайтесь предусмотренными конструкцией увеличителя регулировками или при помощи "молотка и матери" правильности сторон и диагоналей. Нужна обязательная оптическая соосность,т.к. при смещении лампы или объектива от оптич. оси на экране ФУ невозможно добиться равномерного света,поскольку свет собранный конденсором в узкий пучок не попадает во входной зрачок объектива.Теперь стол плоский,вы ему уже доверяете,штанга перпендикулярна. Это мои воспоминания , кстати из далекого прошлого.Конденсор и оптику штатную прячем и забываем о ней,оптику можно даже подарить.Для печати на узкую пленку на место штатного конденсора вытачиваем круг из текстолита с отверстием в центре для нашего конденсора от любого увеличителя. Я выбирал из 7 штук. Что бы не было пузырей,свилей .сколов на линзах.От Дона хороши конденсоры(Беларусь и Ракурс не "шупал"") но тогда Донов еще не было,(Ленинград,Нева,УПА,) продавались отдельно еще конденсоры. Для широкой пленки придется ставить польский конденсор,но если есть стекла от наших,то поэкпериментируйте. Для узкой пленки стекла в негативной рамке убирались, делал вкладыши на заводе,естественно все зачерненное.вышллифованное из дюраля(ну была такая возможность.была) Объектив из наших для 35мм. лучший ВЕГА11У,кстати буква У в конце означает что он для фотоувеличителя расчитан. Для Крокуса класно подходит Вега Азовского ОМЗ,она блендирована,за счет этого корпус более длинный чем Вега Минская и Красногорская.Дело еще в том что кроме резьбы М39 у наших объективов для ФУ и другой рабочий отрезок(короче),поэтому я в свое время вытачивал переходной стакан,что бы объектив придвинуть к негативу. Кольцо диафрагмы Вега от АОМЗ из этого стакана выглядывает и позволяет удобно его вращать.Все другие Веги короче,и их не видно даже из такого стакана,приходилось вырезать из пузырей от шампуни удлинители для переключения диафрагмы. Кожух Крокуса составной из 3-х частей,и и помнится мне ,что именно с 3-мя частями наилучшая равномерность освещенности экрана,т.е с удлинительной вставкой-кольцом.Есть такая у вас? На малых форматах отпечатков заметной разницы между объективами не видно,а вот 20х30 и выше уже надо смотреть. Индустар 90У для 6х6 расчитан. Отличие проекционных объективов типа "У"от съемочных-они специально скорригированны для проекции плоского негатива.расположенного вблизи объектива,на плоский лист бумаги ,находящейся гораздо дальше ,чем пленка в съемочной камере.Они проше съемочных,меньше относит. отверстие,несколько отличаются по фокусному расстоянию и рабочему отрезку.Современные делают из того стекла что и съемочные и просветляют.Для больших увеличений лучший объектив двойной анастигмат,для небольших любой несимметричный. Если есть возможность почитайте "справочник по фотографии(фотопечать) А.С.Гурлев (Тэхника-Киев) 1993г. По моему самая лучшая из совдеповских книг по такой теме.
Re: Вопрос по увеличителю Крокус 4 SL и объективам
Неравномерность резкости по полю это скорее всего следствие не паралельности плоскости пленки и плоскости проекции. Эти машины имееют возможность проецировать на стену, поэтому башка("клона") у них крутится в вертикальной плоскости. У вас возможно сбита вертикальность "колоны" увеличителя.

В остальном: объективы Вега 11у для узкой Индустар 100у для широкой. У них сечас у новых резба М42 и переходник не нужен. Матовое стекло у них действительно больше мешает, чем помогает. Лампа 150-200вт с матовой колбой(без зеркала даже лучше) поднятая прямо под купол, немного помогает с неравномерностью. Насчет конденсора он у них, вроде, как разный бывает, и у меня нет достаточного опыта, чтобы давать рекомендации по этому поводу.
Re[edelveys]:
И у крокуса хрустит мех при фокусировке и сыпится черная пыль.
Re[Фэд-Зоркий]:
А что с этим делать?) как ухаживать за мехом крокуса?
Re[Павел Юдин]:
Кожаную обувь рекомендуется смазывать рициновым маслом, можете попробовать с крокусом. ;)
Re[edelveys]:
Цитата:
от: edelveys
С благодарностью принял в дар данный аппарат. Есть несколько вопросов к имеющим опыт использования этого увеличителя.
....
Спасибо за любую информацию или ссылки на оную.


1. плоскость пленки не параллельна плоскости стола. Нужно ремонтировать и настраивать.

2. Либо лампу задирайте в самый верх. либо ставьте специальную лампу, (см. в сети статью типа "увеличитель с точечным источником света")
Конденсор в крокусе состоит из 2-х частей. Одна из линз конденсора прям в оправе снимается.
Можно поиграться, подбирая расстояние от нижней линзы конденсора до плоскости пленки т.е. что-то подложить под конденсор дабы его поднять, какие-то стоечки изготовить штуки 3-4.

3. стекла надо заменить на специальные, либо просто убрать,
как советуют рамку что-то типа картонки или текстолита.

4. Объективы сменить однозначно на что-то приличное типа лейтц, шнайдер, никон... б/у в хорошем состоянии не такие уж и дорогие, хотя...кому как, ну или наши веги-индустары типа 58-го.(только не 22 и 50).
А вообще...пока вы его до ума доведете, сил и времени потратите...
Для серьезной фотопечати надо покупать серьезные увеличители, они есть и в б/у состоянии тоже недорогие.
Re[Serg_O]:
Вы отвечаете на вопрос, заданый 14 лет тому назад. :D
Думаю, что за это время автор решил свои вопросы или просто прекратил печатать на Крокусе.
Тему закрываю.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта