Неактиничное освещение

Всего 36 сообщ. | Показаны 1 - 20
Неактиничное освещение
Господа,

расскажите, кто какими фонарями пользуется в темной комнате?

Лично я имею опыт работы только с совецким красным фонарем и, сказать по-правде, вспоминаю его без энтузиазма. Ибо нихрена не видно и для глаз напряжно.

Но тут читаю, что лучше использовать желто-зеленое излучение, что типа видно лучше и для глаз хорошо.

Опять же - появились светодиодные фонари, излучающие весьма узкий спектр, в отличие от обычных ламповый со светофильтром, ибо светофильтр сколько-то в широком спектре света да пропускает.

Беглый поиск показал, что щас выпускают Фонари Неактиничные для рентгенлабораторий.

Скажем:
http://www.nw-technology.ru/catalog/photolamp.html

Заявлены два режима - зеленый 590 нм, и красный 660 нм.

Для бром бумаги Фома заявлена чувствительность где-то до 530 нм, так что как раз.

Есть разные варианты, по запросу Фонарь неактиничный Яндекс находит вполне.

Цены на подобные фонари типа тыщи полторы рупь.
Да и по правде говоря можно самому купить светодиодов да без проблем сбацать вообще задешево.

Кстати, прочитал про тест неактиничного освещения (это для рентген пленки, для бумаги надо время увеличить, я так полагаю). Цитирую:

"Поместите предварительно экспонированную необработанную пленку на рабочий стол темной комнаты, и поместите 6 монет на пленку в случайных позициях. Включите в темной комнате неактиничное освещение и удаляйте по монете каждые 10 секунд. По истечении 1 минуты выключите неактиничное освещение темной комнаты и обработайте пленку. Когда пленка просматривается после обработки, может иметься изображение монет. Если не имеется никаких изображений монет, освещение темной комнаты - хорошее. Если имеется 1 видимая монета, условия работы в темной комнате позволяют работать не более 50 секунд. Если 2 монеты видимы, условия работы в темной комнате позволяют работать не более в течение 40 секунд, и т.д."

оригинал тут:
http://panacea.kh.ua/Articles/NeaktinLight.aspx

Выскажитесь плз.

Интересует опыт для моноконтрастных бумаг и для мультиконтрастных бумаг.

Так же читал, что есть некие "натриевые" фонари для цветной печати, но найти информацию по ним толком не смог (до цветной печати мне, правда, как до пекина раком, но все одно интересно).

Re[Алeксей_SПб]:
у меня два фонаря, поскольку даркром вытянутый один АР красный между увеличителем и первой кюветой с проявителем, второй самодельный из детского настольного светильника с прищепкой со светодиодной красной лампой на 220вольт под цоколь от точечного освещения, в камнате довольно светло, хватает света для разметки и нарезки бумаги допустим под квадрат, светится только Фома, но немного и то это пока подозрения на мой свет, возможно дело в другом.
Re[Алeксей_SПб]:
Яштолд-Говорко рекомендует следующий способ проверки неактиничности освещения:

"Приобретя лабораторный фонарь, нужно проверить, не вуалирует ли его светофильтр
фотобумагу. Для этого, например, под фонарем со светло-красным светофильтром
экспонируют бромосеребряную фотобумагу. Перед проверкой ее лист форматом 13 Х 18 см
закрывают черной неактиничной бумагой и кладут его на расстоянии 0,5 м от фонаря, в
который вставлен испытываемый светофильтр. Затем сдвигают неактиничную бумагу на 1/5,
формата фотобумаги и экспонируют открытую полоску 1 мин. После чего черную бумагу
вновь отодвигают на '/5 формата и снова освещают 1 мин. Эту операцию повторяют еще два
раза.
В результате на фотобумаге будет четыре различно экспонированные полоски (1, 2, 3 и 4
мин) и одна полоска, не подвергавшаяся воздействию света. Освещенную таким образом
фотобумагу проявляют, закрыв кювету листом картона. Затем фотобумагу фиксируют,
промывают и высушивают.
Если светофильтр хороший, то разницы между неосвещенной и экспонированными
полосками фотобумаги быть не должно. Слабое почернение полоски, освещавшейся 3 мин,
указывает, что светофильтр слегка пропускает актиничные лучи. При отсутствии другого
светофильтра им еще можно пользоваться, но предохраняя фотобумагу от
непосредственного освещения фонарем. Если же почернели полоски, экспонированные 1—2
мин, то светофильтр надо заменить новым.
Аналогично проверяют качество оранжевого и желтого светофильтров, только для
испытания первого берут хлоро-бромосеребряную фотобумагу, а второго —
хлоросеребряную, экспонируя их 0,5; 1; 2; 3 мин.
Красители, которыми окрашен светофильтр, в течение времени выцветают и начинают
пропускать актиничные лучи и вуалировать фотобумагу. Поэтому проверку светофильтров
лабораторных фонарей рекомендуется производить раз в два-три месяца, разумеется, если
ими пользуются каждый день."

Т.е. получается так, что старые фонари пора фтопку
Re[Алeксей_SПб]:
В старых фонарях главная проблема - растрескивание или выгорание желатинового слоя красителя. Обычно это происходит из-за перегрева. Даже 40 ват для такого фильтра - много.
Есть простой способ увеличить светоотдачу без увеличения нагрева. Ставится лампочка на 20 ват а внутренняя часть фонаря обкладывается фольгой.
Ну и более кардинальные варианты энергосберегающие, светодиодные, натриевые низкого давления и пр пр.
Re[pilligrim]:
Яркий жёлто-зелёный фонарь годится лишь для нынешего славича. Неяркий - для всех моноконтрастных бумаг. Для поликонтрастных не годится.
Энергосберегайки требуется монтировать так, чтобы цоколь, в котором полупроводниковые фитюлечки спрятаны, был снаружи и не перегревался. Кстати сказать, лавсановый киношный оранжевый коррекционный 1/4 светофильтр LEE, будучи установлен перед лампой Осрам 840 (белая), напрочь отсекает на мультиконтрасте все слои, кроме самого мягкого. И на этот слой действует лишь самым краешком пропускаемого спектра. Так что есть смысл поэкпериментировать с энергосберегайками и оранжевыми фильтрами.
А я вот очень уважаю старые трёхрублёвые советские железные фонари. И чем старее, тем удобнее. Фильтры вставляю из красного оргстекла. Внутрь лампу на 25 или 40 ватт. Зависит от габаритов фонаря. На кюветы напрямую не свечу. Только для освещения помещения.
Re[Алeксей_SПб]:
Я вообще довольно интересно решил проблемму, по свету мне нравится оранжевый он не так врет контраст как красный а в качестве лампочки я использую энергосберегалку на 6 ватт, которая горит как 20 ватт и спектр у нее не белый а теплый желтый в результате бумагу не засвечивает и видно довольно хорошо. Для сравнения 15 ватт обычная лампочка светит слабее а бумагу засвечивает быстрее.
Re[Алeксей_SПб]:
Цитата:
от: Алeксей_SПб
Господа,

расскажите, кто какими фонарями пользуется в темной комнате?




Красный фонарь не очень годится для мультиконтрастных бумаг. Нужен оранжевый или коричневый.
Из светодиодных фонарей порекомендую Jobo Maxilux Safelight и Jobo Minilux Safelight. Максилюкс имеет 3 режима работы: для чб, цвета и еще чего-то. Он излучает строго в окрестности длине 598 нм, причем цветные бумаги имеют провал чувствительности в окрестности 600 нм.
Минилюкс — маленький фонарик с одним светодиодом, вешается на шею или прикрепляется к карману. Питание от АА батарейки.

P.S.

Режимы максилюкса

Setting #1 is for b/w.

#2 is for RA-4 paper; color prints from color negs.

#3 is for color prints from color slides.
Re[YG]:
Цитата:
от: YG
Красный фонарь не очень годится для мультиконтрастных бумаг. Нужен оранжевый или коричневый.

Коричневый все производители рекомендуют. Я, например, его никогда в глаза не видел. А вот про оранжевый вы зря. Он пропускает зелёные лучи. В отличие от красного. И, если вы имеете ввиду лампы накаливания, то там этих зелёных лучей ого-го! В отличие от энергосберегаек. Так чем же вам красный не угодил? Да, мультиконтраст он за десять минут, пожалуй, засветит. Оранжевый засветит его за минуту. Или вы не про лампы накаливания? Уточните, будьте любезны!
Каждой лампе свой фильтр нужен.
Re[nebrit]:
Чудеса какие то. У меня красный ну ничегошеньки не засвечивал.
Резал при нём большую бумагу на мелкие куски - всё ОК. Никакой вуали.
Re[pilligrim]:
Какую именно бумагу? Илфорд мульти? Славич? Другую?
Re[nebrit]:
Цитата:
от: nebrit
Какую именно бумагу? Илфорд мульти? Славич? Другую?


Резал и печатал Славич 50на60.
Печатал на Илфорде Мультигрей 50на60. Тоже дело было не 1 минуты. Пока разместишь, пока отэкспонируешь, проявишь с ванночках 40на50 катая туда сюда. Минут 5 проходит.

Засветки были только от выгоревших фонарей кои я повыкидывал.
Re[pilligrim]:
Тоже резал 50 х 60 на 30 х 45 с помощью линейки и обычного ножа для бумаги, при красном фонаре с обычной лампочкой 15 ватт, никакой вуали а дело это не одной минуты-пока разметишь, линейку поставишь, отрежешь. Бумага была Форте
Re[pilligrim]:
Будем считать "про илфорд" ответом Юрию по поводу якобы негодности красного фильтра. :D
Славич же вообще почти ничего не боится. У него чувствительность весьма маленькая и вообще он "моно". Ориентироваться по нему нельзя.

П.С. Склейте вы себе кюветы из полистирола и оргстекла 55*65. Дно оргстекло 4мм. Бока полистирол 6мм. Это ж гемор-то какой - катать! Да и бумага мнётся. При плоском дне достаточно литра полтора раствора. Особенно, если его из банки на бумагу выплеснуть, уже лежащую в пустой кювете.
Re[nebrit]:
Я илфордовский мультик 50 х 60 так-же резал как и форте, форте кстати тоже была моно но особых засветов на иультике не замечал.
Re[Сергей Орловский]:
У меня в потолочном фонаре, сделанном из пятилитровой жестяной консервной банки за тёмно-красным советским фильтром матовая лампа ватт на 60. Если не больше. Минут пять терпимо. А в других лампы по 40 ватт. Ну не было в магазине по 25. Они направлены на оборудование. Напрямую на бумагу ни один не светит. Вообще-то довольно темно. Журнал не почитаешь. А когда на славич печатал, лет десять назад, можно было журнал читать. И без вуали.
Ну и стараюсь почаще "люстру" включать. Если бумага спрятана.
Re[Алeксей_SПб]:
Господа, все-таки два вопроса остались нераскрыты:

а) таки красный или зеленый?

б) что вы все про эти лампы, светодиоды не пользует чтоль никто?

Re[nebrit]:
Поставте энегро сберегалку на 5-6 ватт у меня от нее довольно светло. Ранеше у меня фильтр был крано- оранжевый так там вообще лампочка стояла на 40 ватт и не светило ничего, я там правда бумагу не резал а только печатал, но стекло я кокнул и больше такое найти не могу. Он еще и для глаз был довольно приятным.
Re[Алeксей_SПб]:
Пробовал красный светоид, фигня бумагу светит практически сразу.
Re[Алeксей_SПб]:
Цитата:
от: Алeксей_SПб
таки красный или зеленый?

моно - чувствительна только к синим лучам. И ультрафиолету. Задача - отсечь синий.
поли - к синим и зелёным. Причём максимум чувствительности приходится на небольшие участки спектра. Задача отсечь напрочь те участки спектра, к которым чувствительна. Или хотя бы "придавить" очень конкретно.
В качестве ликбеза: полезно открыть ПДФ мультигрейдовской бумаги с сайта илфорда в одной половине экрана на странице с графиком чувствительности, а в другой половине открыть ПДФ на неактиничные фильтры с того же сайта. Тоже с графиками. И чуток проштудировать это дело.
Re[nebrit]:
Цитата:

от:nebrit
Коричневый все производители рекомендуют. Я, например, его никогда в глаза не видел. А вот про оранжевый вы зря. Он пропускает зелёные лучи. В отличие от красного. И, если вы имеете ввиду лампы накаливания, то там этих зелёных лучей ого-го! В отличие от энергосберегаек. Так чем же вам красный не угодил? Да, мультиконтраст он за десять минут, пожалуй, засветит. Оранжевый засветит его за минуту. Или вы не про лампы накаливания? Уточните, будьте любезны!
Каждой лампе свой фильтр нужен.

Подробнее



Я проверял различные фонари: с зеленым фильтром, красным и коричневым. Лампа накаливания (одна и та же). Поместил бумагу (мультиконтраст ильфорд) вплотную к стеклу.
Зеленый засветил за минуту до черноты, красный за минуту тоже засветил, но слабее.
Коричневый совершенно НЕ засветил за 10 минут (тоже вплотную к стеклу).
В принципе, Джобовский светодиодный не засвечивает за 10 минут, но тут трудно сравнивать с коричневым, ибо мощности разные.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта